Итоги выставки по судостроению и освоению Арктики и шельфа OMR 2020

Итоги выставки по судостроению и освоению Арктики и шельфа OMR 2020
Дата публикации
14 Октября 2020
Источник
Корабел

Проведению Offshore Marintec Russia 2020 не помешали ни сложные времена на рынке морской добычи нефти и газа, ни ковид. Шатлы, доставлявшие гостей в петербургский "Экспофорум", обрабатывались после каждой поездки, бесконтактные тепловизоры тестировали всех посетителей, а программу конференции прерывали для дезинфекции помещений.

Судостроительный комплекс "Звезда" в начале октября начал строительство седьмого танкера типа "Афромакс" дедвейтом 114 тыс тонн.  В Петербурге первую в России верфь крупнотоннажного судостроения представлял  генеральный директор Сергей Целуйко.
 
Кроме ледокола "Лидер" и танкера для компании "Роснефть" был показан и ряд других проектов.

Самым представительным на выставке, посвященной судостроению и разработке оборудования для освоения Арктики и континентального шельфа, стал стенд Санкт-Петербурга. Известное разработками морской робототехники АО "НПП ПТ "Океанос" представило подводный телеуправляемый аппарат для инспекционных и осмотровых работ. Н 300 способен выполнять легкие подводно-технические работы на глубинах до 300 м даже в суровых условиях Баренцева моря.

Также было продемонстрировано семейство автономных необитаемых подводных аппаратов интервенционного класса. Они готовы не только совершать осмотровые операции, но выполнять различные действия – от регулировки вентиля до забора проб грунта.

Специалисты "Океаноса" активно работают сейчас над алгоритмом группового управления. Рой подводных аппаратов способен решать задачи по геологоразведке и оперативной картографии, может снимать срезы солености воды, измерять плотность и температуру, исследовать поверхность большой площади. Установка датчиков метана позволит отслеживать выделения газа с океанского дня, а значит обнаруживать новые газовые месторождения. Действуя в составе группы, аппараты получат возможность связываться друг с другом, обеспечивать равномерное покрытие зоны, обходить препятствия.

На стенде "Крыловского государственного научного центра" демонстрировались виртуальные испытания модели ледокола "Лидер" в ледовом бассейне. Каждый желающий мог увидеть, канал какой ширины оставляет за собой ледокол, движущийся во льдах различной толщины. И какую скорость он при этом развивает.

Задачи освоения Арктики требуют новых конструкционных материалов. Специалисты НИЦ "Курчатовский институт" - ЦНИИ КМ "Прометей" представили на OMR 2020 "новый подход" к разработке сталей, создаваемых для эксплуатации при низких температурах. По словам помощника президента института Александра Фролова, новые стали будут сохранять прочность и хладостойкость до минус 60 градусов. Их планируют использовать для строительства ледокола "Лидер".

ЦКБ "Айсберг" завершает ОКР по разработке ряда типовых проектов плавучих тепловых электростанций (ПТЭС) на СПГ, предполагающую создание эскизных проектов ПТЭС мощностью от 50 до 250 МВт. Один из таких проектов смогли увидеть посетители "Экспофорума".

Средне-Невский судостроительный завод показал макет пассажирского судна смешанного плавания проекта А45-90.2 "Андрей Дубенский", предназначенного для перевозки 245 пассажиров на расстояние до 5000 км.
 
АО "НИИРПИ" выставили в "Экспоцентре" опытный образец индивидуального спасательного средства личного состава кораблей и судов.
 
Компания из Мытищ "ССТэнергомонтаж" известна производством нагревательных и силовых кабелей, силового щитового оборудования, взрывозащищенных изделий. На выставке она показала ряд своих наработок, связанных с оснащением как судов и кораблей, так и судостроительных  заводов. "ССТэнергомонтаж" активно сотрудничает с ССК "Звезда" по вопросам обогрева цехов и готова поставлять на морской рынок решения по обогреву поручней и  вертолетных площадок.

Компания "Веза" уже четверть века производит полный спектр вентиляционного оборудования и климатической техники для различных отраслей промышленности – от атомной и горнодобывающей до пищевой. Она имеет восемь заводов в России и ближайшем зарубежье и большинство компонентов для своей техники производит самостоятельно. Шесть лет назад "Веза" начала работу в морском секторе экономики, и сегодня кондиционеры, вентиляторы, холодильное и отопительное оборудование компании имеют одобрение российского Морского Регистра Судоходства.

"Севмаш", имеющий за плечами опыт создания стационарной платформы "Приразломная", представил на суд публики макет платформы "А" для шельфового месторождения Каменномысское-море в Карском море. Ее строительство началось летом, работы ведутся по принципу "распределенной верфи" в пяти российских регионах.

Стенд Ленинградской области тоже выглядел внушительно. Суда на воздушной подушке компании "Ховеркрафт" заслужили признание как в северных регионах России, Сибири и на Дальнем Востоке, так и в Юго-Восточной Азии. В этом году исполнение экспортных контактов из-за коронавируса приостановилось, но пандемия не помешала выполнить заказ из Китая.

Сейчас ведутся работы по созданию судна на воздушной подушке вместимостью 40 пассажиров для одного из российских регионов. Корпус уже готов, завершается строительство надстройки. "Ховеркрафт" – одна из немногих судостроительных компаний, имеющая в штате специалистов по клепке алюминия. Это оптимальная технология для работы с тонким алюминием. Прямо в дни выставки компания получила от Минпромторга подтверждение производства промышленной продукции на территории Российской Федерации. Процедура заняла три месяца, и теперь "Ховеркрафт" сможет  участвовать в торгах по тематике ОКВЭД "Суда речные пассажирские" 30.11.21.120.

Инжиниринговая компания "РОСТР" (входящая в корпорацию "Оборонные технологии") больше известна в сегменте изготовления сложных металлоконструкций. Около двух лет назад она вышла на рынок судостроения и судоремонта, приобретя бывший "Новоладожский судостроительный завод" (НСЗ). Верфь, основанная Петром I, переживала не лучшие времена. Сейчас производственная площадка "ИК "РОСТР" активно модернизируется – идет ремонт зданий и сооружений, обновляется станочный парк, приводится в порядок крановое оборудование. Ведутся работы по расширению стапельного поля, закупается новое сварочное оборудование.

В июле на производственной площадке ИК "РОСТР" были заложены два круизных судна проекта PV20S на 200 пассажиров каждый. Три аналогичных судна строит самарский завод "Нефтефлот". В планах "РОСТРа" выпуск пассажирских судов, сухогрузов, буксиров, судов специального назначения и выход к 2025 году на переработку 2500 тонн металла в год.

Компания "Пелла-Фиорд" занимается производством спасательного оборудования из композитных материалов. Год назад был заложен цех металлического производства, сегодня начато производство судовой мебели.

Компания ведет сейчас строительство "первой в России" шлюпки закрытого типа на тросовом спуске. В обычном варианте она вмещает 80 человек, а, например, в танкерном исполнении из-за наличия дополнительных систем воздухоснабжения и орошения – 60.

По традиции большой интерес вызвала конференция по судостроению и освоению шельфа OMR.

Несмотря на серьезное сокращение размеров выставки, участники OMR 2020 остались довольны ее результатами. Выставку посетило около 3,5 тысяч специалистов, все имели прикладной интерес. И как отметил один из экспонентов, чувствовалось, что люди истосковались по живому общению.