«Сервал», «Пиранья» : Генеральный директор «Малахит» Владимир Дорофеев

«Сервал», «Пиранья» : Генеральный директор «Малахит» Владимир Дорофеев
Дата публикации
19 Августа 2020
Источник
Звезда

Накануне форума «Армия-2020» на вопросы еженедельника «Звезда» ответил генеральный директор Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит» (СПМБМ) Владимир Дорофеев

- Надо полагать, Владимир Юрьевич, что у малой подлодки проекта П-750Б есть шанс стать первым отечественным подводным кораблём с воздухонезависимой энергетической установкой (ВНЭУ), то есть - с анаэробным двигателем? Что это за «зверь» такой?

- Полагаю, преждевременно утверждать, будто именно наш проект станет первой отечественной подводной лодкой с ВНЭУ. В настоящее время разработана только концепция П-750Б, а это начальная стадия проектирования, на которой определяется облик корабля и прорабатываются основные технические решения. Ну а порядок реализации проектов определит главный заказчик - Министерство обороны РФ.

Могу только отметить, что энергоустановка П-750Б относится к воздухонезависимым. Основным элементом ВНЭУ является газотурбинный двигатель, который позволяет получать значительную мощность при небольших массогабаритных характеристиках. Такой двигатель быстро и просто вводится в действие, обладает высокой манёвренностью, хорошей взрывопожаробезопасностью - в силу отсутствия водорода в рабочих контурах, а также позволяет достигать достаточно высоких ресурсных показателей оборудования, что снижает стоимость эксплуатации.

- Термином «воздухонезависимый» никого уже не удивишь. А как на практике работает такой двигатель?

- Как известно, газотурбинные двигатели повсеместно применяются на подводных лодках. У ВНЭУ отличия касаются только «рабочего тела», которое формируется не из атмосферного воздуха, а из обогащённых кислородом отработавших газов, предварительно очищенных и охлаждённых. Помимо этого, на лодке будет установлен и электродвигатель. По нашим расчётам, П-750Б сможет находиться в режиме автономного подводного плавания до тридцати суток.

- Не трудно догадаться, что от своих собратьев по подводному плаванию П-750Б отличается не только энергетической установкой. Много ли других новшеств использовано в конструкции этого подводного корабля?

- Одной из наиболее заметных инноваций является реализация сменно-модульной концепции размещения полезной нагрузки, включающей вооружение, средства самообороны, групповые подводные средства движения и необитаемые подводные аппараты. Так вот, всё это размещено за пределами прочного корпуса, и комплектация в зависимости от поставленных задач может меняться перед каждым новым выходом в море. Кроме того, при разработке концептуального проекта подводной лодки было предусмотрено применение композитных материалов, новых разработок радиоэлектронного вооружения, рассмотрены различные варианты движительного комплекса.

- Подводную лодку с анаэробным двигателем уже не назовёшь, как дизель-электрическую, ныряющей? Как вы считаете, субмарины с ВНЭУ могут составить конкуренцию атомным подводным лодкам?

- В известной степени, конечно. Такие страны, как Германия, Швеция, Южная Корея, Япония постепенно отказываются от традиционных дизель-электрических подводных лодок, но ещё больше морских государств собираются развивать свой подводный флот именно в этом направлении. Не сомневаюсь, что в будущем большинство малых подлодок будут оснащены именно воздухонезависимыми двигателями.

- А на какой стадии реализации сейчас находится ваш проект подводной лодки с ВНЭУ? Когда выходим в море? И что, кстати, покажем на форуме «Армия-2020»?

- Пока что наша ВНЭУ - действующий макетный образец, который продолжает проходить экспериментальные исследования на испытательном стенде. А для форума «Армия-2020» мы подготовили новую демонстрационную модель с высокой детализацией, что позволит лучше рассмотреть конструктивные особенности подводной лодки. Что же касается объёма информации по лодке, то она, как и в прошлом году, будет содержать основные тактико-технические характеристики и ключевые особенности конструкции «Сервала».

- Вы сказали «Сервал»?.. Стало быть, у П-750Б уже есть имя собственное? И причём здесь семейство кошачьих?

- Традиция такая. Одна из наиболее известных подводных лодок производства СПМБМ «Малахит» - проект 971 - была наречена «кошачьим» именем «Барс». Но это большая атомная подводная лодка, а П-750Б - малая и неатомная. Поэтому для неё был подобран не такой крупный хищник из семейства кошачьих. «Малогабаритный» сервал подошёл в самый раз.

- И это притом, что П-750Б имеет определённое отношение и к семейству малых подводных лодок проекта 865 «Пиранья». Какие перспективы у этих «хищников»?

- Что касается проекта «Пиранья». В настоящее время здесь проводятся проработки по подводным лодкам двух направлений - многоцелевым и специального назначения. Потенциальным заказчикам предлагается широкий выбор комплектаций и технических характеристик в диапазоне от 200 до 1.500 тонн водоизмещения. При этом данные проекты являются базовыми, на основе которых можно сформировать облик подводной лодки, отвечающий требованиям конкретного заказчика.

- Однако вернёмся к П-750Б. Как вы считаете, когда «Сервал» займёт место в боевом строю? Сколько ещё ждать флоту эту лодку?

- Срок создания нового проекта подводной лодки зависит от многих факторов, поэтому я не готов называть точную дату. Вместе с тем считаю правильным практику советского периода, когда первая подводная лодка с новым типом энергетики в течение нескольких лет подвергалась опытной эксплуатации под тщательным наблюдением проектанта и представителей НИИ. И только уже по уточнённому проекту строилась серия кораблей, эксплуатация которых за счёт скрупулёзного исследования опытного образца была простой и понятной для ВМФ. Предполагаю, что развитие проекта П-750Б будет идти именно этим путём.