Генеральный директор ФГУП "Атомфлот" Мустафа Кашка: "В Арктике могли бы работать 3-5 грузовых судов с ядерной энергетической установкой"

Генеральный директор ФГУП "Атомфлот" Мустафа Кашка: "В Арктике могли бы работать 3-5 грузовых судов с ядерной энергетической установкой"
Дата публикации
3 Ноября 2020
Источник
Корабел

Пандемия коронавируса не очень сильно сказалась на навигации по Северному морскому пути. За первую половину 2020 года объем грузоперевозок приблизился к 15 млн тонн, по итогам года планируется превысить отметку в 31 млн тонн (показатели 2019 г — 31,5 млн т). О вкладе "Атомфлота" в развитие арктического транспортного коридора нам рассказал генеральный директор предприятия Мустафа Кашка.

Пандемия коронавируса не очень сильно сказалась на навигации по Северному морскому пути. За первую половину 2020 года объем грузоперевозок приблизился к 15 млн тонн, по итогам года планируется превысить отметку в 31 млн тонн (показатели 2019 г — 31,5 млн т). О вкладе "Атомфлота" в развитие арктического транспортного коридора нам рассказал генеральный директор предприятия Мустафа Кашка.

На данный момент объем грузоперевозок составляет 26 млн тонн. В период с 1 января по 30 июня 2020 года атомными ледоколами проведено 375 судов. Для сравнения, за аналогичный период 2019 года была обеспечена проводка 344 судов.  – Вы получили самый мощный в мире ледокол "Арктику". Какие планы на сезон?

– 21 октября в Мурманске состоялась церемония поднятия государственного флага РФ на головном универсальном атомном ледоколе "Арктика". Судно введено в эксплуатацию. В ноябре планируется первый рабочий рейс в акваторию Северного морского пути. Перед атомоходом будут стоять задачи по обеспечению ледокольных проводок.

– В этом году танкеры с СПГ начали работу в восточном секторе СМП рано – "Кристоф де Маржери" и "Владимир Воронин" отправились из Сабетты в Китай во второй половине мая. Как взаимодействовали ледоколы и крупнотоннажные суда в этих сверхранних рейсах? Показал ли этот эксперимент возможность независимого плавания судов класса Arc7 в мае-июне?

– Ранее cуда класса Yamalmax следовали по акватории Северного морского пути только в период с июля по декабрь. Росатомфлотом обеспечен сверхранний экспериментальный рейс, позволяющий уже сейчас говорить о расширении сроков навигации в восточном направлении до 9-10 месяцев, а также дальнейшем переходе на регулярные круглогодичные проводки по всей акватории Северного морского пути.

Танкер-газовоз "Кристоф де Маржери" 18 мая вышел с грузом из порта Сабетта. 19 мая в точке формирования каравана у кромки льдов Карского моря судно взял под проводку атомный ледокол "Ямал". В караване экипажи судов отработали совместное взаимодействие в различных режимах работы. Им удалось успешно преодолеть наиболее тяжелые участки Северного морского пути - пролив Вилькицкого и Айонский массив Восточно-Сибирского моря. Максимальная толщина льда на маршруте движения достигала 1,3 метра.

Из порта Сабетта 24 мая с грузом вышел танкер-газовоз "Владимир Воронин". Судно класса Yamalmax взяло курс на Карское море. 25 мая атомный ледокол "50 лет Победы" взял под проводку танкер-газовоз и караван вышел в восточном направлении. Впервые в истории арктической навигации судно класса Yamalmax прошло пролив Матисена на юге архипелага Норденшельда. Прохождение одного из самых узких проливов в Арктике требует высоких профессиональных навыков от судоводителей. У входа в море Лаптевых атомный ледокол "50 лет Победы" завершил проводку судна.

Стоит отметить, что благодаря исключительным профессиональным компетенциям экипажей атомных ледоколов "Ямал" и "50 лет Победы" открыта знаковая страница в истории арктической навигации. Эти два рейса атомных ледоколов ФГУП "Атомфлот" наглядно демонстрируют, что Росатомфлот готов расширить сроки навигации в восточном направлении. С приходом атомного ледокола проекта 10510 "Лидер" мы обеспечим регулярные круглогодичные проводки по всей акватории Северного морского пути.

