Севастопольская кают-компания: престижный в городе офицерский клуб


МУЗЕЙ И КЛУБ

Для проведения культурно-досуговых и учебных мероприятий в Севастопольской Кают-Компании функционирует клуб с конференц залом с ультрасовременным оборудованием на 50 мест с возможностью показа видеофильмов, презентаций, онлайн-конференций и проведения концертных программ.


В помещении Кают-компании функционирует музей, состоящий из двух залов:

1. Картинная галерея Адмиралов и морских сражений Черноморского Императорского флота с переговорной и зоной отдыха. Элементами интерьера являються модели парусных кораблей и морские артифакты.
2. Музей моделей кораблей ВМФ России и СССР, а также судов обеспечения где, 
Севастопольской Кают-компанией собрана наиболее полная коллекция всех проектов подводных лодок в масштабе 1:350 – более 70 объектов. Которая является единственной по ряду моделей в Российской Федерации.

К концу 2020 заканчивается докомплектация музея макетами судов вспомогательного флота. В перспективе - задача собрать все ПЛ - порядка 75 единиц, все проекты боевых кораблей — более 20, основные проекты вспомогательного и спасательного флота - не менее 20.

В офисной части Кают-Компании более 6 лет располагается Представительство Научно-экспертного совета, Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации, являющееся нашим стратегическим партнёром. 

Так-же имеет в наличии премиальную смотровую площадки на Артиллерийскую бухту где прямо напротив проводятся парады Флота и другие значимые мероприятия.

Основная деятельность музея клуба носит учебный, научно-исследовательский, информационно-просветительский и культурно-досуговый характер.

ОБЩЕСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

Основными видами деятельности и целями Организации являются:

• проведение общественно-патриотических мероприятий, приуроченных к праздничным датам и памятным дням Отечественной истории Черноморского Флота, а также истории города Севастополя и Крыма;

• проведение (организация) конференций, круглых столов, общественных дискуссий, пресс-конференций по тематике истории Черноморского флота, города Севастополя и Крыма;
• организации выставочной деятельности приуроченной к датам военно-морской истории Севастополя, Крыма и Российской Федерации;

• организация морского юношеского общественно-патриотического центра, проведение просветительских мероприятий, тематических занятий, семинаров, встреч с учащейся молодежью (курсантами ВВМУ, студентами ВУЗов и СУЗов, школьниками-нахимовцами, кадетами, юнгами);

• реализация различных общественных инициатив в сфере патриотического воспитания, сохранения исторической памяти и т.д.;

• просветительская работа по изучению культурно-исторического наследия и флотских традиций в Севастополе (семинары, круглые столы по изучению истории и традиций флота России);

• военно-патриотическое воспитание детей и молодежи (организация мероприятий по краеведению и военно-историческому туризму);

• развитие добровольческого (волонтерского) движения (прежде всего, в оказании помощи ветеранам флота);

• деятельности в области культуры, искусства (организация работы изостудии, постоянно действующей экспозиции с морской тематикой);

• создание технического центра по допризывной подготовке подрастающего поколения к службе в Военно-морском флоте Российской Федерации (открытие «Школы юнг» в качестве юридического лица);

• организация встреч с ветеранами флота для социальной̆ адаптации граждан пожилого возраста, обеспечение эффективного использования их потенциала и участия в жизни общества;

• организация взаимодействия с другими социально ориентированными некоммерческими организациями в Севастополе с целью оказания информационной, консультационной и методической поддержки, а также обобщения и распространения их практик.

• проведение тренингов по истории Флота Российского, флотским вековым обычаям и традициям, воспитанию патриотизма любви к морю и флоту, морскому этикету, корабельному и судовому Уставам.

Неизменным руководителем и душой севастопольской кают-компании является уникальный по своей натуре человек, севастополец, преданный и отдавший городу боевой славы и его флоту всю свою сознательную жизнь - Валентина Ивановна Ковалева.

Морской устав обозначает:
Глава 12. Кают–компания.

Современные словари определяют понятие «кают–компания» как «помещение на корабле (судне), служащее для коллективного отдыха, совещаний и общего стола офицеров». Однако для российского императорского флота такое объяснение было бы не совсем точным.

Вот, что гласит статья 1113 Морского устава 1899 г.:

«Кают–компания есть место соединения офицеров в свободное от служебных занятий время. Все находящиеся в оной обязаны соблюдать приличие и порядок, достойные благородного общества офицеров».

Кают-компания как общественное явление вне корабля - символ демократичности внутри офицерского корпуса и место, где воспитывается любовь к морю и флоту (сохраняются и поддерживаются традиции).

Именно в кают–компании принималось решение о сопротивлении превосходящим силам турок офицерами брига «Меркурий» в мае 1829 г. Главой кают–компании был старший офицер. Он улаживал конфликты между членами сообщества, а также председательствовал во всех случаях, когда требовалось коллегиальное решение.
Членами кают–компании были все офицеры, чиновники, а также морские врачи и священник, которые в чине армейского капитана приравнивались к офицерам.

В кают-компании существовали свои неписаные законы. Например, здесь разрешалось курить без санкции командира корабля, что было обязательно, например, на палубе (запрет на курение — постоянный либо временный — мог, правда, ввести и старший офицер).

Категорически запрещалось обсуждать российские политические проблемы (включая критику российского императорского дома), а также вопросы религии и личных взаимоотношений. Если же на корабль приглашали гостей, то приглашение никогда не делалось от имени только командира. Напротив, в качестве «имени отправителя» использовалась формула «командир и кают–компания», либо «кают–компания». Гостем кают-компании мог стать далеко не каждый посторонний человек.
И еще одна, очень важная деталь. Все члены кают–компании, вне зависимости от воинского звания, обращались друг к другу по имени и отчеству. Чины и титулы оставались на палубе либо для официальных обращений по службе. Гордостью любой кают-компании был отказ от использования чинов и титулов даже в служебной обстановке.

Порядок в кают-компании поддерживали специально подобранные вестовые.

Ведь морское офицерство было самой настоящей корпорацией, ревниво хранившей традиции с петровских времен, когда часть еще более древних обычаев «перекочевала» из иностранных флотов.