"Построенные "Пеллой" промысловые суда докажут свою эффективность"


Программа строительства рыбопромысловых судов по инвестиционным квотам реализуется в России с 2017 года. В обмен на строительство судна на отечественной верфи заказчик получает квоту на вылов водных биоресурсов. Первым судном, официально заложенным в рамках программы, стал траулер "Андромеда" проекта 03095, который строится на заводе "Пелла" в Ленинградской области. О ходе постройки и степени готовности этого и других заказов для рыбаков, а также об особенностях работы с поставщиками и подрядчиками в условиях пандемии в интервью Sudostroenie.info рассказал начальник отдела маркетинга ОАО "Пелла" Антон Антоненко.

– Строительство каких судов и для каких заказчиков в рамках программы инвестиционных квот ведёт ОАО "Пелла"?

– В настоящее время на мощностях нашего завода идет строительство восьми промысловых судов по инвестиционной программе или как её часто называют "квоты под киль". Это четыре траулера-процессора длиной 70 метров проекта 03095, которые строятся для группы компаний "Мурмансельдь 2": "Андромеда" (строительный номер 410), "Кастор" (строительный номер 411), "Поллукс" (строительный номер 412) и "Альхена" (строительный номер 413).

Также в это число входят два морозильных траулера длиной 60 метров проекта 1701, строящихся для мурманской группы компаний "ФЭСТ": "Скорпион" (строительный номер 414) и "Лев" (строительный номер 415).

Ещё строятся два судна для добычи краба длиной 50,5 метров проекта 03070 по заказу сахалинского ООО "Островной-Краб". Эти суда пока не имеют имен, только строительные номера: 404 и 405. Головное судно проекта 03070 – первый построенный по инвестквотам на российской верфи краболов "Русь" – передано дальневосточному заказчику (ООО "Антей") в мае этого года.

– Первое заложенное по программе инвестквот судно – траулер «Андромеда» предполагалось сдать в марте 2020 года, однако этого не произошло. Чем, по Вашему мнению, это вызвано?

– Обновление рыбопромыслового флота началось относительно недавно. За долгие годы эксплуатации он устарел физически и морально. Суда стали небезопасны, их аварийность в последние годы возросла в несколько раз. Строительство новых промысловых судов на российских верфях началось активно только в последние два-три года, после очень долгого перерыва. В этом году верфи вплотную подошли к решению проблем, которые всегда возникают на финишных этапах строительства первых (головных) технологически сложных судов. К таковым относится и траулер "Андромеда".

Головное судно в процессе строительства и испытаний должно быть очень тщательно отработано, чтобы оно было безопасно при эксплуатации в тяжёлых условиях российских морей. Современные траулеры – это сложные высокотехнологичные суда, на них установлено специфическое промысловое оборудование по добыче водных биоресурсов, их переработке и заморозке. На этих судах необходимо обеспечить выполнение всех специальных требований по соблюдению санитарных, пожарных, экологических и других международных и российских норм безопасности работы всего оборудовании и судовых систем судна, обеспечить нормальные условия работы и отдыха экипажа, надежную работу всех механизмов и средств навигации и прочего. Поэтому строительство головного судна всегда отнимает много времени и сил. К сожалению, часто больше, чем планировалось.

– Как проходила разработка документации для траулера проекта 03095?

– В качестве прототипа для своих будущих судов заказчик выбрал известный ему норвежский проект и указал в приложениях к контракту проектанта, который должен передать заводу-строителю комплект проектной документации судна в постройке (ПДСП), согласованный с норвежским классификационным обществом DNV. В дальнейшем ПДСП должна была быть переработана конструкторским бюро завода на соответствия всем требованиям Российского Морского регистра судоходства. Но, к сожалению, наладить конструктивный диалог с норвежским проектантом и заказчиком долго не получалось.

Наши конструкторы выявили в комплекте ПДСП, который передавался заводу, существенные ошибки и нестыковки. В частности, даже такой важнейший параметр как остойчивость судна, был определен проектантом неправильно. Было сделано много замечаний норвежскому автору. От него требовалось быстро исправить ПДСП и согласовать эти исправления с DNV, так как по требованию заказчика судно строится на два класса. Но, к сожалению, выпуск и согласование документации норвежского ПДСП задержались, как минимум на полгода.

Ещё одной серьезной проблемой стало изменение спецификации, то есть существенная корректировка состава оборудования по требованию заказчика, при сохранении прежних размерений судна. Более производительное, и, как следствие, более габаритное оборудование потребовало пересмотра компоновки помещений траулера.

По этим объективным причинам срок сдачи судна был вынужденно изменен.

– Какова текущая степень готовности спущенных на воду траулеров проекта 03095 "Андромеда" и "Кастор"? Какие работы ведутся на судах?

– На данный момент "Андромеда" готова на 75%, "Кастор" – на 55%. Практически всё оборудование на первые два судна поставлено: осуществляется монтаж, настройка и пуско-наладка. На траулерах начата отделка внутренних помещений. В начале июля мы планируем начать швартовные испытания на "Андромеде".

В последние месяцы появилась дополнительная проблема – невозможность прибытия специалистов компаний-поставщиков специального импортного оборудования. В условиях чрезвычайной ситуации, объявленной Всемирной организацией здравоохранения, границы между странами закрыты (или работают в особом режиме), и иностранные поставщики не могут своевременно направить к нам своих представителей, чтобы осуществить шеф-монтажные и пуско-наладочные работы. Поэтому мы вынуждены искать вместе с ними обходные пути. Естественно, всё это требует времени.

