ФГУП «Росморпорт» принимает участие в международном конгрессе «Гидротехнические сооружения и дноуглубление»

ФГУП «Росморпорт» принимает участие в международном конгрессе «Гидротехнические сооружения и дноуглубление»
Дата публикации
11 Марта 2021
Источник
Росморпопрт

ФГУП «Росморпорт» принимает участие в международном конгрессе «Гидротехнические сооружения и дноуглубление», который проходит в Торгово-промышленной палате Российской Федерации. ФГУП «Росморпорт» - генеральный партнер конгресса.

С докладом о перспективных проектах ФГУП «Росморпорт» по созданию ГТС и дноуглублению и проблемах, мешающих их реализации, выступил начальник Управления капитального строительства и ремонта ФГУП «Росморпорт» Денис Вицнаровский.

В 2020 году прирост мощностей морских портов России составил более 32 млн тонн за счет ввода в эксплуатацию новых объектов портовой инфраструктуры. На сегодняшний день ФГУП «Росморпорт» на разных этапах реализует крупные проекты по созданию морских терминалов, среди них портовый комплекс в Геленджике, терминал в Пионерском, перевалочный СПГ-комплекс в бухте Бечевинская. При этом предприятие систематически сталкивается с трудностями ценообразования дноуглубительных работ в рамках проектов.

Сегодня на рынке морского дноуглубления в России сложилась ситуация, при которой затраты времени, включенные в действующие элементные сметные нормы, и единичные расценки на дноуглубительные работы не соответствуют фактическим ресурсозатратам дноуглубителей и не учитывают фактические условия проведения дноуглубления. Кроме того, в действующей сметной базе отсутствует ряд необходимых норм и расценок, касающихся современного зарубежного дноуглубительного флота. В целом это приводит к установлению сметной стоимости, неадекватной рынку, и, как следствие, к срывам конкурентных процедур.

В нынешнем году ФГУП «Росморпорт» начинает работу над актуализацией действующих сметных норм и единичных расценок на дноуглубительные работы и уточнением стоимости эксплуатации плавучих технических средств.

Также существуют проблемы, связанные с экологическим обеспечением дноуглубления. Одна из основных – невозможность оперативно реагировать на необходимость выполнения ремонтных дноуглубительных работ. Согласно действующему законодательству срок разработки проектной документации, обосновывающей дноуглубление, и получения разрешительных документов в среднем составляет 1,5 года. Из них примерно 8 месяцев уходит на согласование проекта и получение разрешения на подводный отвал.

Дноуглубители также сталкиваются с запретом на проведение работ в период нереста и миграции водных биоресурсов в районе проведения работ без учета фактического наличия их видов на акватории порта. Еще одна проблема – несоответствие стоимости мероприятий по компенсации вреда водным биоресурсам фактически нанесенному ущербу: согласно действующей методике оценки ущерба даже при нанесении ущерба малоценным и сорным видам водных биоресурсов он возмещается ценными и особо ценными видами. В связи с этим предприятие продолжает вести работу с Росрыболовством в части внесения изменений в методику.

Всего за прошлый год ФГУП «Росморпорт» обеспечило навигационные параметры акваторий и подходных каналов на 49 объектах в 22 морских портах России, выполнив дноуглубление в объеме 7,8 млн кубометров. По предварительным планам, объем ремонтных дноуглубительных работ в 2021 году составит порядка 8,3 млн кубометров грунта. Уже сейчас задействовано 13 единиц дноуглубительного флота предприятия.

В составе флота предприятия появляются все новые дноуглубительные суда. Как следствие, стабильно растет доля дноуглубительных работ, выполняемых собственной техникой. С 2014 по 2020 годы этот показатель увеличился с 52% до 90%, что привело к значительному сокращению затрат на привлечение подрядных организаций. Практически весь объем работ этого года планируется выполнить собственной техникой (около 8 млн кубометров).

Подробнее об обновлении дноуглубительного флота в своем докладе рассказал начальник Управления эксплуатации флота ФГУП «Росморпорт» Владимир Виноградов. Так, с 2016 года дноуглубительный флот предприятия обновился на 25 судов общей стоимостью более 9,5 млрд рублей. Обновление флота предприятия происходит за счет собственных средств, без привлечения средств Федерального бюджета.