Здесь стоит особо отметить, что в успешном завершении рейсов ключевую роль сыграл Штаб морских операций ФГУП "Атомфлот", созданный во исполнение приказа Госкорпорации "Росатом" в целях организации судоходства в акватории Северного морского пути. Штабом осуществлялось управление движением караванов, разработка маршрута, оперативное предоставление всех видов гидрометеорологической и навигационной информации.

В мае-июне независимое плавание судов класса Arc7 возможно, но если мы говорим о коммерческом рейсе, то без атомного ледокола не обойтись. Только под проводкой атомохода можно выдержать коммерческую скорость 10-12 узлов. Атомные ледоколы обеспечивают безопасность, снимают риски.

– Как в целом повлияло на навигацию по СМП появления большого количества "мощных судов с крепкими корпусами" – танкеров ледового класса Arc7?

– Прежде всего, появление судов класса Arc 7 сказалось на интенсивности судоходства. Как отмечалось ранее, обеспечение сверхраннего экспериментального рейса позволяет говорить о расширении сроков навигации в восточном направлении до 9-10 месяцев.

– Какие впечатления от работы "Оби" – первого неатомного ледокола "Атомфлота"?

– Предприятие положительно оценивает работу портового ледокола "Обь" в зимнюю навигацию. В период с ноября 2019 по июнь 2020 года осуществлено 109 операций по ледокольной проводке судов, 254 операции по подготовке акватории порта в ледовых условиях. В общей сложности пройдено 3224 морских мили во льду.

По мнению судоводителей, размерения ледокола и схема пропульсивного решения идеальны для портовых работ в ледовых условиях Обской губы.

– Второй рейс атомного лихтеровоза "Севморпуть" из Петропавловск-Камчатского в Петербург с грузом мороженой рыбы – это начало регулярной коммерческой эксплуатации судна? Какие еще задачи оно будет выполнять?

– Атомный контейнеровоз "Севморпуть" - уникальное транспортное судно с ядерной энергетической установкой. Сезонная контейнерная линия в акватории Северного морского пути имеет все шансы работать на регулярной основе, но при условии обеспечения доставки грузов в обе стороны.

Вот уже два года подряд атомный контейнеровоз "Севморпуть" обеспечивает доставку и выгрузку на ледовый припай отечественной продукции для проекта "Арктик СПГ-2".

– Насколько актуальны для Севморпути грузовые суда с ядерной энергетической установкой?

– Это очень перспективное направление. Очевидны преимущества судов с ЯЭУ на Севморпути, требующем от судна длительной автономности. Очевидны и ограничения, касающиеся захода судов с ядерными установками в иностранные порты. Нужно решать вопросы доступа этих судов в порты, начиная с российских. Кстати, законодательно, не существует никаких ограничений по оснащению судна ядерной энергетической установкой, например, на танкерах и газовозах, поэтому перспективы у этого направления очень большие.

Стоит взглянуть новым современным взглядом на размеры судна и его технические характеристики, при этом, такие суда, безусловно, могли бы работать в Арктике в количестве 3-5.

– Какое время будут находится в эксплуатации "Ямал", "Таймыр" и "Вайгач"?

– Эти атомные ледоколы будут выведены из эксплуатации в период с 2028 по 2030 год.

– Короткая навигация по СМП — проблема, которую предстоит решать. Госплан предполагает обеспечения круглогодичной перевозки пассажиров и грузов с 2023 года, между тем, первый "Лидер" должен встать в строй лишь в 2027. Как будет выполняться задача в его отсутствие?

– Ключевой задачей для ФГУП "Атомфлот" является строительство универсальных атомных ледоколов. Мы надеемся, что судостроители нас не подведут и в полном объеме выполнят контрактные обязательства. Кроме того, для обеспечения круглогодичной навигации необходимы суда ледового класса Arc7. Например, только для проекта "Арктик СПГ-2" на Дальнем Востоке будет построено 15 танкеров-газовозов. С вводом в эксплуатацию атомного ледокола проекта 10510 "Россия" мы обеспечим необходимую ритмичность проводок в акватории Северного морского пути.

– "Атомфлот" еще в 2012 году выступал за снижения ледового класса судов, допускаемых для работы на значительных участках СМП без ледокольной поддержки. На чем базируются эти предложения? Изменились ли нормативы?

