Сколько сегодня в мире атомных гражданских судов?

Сколько сегодня в мире атомных гражданских судов?
Дата публикации
2 Июля 2020
Источник
Корабел

Представить себе сегодня более-менее серьезный военно-морской флот без кораблей с ядерной установкой на борту практически невозможно. Ими оснащают авианосцы, ракетные крейсера, подводные лодки. И причины понятны - атом обеспечивает повышенную мощность и возможность максимально длительных рейсов без дозаправки топливом. В общем, неоспоримые плюсы. Минусы - в необходимости поддерживать жесткие меры безопасности и контроля. Но у ядерных держав в этом плане наработан богатый опыт и есть высококвалифицированные специалисты.

Однако подавляющее большинство атомоходов, существующих сегодня на нашей планете, является военными кораблями и подлодками. В гражданском флоте их почти нет. Можно пересчитать по пальцам. И все они - ходят по российским флагом. Скажем предельно просто: гражданский атомный флот существует только в нашей стране.

Какие суда в него входят? Давайте перечислим все.

Атомные ледоколы

В ближайшее десятилетие российский "Атомфлот" обзаведется целой серией могучих атомных ледоколов проекта 22220. Первый из них, "Арктика", должен войти в строй уже через считанные месяцы. Не все было гладко в процессе его строительства и на то были разные причины. не будем сейчвас на них подробно останавливаться, поскольку уже затрагичвали эту тему в других наших материалах и новостных заметках. Но в любом случае можно быть уверенными - пять ледоколов этого проекта от "Атомфлота" никуда не денутся и в скором времени будут активно работать в арктических морях.

Если говорить о дне сегодняшнем, то в строю пока четыре атомных ледокола.

Во-первых, это "Таймыр" и "Вайгач" проекта 10580. Заказ на них Советский Союз в конце 1980-х годов передал финляндским предприятиям.

"Таймыр" строился на верфи Wärtsilä, но сама силовая установка на основе реактора КЛТ-40М была разработана и изготовлена ОКБМ им. Африкантова, а для установки ее на борт судна корпус будущего ледокола отбуксировали в Ленинград. Операция была проведена в 1988 году. Ледокол имеет мощность в 50 тыс. л.с., водоизмещение в 20 тыс. тонн и длину в 151,8 м. Он может преодолевать двухметровый лед, при этом обладает малой осадкой, что позволяет ему работать в устьях сибирских рек. В строй он вошел в 1989 году.

"Вайгач", его собрат, относится к тому же проекту, но был построен чуть позже. История его строительства практически идентична. Точно так же его отбуксировали в Ленинград, на Балтийский завод, где установили на борт силовую установку. Случилось это в 1989 году. А в 1990-м ледокол был введен в эксплуатацию.

Во-вторых, это атомный ледокол проекта 10520 "Ямал". Это представитель классического советского атомного ледоколостроения, несмотря на то, что введен в строй он был уже в 1992 году, то есть после распада СССР.

Дело в том, что он построен по тому же проекту, что и основная часть советских крушителей льда с атомным "сердцем". Первый представитель этой серии был построен еще в 1975 году - это та самая легендарная "Арктика", которая является первым в истории надводным судном, достигшим Северного полюса. "Арктика", кстати, доработала до 2008 года и сейчас проходит процесс утилизации.

"Ямал" был спущен на воду в 1989 году на Балтийском заводе, а сдан в эксплуатацию, как мы уже сказали, в 1992 году. Изначально он должен был называться "Октябрьская революция", но сменившийся политический вектор развития страны потребовал нового названия.

Это могучая махина мощностью в 55 МВт, преодолевающая льды толщиной до 2,8 метров. Причем колоть лет он может в обоих направлениях, а реверсирование двигателя занимает всего 11 секунд. Ледокол выглядит очень узнаваемым, благодаря оригинальной раскраске - на носу у него нарисована зубастая пасть.

