Руководитель Росморречфлота Александр Пошивай рассказал о работе над программой стимулирования отечественного СПГ-судоходства

Руководитель Росморречфлота Александр Пошивай рассказал о работе над программой стимулирования отечественного СПГ-судоходства
Дата публикации
29 Октября 2020
Источник
Росморречфлот

В Росморречфлоте ведется работа над программой стимулирования судоходства на сжиженном природном газе (СПГ). Об этом в ходе  IV Конференции «СПГ-флот, СПГ-бункеровка и другие альтернативы», выступая по ВКС, сообщил руководитель Федерального агентства Александр Пошивай. Он напомнил, что стоимость судна на СПГ на 30-40% выше стоимости судна, работающего на традиционном топливе, и потому без мер господдержки перевод флота на этот перспективный и экологичный вид топлива обеспечить невозможно.    

В настоящее время в стране работает только одна льгота - скидка на заходы СПГ-судов, которая применена в порту Приморск, отметил он.

При разработке профильной программы в 2014 году Росморречфлотом предлагалось рассмотреть включение в госпрограмму по развитию использования природного газа в качестве топлива специальных мер по созданию экономических условий, стимулирующих судовладельцев переводить суда на СПГ, в том числе:

- предоставление судоходным компаниям субсидий, позволяющих компенсировать разницу в стоимости строительства судна, работающего на СПГ и аналогичного судна, использующего жидкое топливо;

- предоставление преференций при проведении конкурентных процедур судоходным компаниям, использующим СПГ;

- выделение субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам на приобретение судов, работающих на СПГ и еще семь позиций по тарифно-налоговым льготам

В 2018 году эта программа, к сожалению, не была утверждена, но сейчас работа над ней возобновлена, и, глава агентства надеется, что, как минимум, часть содержащихся в ней стимулирующих мер будет принята.

На данный момент, отметил А.Пошивай, «неразрешенными остаются четыре базовых вопроса:

- отсутствие береговой инфраструктуры (газозаправочных станций или судов бункеровщиков). Но с пониманием того, что строящийся СПГ-флот обязательно повлечет за собой появление соответствующей бункеровочной инфраструктуры, этот вопрос в ведомстве также начинают организовывать;

- отсутствие отечественных двигателей, использующих СПГ в качестве топлива. По той информации, что до нас доходит, этот вопрос однозначно будет решен;

- отсутствует система по организации реагирования на возможные аварийные случаи при погрузке, выгрузке, перегрузке СПГ, и их ликвидации. Считаем необходимым нормативно установить проведение оценки риска возможных аварийных случаев при проведении работ по погрузке/выгрузке, перегрузке СПГ в том числе и с судно на судно. А также разработку планов действий в чрезвычайных ситуациях. Соответствующий пункт уже есть в  разрабатываемой агентством программе;

- нормативно не урегулирован вопрос дипломирования специалистов по программам, предусмотренным Международным кодексом по безопасности для судов, использующих газы или иные виды топлива. Мы такие программы уже подготовили и, я надеюсь, в скором времени они также будут утверждены».

В заключение руководитель Росморречфлота сообщил, что реализующаяся в настоящее время программа обновления флота также предполагает увеличение доли судов, работающих на СПГ. Агентство уже непосредственно включилось в эту программу, осуществляя строительство двух паромов на газомоторном топливе для линии Усть-Луга-Балтийск, в планах также строительство двух ледоколов мощностью 12-14 МВт на СПГ-топливе. Росморречфлот, наряду со стимулированием судовладельцев на строительство такого флота при помощи комплекса мер господдержки видит свою роль в развитии инфраструктуры, которая позволит эксплуатировать эти суда безопасно и эффективно, подчеркнул А.Пошивай.