Концепция подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года

Концепция подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года
Дата публикации
16 Февраля 2021
Источник
Росморречфлот

Правительство России утвердило разработанную под эгидой Минтранса РФ Концепцию подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года. Соответствующее распоряжение от 6 февраля 2021 г. подписал председатель правительства Михаил Мишустин.

В преамбуле документа, предусматривающего проведение в 15-летний срок комплексной модернизации образовательной деятельности в сфере транспортного образования, отмечается, что процесс подготовки кадров для транспортной отрасли является основой кадрового и инновационного развития транспортной системы РФ - одной из базовых отраслей экономики государства, формирующей более 6 процентов национального внутреннего валового продукта. Особенностями транспортного образования названы экстерриториальность подготовки кадров, отсутствие у выпускников ориентированности на региональный рынок труда, глубокая интеграция в систему международных стандартов, прямая связь с работодателями, а также системообразующий характер вовлеченных в подготовку кадров для транспорта образовательных организаций за счет их ключевой роли в обеспечении бесперебойной работы и безопасности транспортной инфраструктуры государства. Уникальная особенность транспортного образования охарактеризована как неразрывная связь качества подготовки специалистов для транспортной отрасли России с выполнением обязательств РФ по международным договорам, международных стандартов и требований международных организаций, международных конвенций.

Система транспортного образования, подведомственная Минтрансу России и находящимся в его ведении федеральным агентствам, напоминает документ, включает 17 образовательных организаций высшего образования, в том числе 3 - гражданской авиации, 5 - водного транспорта, 8 - железнодорожного транспорта, а также общетранспортный университет - Российский университет транспорта, а также 91 филиал образовательных организаций высшего образования, реализующих в том числе программы среднего профессионального образования, профессионального обучения и дополнительные профессиональные программы. Общий контингент обучающихся в транспортных университетах превышает 270 тыс человек.

Концепция определяет две основные стратегические задачи транспортного образования на период до 2035 года:

- обеспечение транспортной системы квалифицированным персоналом для ее бесперебойной работы и развития;

- формирование среды притяжения и развития лидеров изменений отрасли.

В документе так сформулированы ключевые тренды, определяющие развитие транспортного образования в мире:

- внедрение гибких образовательных программ, основанных на форсайтах развития транспортной отрасли, проектирование образовательных программ под "профессии будущего";

- развитие индивидуальных образовательных траекторий через вариативность образовательных программ и использование технологий "цифрового следа";

- массовое внедрение дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и модели "смешанного обучения";

- расширяющееся использование виртуальных тренажеров, инструментов виртуальной и дополненной реальности; акцент на интерактивные методы обучения и проектную работу в междисциплинарных командах;

- активное формирование универсальных компетенций (системное мышление, коммуникации, принятие решений, командная работа, навыки самообучения, компетенции цифровой экономики);

- развитие сетевых форматов обучения с использованием потенциала нескольких образовательных организаций и компаний; управление жизненным циклом образовательной программы в глубокой интеграции с заказчиками - бизнес-партнерами из реального сектора экономики;

- внедрение модели "цифрового университета", обеспечивающей управление образовательной организацией на основе больших данных с помощью платформенных решений.

Приоритетными задачами в сфере транспортного образования названы:

- модернизация образовательной деятельности, приведение образовательных программ всех уровней в соответствие с актуальными и перспективными требованиями работодателей, реализация новых образовательных программ под "профессии будущего";

- модернизация научно-исследовательского процесса и инновационной деятельности, создание точек генерации исследований мирового уровня, развитие международного научного сотрудничества;

- транспортное планирование;

- цифровизация образования и ключевых бизнес-процессов транспортных университетов; развитие международного сотрудничества, в том числе формирование эффективных каналов двусторонней международной мобильности, включение в глобальную научную и образовательную повестку, продвижение образовательных продуктов за рубежом;

- вхождение ряда транспортных вузов в международные предметные (отраслевые) рейтинги;

- формирование эффективных моделей привлечения талантов и управления ими;

- совершенствование организационной структуры транспортных университетов и системы управления ими через внедрение технологий стратегического менеджмента, формирование современной корпоративной культуры;

- инфраструктурное развитие, укрепление материальной базы транспортных образовательных организаций высшего образования, направленное на создание современных кампусов, оптимизацию и развитие имущественного комплекса;

- обеспечение выполнения Российской Федерацией международных обязательств в области конвенционной подготовки;

- активизация патриотической, профориентационной и воспитательной работы, предусматривающая усиление интеграции образовательного и воспитательного процессов.

Как отмечается, повестка развития транспортного образования до 2035 года предполагает существенное расширение набора образовательных программ профессионального обучения, среднего профессионального и высшего образования за счет открытия новых востребованных направлений по структурным элементам транспортной системы.

Новые образовательные программы будут проектироваться "от образовательного результата" совместно с компаниями - лидерами изменений отрасли, в том числе с использованием в качестве лучших практик опыта проведения совместных мероприятий обучающихся и работников отрасли. Образовательная траектория обучающегося будет формироваться с учетом его индивидуальных особенностей на базе цифровых платформенных решений, позволяющих гибко планировать образовательный маршрут с использованием технологий "цифрового следа".

Комплексы мероприятий, направленных на достижение целей и задач настоящей Концепции, говорится далее, будут предусмотрены в "дорожных картах" координации транспортного образования, проектах и программах развития транспортных образовательных организаций. Ответственным исполнителем настоящей Концепции является Министерство транспорта РФ, соисполнителями - подведомственные ему федеральные агентства.

Структура и филиальная сеть транспортных образовательных организаций будут приведены в соответствие с ключевыми нормативными актами, определяющими приоритеты развития транспортной отрасли и транспортных организаций.

Транспортными образовательными организациями будет обеспечено поэтапное достижение утвержденных Министерством науки и высшего образования РФ и Министерством просвещения РФ пороговых значений критериев эффективности деятельности образовательных организаций. Независимая оценка качества реализации образовательных программ будет обеспечена за счет развития деятельности Союза экспертов в области транспортного образования "Трансэкспертиза". Для мониторинга хода и результатов реализации настоящей Концепции, а также системного продвижения транспортного образования будет создан специализированный интернет-портал.

Координацию деятельности транспортных образовательных организаций в части реализации настоящей Концепции осуществляет Российский университет транспорта.