"Волжское пароходство" итоги 2020 года

 "Волжское пароходство"  итоги 2020 года
Дата публикации
24 Февраля 2021
Источник
Корабел

АО "Судоходная компания "Волжское пароходство" - одна из самых крупных частных судоходных компаний в России. Флот пароходства насчитывает более 250 судов, выполняющих перевозки различных видов груза по реке и морю. В 2018-2020 годах в состав компании вошли "В.Ф. Танкер" и Северо-Западное пароходство.

Какие изменения произошли в судоходной компании за последние годы, как коронавирус сказался на водных перевозках, какой флот необходим для работы на ВВП и какие специалисты нужны на флоте - в интервью с Юрием Гильцем - управляющим директором АО "Судоходная компания "Волжское пароходство".

- Юрий Борисович, какие виды деятельности осуществляет Волжское пароходство и какие из них на сегодня считаются приоритетными?  

- Волжское пароходство сегодня — одна из крупнейших частных судоходных компаний России. В операционном управлении пароходства находятся более 250 единиц флота: это морские и "река-море" сухогрузные суда, речные сухогрузы, танкеры и танкеры-химовозы "река-море", технический и вспомогательный флот.

По перевозкам на ВВП мы работаем во всех бассейнах европейской части России с выходом в прибрежные воды Балтийского, Черного, Каспийского морей. Основные маршруты морских судов и судов "река-море" плавания — морские порты Европы, Ближнего Востока, Северной Африки, Каспия.

Наш флот, разноплановый по грузовой базе и по тоннажу (от "трехтысячников" до "семитысячников"), осуществляет круглогодичные и некруглогодичные перевозки. Это позволяет нам сотрудничать с грузовладельцами по оптимальным схемам доставки с учетом направлений и объемов грузов, условий плавания, технических характеристик портов и портовых терминалов.

В основном работаем с экспортными грузами. Прежде всего это сырье, большую долю занимают агропромышленные грузы, в том числе зерно, семечка, шрот. Также перевозим большой объем экспортного металла, различных удобрений, доставляем балансовую древесину, уголь, нефтепродукты и пищевые растительные масла, на внутренних перевозках большую долю занимают инертные грузы.

Конечно, одним из приоритетных направлений в сегменте речных и "река-море" перевозок для нас является доставка негабаритного оборудования и проектных грузов, при этом у нас есть возможности перевозить такие грузы как по магистральным, так и по боковым рекам, в порты, не имеющие альтернативных способов доставки.

Все это позволяет Волжскому пароходству занимать свои ниши на российском и международном рынках.

- Как прошла для компании навигация 2020? Как сказалась на вас пандемия?

- Уточню, в настоящее время мы не являемся только речным пароходством: порядка 90 судов работают круглогодично. Мы подводим итоги как по навигации, так и в целом по году.

Если говорить о завершившейся на реке навигации 2020 года, то в целом она была успешной. Всего по внутренним водным путям России наши суда перевезли 8,2 млн тонн груза. Хорошие показатели по объемам перевозок зерновых — 3,2 млн тонн, щебеночной продукции — 1,5 млн тонн, металлу — 800 тыс. тонн. Также неплохие результаты достигнуты по объемам речных перевозок нефтеналивным флотом — 0,9 млн тонн.

И это несмотря на более низкие фрахтовые ставки, чем в прошлом году, и пандемию коронавируса, достаточно серьезно сказавшуюся на работе флота.

Безусловно, мы, как и многие судоходные компании, столкнулись с трудностями по организации смен экипажей, но наши суда продолжали работу в штатном режиме и выходили в рейсы. Сейчас порядок смен экипажей отработан на государственном уровне.

В компании с самого начала пандемии, в марте, были приняты все необходимые меры для того, чтобы сохранить здоровье сотрудников и недопустить распространение коронавирусной инфекции. Большая часть работников береговых служб была переведена на удаленный режим работы, для другой части специалистов организован выход в офис по графику, чтобы максимально минимизировать непосредственные контакты.

Регулярно в обязательном порядке за счет компании мы тестируем сотрудников на Covid-19: экипажи — перед посадкой на судно, специалистов береговых служб — каждые две недели. Сейчас для работников Волжского пароходства, которые выразили свое согласие на вакцинацию, компания централизованно организовала и эту процедуру.

- Какие были самые сложные и важные проекты в ушедшем году?

- Важен каждый проект и каждая перевозка, потому что мы несем ответственность за груз, безопасность судоходства, наших судов и наших экипажей.