Замыкает список действующих на сегодняшний день атомных ледоколов самый молодой из них - "50 лет Победы". Он построен по проекту 10521, который является глубокой модернизацией проекта 10520. Многие решения на нем применены впервые. Например, ложкообразная форма носовой оконечности.

На самом деле Балтийский завод должен был его сдать чуть ли не следом за "Ямалом". Само его название "50 лет Победы" намекало на то, что срок сдачи, по идее, не должен был уходить за пределы 1995 года.

Но в 1993-м строительство ледокола заморозили из-за серьезных финансовых проблем. Пауза затянулась на десять лет - только в 2003 году корабелы смогли возобновить работу над ним. Сдан он был в 2007 году, так что сейчас ему едва исполнилось 13 лет. По ледокольным меркам - самый расцвет молодости.

Атомоход "50 лет Победы" ведет очень насыщенную жизнь, активно эксплуатируется, ставит мировые рекорды. В 2013 году именно на нем впервые в истории Олимпийский огонь был доставлен на Северный полюс. Кстати, это было сотое посещение Северного полюса надводным кораблем. А в 2017 году ледокол повторно совершил рейс к полюсу, поставив новый рекорд - по скорости. Он достиг его всего за трое суток!

Атомный лихтеровоз

В мире больше нет ни одного грузового судна с ядерной установкой, кроме нашего уникального лихтеровоза "Севморпуть". Мы уже писали о нем подробную статью на нашем сайте, поэтому не будем растекаться мыслью по древу. Однако про некоторые факты не упомянуть просто невозможно.

Заложен лихтеровоз был в Крыму, на заводе "Залив", в 1984 году, а сдан в 1988-м, став одним из последних грандиозных судостроительных проектов Советского Союза. К сожалению, в девяностые и нулевые годы востребованность его сократилась до минимальных значений. Были попытки переделать "Севморпуть" в плавучее буровое судно, но дальше самой идеи дело не продвинулось. В итоге в 2010-е годы начался вывод лихтеровоза из эксплуатации и подготовка его к утилизации. Реакторную установку заглушили в 2013 году, что на практике обычно означает конец истории любого атомохода.

Но "Севморпуть" оказался уникальным еще и в плане поворотов своей судьбы. Уже через полгода после остановки реактора ситуация повернулась на 180 градусов, и "Росатом" распорядился вернуть лихтеровоз к жизни. С 2016 года судно вновь выполняет рейсы по арктическим морям.

"Севморпуть" - это гигантский 260-метровый лихтеровоз, он обладает мощностью в 29,4 МВт и способен самостоятельно проходить льды толщиной до метра. Маскимальная скорость - 20,8 узлов.

ПАТЭС

И напоследок расскажем еще об одном гражданском объекте, имеющем отношение к мирному атому и одновременно к морю. Это плавучая атомная теплоэлектростанция "Академик Ломоносов". Да-да, в полном смысле слова назвать ее атомоходом нельзы, но судном, пусть и несамоходным, вполне можно. Тем более, что не включить ее в этот список было бы еще большей ошибкой. Так что пользуемся случаем, чтобы еще раз напомнитиь читателям об этом уникальном творении российских судостроителей и атомщиков.

Построена ПАТЭС по проекту 20870 на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Идея заключается в том, чтобы отработать технологию создания мобильных атомных электростанций, которые при необходимости можно перебрасывать по морю из одного региона в другой. Или из одной страны в другую - экспортные варианты тоже возможны и ожидаемы.

Плавучий энергоблок имеет водоизмещение ок. 21560 т, осадку 5,5 м, наибольшую длину 144,2 м, наибольшую ширину 30 м. "Академик Ломоносов" обеспечивает выдачу в береговые сети 60 МВт электроэнергии и до 50 Гкал/ч тепловой энергии для нагрева теплофикационной воды. В 2019 году ПАТЭС была сначала переправлена из Финского залива в Мурманск, а потом доставлена к берегам Чукотки. Там, в городе Певеке, для нее была построена необходимая инфраструктура.

Буквально месяц назад "Академик Ломоносов" официально введен в промышленную эксплуатацию.