– ФГУП "Атомфлот" выступает сторонником более гибкого подхода выдачи разрешений судам для плавания в акватории Северного морского пути при определении района плавания в определенный период времени.

– Кроме "Атомфлота" услуги по ледокольной проводке в акватории СМП оказывает ФГУП "Росморпорт", МТФ ОАО "ГМК "Норильский никель", ОАО "ЛУКОЙЛ" и ФБУ "МСС Росморречфлота". Это ваши конкуренты или партнеры?

– Все эти компании являются нашими партнерами по работе в Арктике. Например, в конце прошлого года Росатомфлот и "Норильский никель" заключили долгосрочное соглашение о предоставлении услуг ледокольного флота. Договор заключен на срок до 2027 г. с возможностью пролонгации до 2029 г.

Подписанный документ - дополнительное соглашение к ныне действующему договору между сторонами от 2014 года. Он предусматривает оказание услуг по прокладке и поддержанию проходимости каналов в ледовом припае реки Енисей от Енисейского залива до порта Дудинка, а также ледокольное обеспечение сторонних судов, зафрахтованных компанией на участке от западной кромки льдов до порта Дудинка и/или обратно (западный сектор СМП, район Карского моря).

– Верны ли сообщения, что ледовый покров в Арктике в 2019 году занимал по площади предпоследнее место за всю историю наблюдений? И как вы относитесь к термину "глобальное потепление"?

– За данными по истории наблюдений мы рекомендуем обратиться к специалистам. Например, в ААНИИ. На наш взгляд, в Арктике достаточно льда. Мы не являемся сторонниками теории о глобальном потеплении. Надо опираться на оценки экспертов, а они таковы: есть цикличность - на смену потеплению приходит похолодание и наоборот. Повторяться это может до бесконечности.

– Насколько перспективен короткий маршрут – выше Новосибирских островов, Северной и Новой Земли?

– Этот маршрут короче, но ледовые условия значительно сложнее. В обеспечении ледокольной проводки мы прежде всего ориентируемся на фактическую ледовую обстановку и прогноз погоды. Если есть возможность обойти препятствие, то зачем усложнять проводку судна.

– Туризм в высоких широтах становится все более популярным, только в прошлом году было спущено на воду более десятка ледовых экспедиционных круизных судов, в 2021 году в эксплуатацию войдет первый в мире ледокольный круизный лайнер на СПГ с "роскошными каютами и окнами в пол". Что показал опыт работы с туристами ледокола "50 лет Победы"?

– Арктический туризм является лучшей рекламой работы атомного ледокольного флота, но ФГУП "Атомфлот" не составляет туристические программы. Этим занимаются компании-фрахтователи. Ежегодно до пандемии коронавируса с июня по август атомный ледокол "50 лет Победы" совершал по 5-6 рейсов на Северный полюс с туристами на борту. Люди из разных стран мира могли убедиться в безопасности атомной энергии и надежности атомного ледокольного флота.

– Рабочими лошадками СМП должна стать пятерка ледоколов проекта 22220. Удалось ли установить причину проблем с головным атомоходом серии, с учетом того, что на стапелях находятся аналогичные ледоколы?

– Специально созданная комиссия продолжает свою работу. До конца причина будет выяснена после демонтажа и исследования электродвигателя. Но уже сейчас понятно, что это дефект конкретного двигателя, а не системная проблема.

– Как вы оцениваете потенциал ледокольного флота других государств?

– Атомный ледокольный флот есть только у России. Развитие грузоперевозок по Северному морскому пути, освоение арктического шельфа и транспортировка углеводородов, арктические научные исследования, – все эти задачи эффективно решаются с помощью судов Росатомфлота.

Когда мы начинаем говорить о безопасности проводок по трассам Северного морского пути и об эффективности транспортной системы по доставке продукции, то тут без атомного ледокольного флота не обойтись.

Мощность и автономность атомных ледоколов позволяет им поддерживать коммерческую скорость судов и выполнять контрактные обязательства. Это два ключевых преимущества наших судов перед дизельными ледоколами. Они экономически обоснованы, но нельзя забывать и об экологической стороне вопроса. Арктика, при всей своей суровости, очень ранимая экосистема. Сколько одних только выбросов продуктов сгорания производит дизель-электрический ледокол. Атомный ледокольный флот всей своей историей безаварийной работы доказал, что мы не только эффективны, но и безопасны для окружающей среды.