Если говорить о приоритетных для нашей компании нишевых направлениях, то одно из них — перевозки проектных грузов. Это грузы и оборудование для предприятий самых разных отраслей: нефтегазового комплекса и нефтехимической промышленности, атомной и тепловой энергетики, ветроэнергетики, предприятий машиностроения, судостроения, металлургии, а также инфраструктурных объектов.

По объективным причинам в 2020 году многие проекты на Каспии, связанные с нефтью и газом, были заморожены и отодвинуты по срокам реализации. Тем не менее, мы выполнили 25 проектных рейсов.
Так, с апреля по июль 2020 года шесть теплоходов "Нева-Лидер" проекта RSD49 выполняли проектные перевозки оборудования из болгарского порта Варна в порт Баутино на Каспии для строительства крупного объекта нефтехимического комплекса Казахстана. В августе три теплохода "Сормовский" и теплоход типа "Валдай" доставили партию оборудования немецкого производства из порта Бронка в порт Ростов-на-Дону.

Еще раз отмечу, наш флот работает не только в период навигации — перевозки продолжаются круглогодично, только по другим маршрутам. В январе 2021 года мы совместно с нашей дочерней компанией ООО "Волго-Балтик Логистик" выполнили уникальный проект по доставке негабаритного длинномерного оборудования из Калининграда в порт Усть-Луга. Два теплохода Волжского пароходства — "Оникс" и "Чароит" — перевезли оборудование для строительства морского перегрузочного терминала в Ленинградской области: две переходные галереи (длина 65-70 метров) и четыре грузовые стрелы (длина 53 метра). Вес каждого грузового места достигал 155 тонн, высота — 9 метров, общий объем перевезенного оборудования — около 1000 тонн.

Конечно, такие перевозки требуют предварительной проработки: инжиниринговые расчеты, подготовка нескольких проектов транспортировки, размещения, крепления, а также крановой погрузки и выгрузки негабаритного и тяжеловесного оборудования. Но чем больше интересных, и, как вы говорите сложных задач, тем богаче наш опыт.
  - Расскажите о состоянии флота компании. Планируете ли обновление и в каких судах сегодня нуждается пароходство?  

- Мы предъявляем самые высокие требования к обеспечению безопасной эксплуатации судов и качеству наших услуг, поэтому флот содержится в хорошем техническом состоянии, соответствуя всем национальным требованиям и международным конвенциям. Также, что немаловажно, наши суда обеспечены комплексной страховой защитой в первоклассных российских и иностранных страховых компаниях.

Что касается среднего возраста судов. Средний возраст конвенционных танкеров "река-море" — менее 10 лет, сухогрузных морских и "река-море" судов — порядка 20 лет. Куда острее стоит вопрос речного сухогрузного флота, основу которого составляют довольно возрастные "Волго-Доны". Но сегодня экономика внутренних речных перевозок такова, что, к сожалению, российские судовладельцы строят преимущественно флот класса "река – море" для международных перевозок. Проблема обновления речного флота является одной из ключевых.

И для нашей компании вопрос обновления и переоборудования флота также остается одним из основных. Мы рассматриваем разные варианты обновления и поддержания речного флота: от   продления эксплуатационного ресурса возрастных речных судов, конвертации части речного невостребованного наливного флота в сухогрузы до программы строительства нового эффективного флота. Здесь необходим комплексный подход.

- Как и где производится ремонт судов?

- В начале декабря 2020 года начали плановый межнавигационный ремонт речного флота преимущественно на судоремонтных предприятиях группы. Это "Борремфлот" и "Память Парижской коммуны" в Нижегородской области, "Вознесенская ремонтно-эксплуатационная база флота" в Ленинградской области. Также осуществляем ремонт судов на предприятии "Судоремонт" в городе Аксае Ростовской области.

В этот межнавигационный период судоремонт проходят 166 единиц речного грузового, буксирного, наливного, несамоходного, технического и служебно-вспомогательного флота.

Объемы работ, как обычно, большие — сроки очень ограниченные, но все идет по четкому графику. В этом представители "Корабел.ру" могли убедиться сами, посетив в конце января наши судоремонтные предприятия в Нижегородской области.

- Расскажите подробнее о задачах программы по переоборудованию флота.

- В 2019 году на судоремонтном заводе "Борремфлот" мы начали программу по конвертации танкеров проекта 05074Т типа "Волга-Флот" в речные сухогрузные суда. Три теплохода (т/х "Владимир Кириллов", т/х "Андрей Белодворцев" и т/х "Евгений Матвеев") успешно отработали навигацию 2020 года на перевозках навалочных грузов.