– Каковы текущие плановые сроки сдачи траулеров "Андромеда" и "Кастор"?

– С учётом перечисленных проблем, "Андромеду" мы планируем сдать в сентябре текущего года, "Кастор" – во втором квартале 2021 года. Так как строительство этих траулеров началось практически одновременно, "Кастор" перенял на себя часть проблем головного судна. Но, отработав все сложные моменты на первых двух траулерах, мы сможем компенсировать задержку их строительства на третьем и четвертом корпусах – "Поллуксе" и "Альхене".

– Когда ожидаются спуски на воду "Поллукса" и "Альхены"? Когда эти суда планируется передать заказчику?

– Мы придерживаемся контрактных сроков, но рассматриваем возможность досрочной сдачи этих судов заказчику. Корпус "Поллукса" уже готов на 80%. По плану спуск на воду должен состояться осенью этого года, в сентябре-октябре.

"Альхена" была заложена одновременно с "Поллуксом", и на сегодняшний день её корпус сформирован уже на 35%. С учётом текущих темпов строительства, спуск мы планируем на весну 2021 года, что опережает контрактные сроки приблизительно на полгода.

– На какой стадии находятся спущенные на воду траулеры проекта 1701 "Скорпион" и "Лев"? Как фактический ход работ по траулерам проекта 1701 соотносится с контрактными графиками?

– Степень готовности "Скорпиона" составляет 70%. Начало швартовных испытаний определено на август. А передать головное судно проекта 1701 заказчику мы планируем в третьем квартале текущего года, в соответствии с графиком. Первый же серийный траулер ("Лев") готов на 55%. Всё оборудование закуплено, осуществляются финальные поставки, проводится монтаж.

Здесь наблюдается та же проблема – невозможность прибытия специалистов для организации шеф-монтажных и пуско-наладочных работ импортного оборудования, ввиду ограничений по коронавирусу. По проекту 1701 присутствует незначительное отставание от контрактных графиков строительства, но не более 3-4 месяцев.

– Как повлияли на работу персонала верфи ограничения, введённые весной 2020 года в рамках борьбы с коронавирусной инфекцией?

– По согласованию с региональными властями продолжаем работать, как все системообразующие организации Ленинградской области. На такие компании не распространяется запрет на рабочую деятельность в период карантина. Естественно, при условии соблюдения всех необходимых мер по предотвращению распространения вирусной инфекции. Так, на заводе были введены дополнительные правила по перемещению на территории предприятия и взаимодействию между сотрудниками, закуплены средства индивидуальной защиты, антисептики. Поэтому в самый сложный период – с марта по май – производство у нас не простаивало.

– В ходе совещания в Росрыболовстве в начале июня был озвучен риск расторжения, заключённых по программе инвестквот, договоров между заказчиками и верфями в случае срыва сроков. Как складываются отношения с заказчиками у ОАО "Пелла"?

– О разрыве контрактов в текущей ситуации говорить не совсем корректно. Пока что строительство судов на верфи "Пелла" укладывается в регламентированные контрактами сроки. Речь идёт об обоснованных изменениях в графиках строительства. Их причины уже неоднократно озвучены – необходимость выполнения дополнительных работ и закрытие границ для иностранных специалистов. При этом, надо понимать, что разрыв контракта в первую очередь нецелесообразен для заказчика. Суда строятся под квоты, и если контракт будет разорван, то заказчик не получит ни судов, ни квот. И это, не считая штрафных санкций, предусмотренных инвестиционными договорами.

Также хотелось бы отметить, что после июньского совещания в Росрыболовстве, в СМИ появилась сбивающая с толку информация о том, что "Пелла" отстает от контрактных сроков на два года. Мы были неприятно удивлены этой новостью. Единственное судно, контрактный срок передачи которого уже наступил – "Андромеда". Но даже с учётом этого, задержка строительства данного траулера составит не более полугода. Смещение сроков сдачи по остальным судам, если оно будет, также не должно превысить шесть месяцев. Поэтому складывается впечатление, что кто-то заинтересован в распространении неточной информации о сроках строительства.

– Помимо рыбопромысловых траулеров, "Пелла" ведёт постройку серии судов-краболовов проекта 03070. Какова ситуация с этими заказами?

– Как я уже отметил, в мае 2020 года мы успешно сдали заказчику краболов "Русь". Это первое в истории России специализированное отечественное судно для добычи краба. В ближайшее время на судне начнутся промысловые испытания – самый важный этап. В ходе испытаний необходимо убедиться в том, что промысловое оборудование функционирует так, как и должно. Все замечания будут зафиксированы. Это позволит устранить их и не допустить похожих проблем на последующих краболовах. В том числе на тех, что сейчас уже строятся на наших мощностях. Формирование двух корпусов для Сахалина ведётся с опережением графика: недавно, в мае этого года, была произведена официальная закладка килей.

– Каковы дальнейшие планы "Пеллы" по строительству промысловых судов с учётом объявленного в прошлом году расширения производственных мощностей?

– Мы уверены, что первые построенные "Пеллой" промысловые суда докажут свою эффективность и безопасность. Страна нуждается в обновлении устаревшего промыслового флота. Росрыболовство уже официально предупредило рыбопромышленников о том, что в будущем при оформлении договоров о добыче биоресурсов им будет запрещено эксплуатировать устаревшие суда возрастом старше 35-40 лет. Рыболовецкие компании, которых в нашей стране не мало, будут вынуждены обращаться к судостроительным заводам, чтобы продолжать свою деятельность. Так что многие верфи, в том числе и "Пелла", обязательно найдут своего заказчика.