В этом году мы планируем продолжить программу и аналогично переоборудовать на "Борремфлоте" еще три "Волга-Флота". Подготовка к конвертации начнется с завершением зимнего судоремонта, весной танкеры поднимем на слип, в августе уже сухогрузы спустим на воду, и осенью 2021 года они совершат свои первые коммерческие рейсы.

Также мы прорабатываем более углубленные программы продления ресурсов "Волго-Донов". Планируем проводить судоремонт по расширенной программе, улучшая условия работы плавсостава на возрастном флоте.

- Что дало Волжскому пароходству присоединение Северо-Западного пароходства и "В.Ф. Танкер"?

- Отмечу, процесс консолидации судоходных активов проходил поэтапно. В конце 2018 года в состав Волжского пароходства вошла судоходная компания "В.Ф. Танкер", с июля 2020 года присоединилось Северо-Западное пароходство. Эти компании с хорошей серьезной историей, большой экспертизой и опытом работы в сегменте "река-море".

Основная задача масштабного процесса объединения — развитие судоходного бизнеса на базе единой стратегии, консолидации лучших компетенций в области коммерческого, эксплуатационного, технического, кадрового менеджмента, безопасности судоходства и финансовых ресурсов.
Сейчас у нас два территориальных центра: основной находится в Нижнем Новгороде, часть коммерческого менеджмента размещается в Санкт-Петербурге.

На сегодняшний день решено много важных задач, обусловленных реорганизацией: стабилизированы базовые процессы, сформирована  управленческая команда, скоординированы компетенции, определена стратегия развития компании, — и, по сути, впереди — первый год работы обновленного Волжского пароходства.

- Стоит ли у вас проблема нехватки кадров при наборе экипажей? Как набираете составы?

- Сегодня в Волжском пароходстве трудятся более 3400 человек, из которых 2,8 тысячи человек — экипажи судов. За 177-летнюю историю в компании сложились и трудятся десятки семейных династий, сильны флотские традиции, развита система обучения и наставничества.

Кадры, а вернее, люди — основной актив любой компании. Убежден, что 80% успеха зависит от профессионализма и заинтересованности сотрудников. Именно работа с людьми должна иметь первостепенное значение на всех направлениях и на всех уровнях.

Перед нами стоит задача сформировать лучшие экипажи на рынке. В этом направлении мы активно сотрудничаем с отраслевыми учебными заведениями в разных регионах страны, в первую очередь с Волжским государственным университетом водного транспорта (ВГУВТ), Нижегородским речным училищем, Волгоградским техникумом водного транспорта и другими.

Ключевой аспект партнерства — организация учебной плавательной практики курсантов и студентов на судах Волжского пароходства. Такое сотрудничество дает возможность будущим специалистам набрать необходимый для рабочего диплома плавательный ценз, а пароходству — эффективно формировать кадровый резерв.

В 2021 году в Волжском пароходстве запущена новая программа стажировки для студентов ВГУВТ в береговых подразделениях компании — в технической дирекции и дирекции по эксплуатации флота. Предварительно наши специалисты будут встречаться со студентами профильных факультетов, знакомить их с работой по направлениям, и, с учетом рекомендаций преподавателей университета, определим первых участников программы. В идеале мы готовы начинать стажировки для студентов с первого курса. Для нас стажер — это человек, который при поступлении в вуз сделал максимально осознанный выбор будущей профессии и предан ей настолько, что готов постоянно развиваться и осваивать новое.

- Какие у вас планы и цели на 2021 год?

- Если говорить о приоритетах на 2021 год, то это, в первую очередь, сохранение и укрепление лидерских позиций на рынке речных и "река-море" перевозок. В этом году стоит задача по завершению работы по определению основных направлений стратегического развития компании, которая будет включать в себя также вопросы обновления и модернизации флота. Работаем над проектом оптимальной организации процесса материально-технического снабжения флота и развитием кадровой политики. В настоящее время разработана и утверждена Советом директоров общества программа по работе с плавсоставом, которая направлена на улучшение условий труда, организацию обучения и развития, определение прозрачной системы карьерного роста.

Также в этом году родной для пароходства город — Нижний Новгород — отмечает свое 800-летие. По этому случаю мы планируем интегрироваться в событийную повестку и реализовать ряд социально значимых проектов. В частности, сейчас активно ведется работа по созданию в офисном здании компании открытой исторической экспозиции, посвященной становлению и развитию водного транспорта на Волге. Открытие этой уникальной экспозиционной площадки Волжского пароходства станет праздничным событием для нижегородцев и гостей города.

- Юрий Борисович, благодарим за подробные ответы. Надеемся, что все планы осуществятся и вскоре мы с вами обсудим успехи Волжского пароходства уже за 2021 год!