Изумруды Онежского завода

Изумруды Онежского завода
Дата публикации
10 Апреля 2020
Источник
Корабел

В этом году наша редакция посвятила много статей и интервью Онежскому судостроительно-судоремонтному заводу. А что? Прекрасное предприятие, которое тихо и мирно строит достаточно сложные суда, не срывая сроков, реализует проект "цифровой верфи". И все это силами более 500 карельских корабелов. Мы решили именно с Онежским ССЗ возродить нашу рубрику "Изумруды отрасли", где рассказывается о талантливой и перспективной молодежи в судостроении и судоходстве.

Во время нашего очередного визита на Онежский судостроительно-судоремонтный завод, который был приурочен к спуску на воду гибридного катера "Виктор Воротыло" проекта ST23WIM-H, было решено отыскать на предприятии перспективную молодежь. Причем такую, на которую завод делает ставку. Оказалось, что дело это нетрудное, молодых специалистов с "искрами в глазах" на предприятии хватает. И то, что вы, дорогие читатели, прочтете ниже, является лишь первой частью небольших интервью с "изумрудами" Онежского завода.

Забегая вперед, отметим, что после всех проведенных разговоров с молодыми профессионалами сложилось очень приятное впечатление и даже, не побоимся громких фраз, появилась вера в светлое будущее пускай не всей отрасли, но хотя бы Онежского ССЗ. Потому что нам встретились не просто перспективные ребята, а специалисты, которые хотят развиваться, хотят обучаться и становиться лучше и прикладывают для этого все усилия - пишут курсовые на дому, получают второе образование и т.д.

Краткая аннотация: героями материала стали ведущий инженер одного из проектов предприятия, которая приехала из Новосибирска в Петрозаводск, а также старший строитель кораблей.

Людмила Трунцева, ведущий инженер проекта ST23WIM-H Онежского судостроительно-судоремонтного завода

- Людмила, кем вы сейчас работаете на Онежском ССЗ? Какие у вас должностные обязанности?

- Я работаю в конструкторско-технологическом отделе. Сейчас я занимаю должность ведущего инженера проекта ST23WIM-H. Вместе с этим я отвечаю за корпусной ремонт.

В мои обязанности входит получение конструкторской документации для последующей технологической подготовки производства. осуществление контроля, корректировки, комплектации рабочей документации. Что касается ремонта судов – выполнение инструментального обследования (дефектация) корпуса ремонтируемых судов с целью оценки технического состояния и определения необходимого объема ремонта в соответствии с нормативными документами, а также составление отчета о проведении дефектации, технологических указаний по ремонту и схемы контроля сварных швов.

- Вы из Петрозаводска?

- Сама родом из небольшого поселка Кемеровской области. Поступила учиться в Новосибирск. После окончания учебы переехала в Карелию.

- Интересно, из Новосибирска в Карелию. У вас профильное образование?

- В нашем городе есть университет водного транспорта, но работать, к сожалению, особо негде. Мы с мужем были на практике в Петрозаводске и по распределению выбрали Онежский судостроительно-судоремонтный завод.

Вообще, я не сразу попала в данную отрасль. В 18 лет мечтала стать учителем начальных классов и собиралась поступать в педагогический университет. Найти себя в судостроении помог совет моей бабушки, окончившей в свое время институт водного транспорта.

Я окончила судомеханический факультет Сибирского  государственного университета водного транспорта по специальности "Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры". На сегодняшний день учусь в магистратуре в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете. Учусь дистанционно, дома в свободное от работы время  выполняю все задания и курсовые.

Объем работы в конструкторско-технологическом отделе достаточно большой. Строить суда одновременно с ремонтом, который тоже на мне, трудно. Совмещать работу и учебу очень тяжело, но мне это необходимо для самосовершенствования и дальнейшего карьерного роста.

Я очень благодарна своей наставнице и руководителю группы корпусников Ивашкиной Екатерине Михайловне. Благодаря ее поддержке, знаниям и неоценимому опыту, я приобрела необходимые в работе навыки.

- Мне кажется, это хорошо, когда есть много работы.

- Конечно, это хорошо! Приходят опыт и знания, причем в ускоренном режиме. Да, это сложная работа, но интересная. Сегодня я уже не могу представить себя учителем или специалистом любой другой отрасли.

- Давайте опишем ваш карьерный путь на заводе. Кем вы начали трудовую деятельность на Онежском ССЗ?

- Я пришла на завод в 2018 году. Изначально меня поставили на ремонт корпусов судов. Затем руководство увидело во мне рабочий потенциал, и начальник дал мне вести свой проект, им оказался рабочий катер с гибридной установкой.

Я научилась совмещать  новострой и ремонт полноценно — это совершенно два разных дела с разными правилами, с разными задачами.

Путь до ведущего инженера у меня занял полгода.

- А в вашем отделе вы одна — девушка? Как вы себя чувствуете на работе? Сколько вообще человек работает в отделе?

- В нашем конструкторско-технологическом отделе работает 28 человек, мужчин и женщин почти пополам. Чувствую себя комфортно и нет никаких проблем. Наоборот, все радуются, что есть девушки в отделе, потому что некоторую работу мы делаем более тщательно.

- Вы приехали из Новосибирска. Совершенно другой город, свой колорит, свои устои. Как проходила адаптация на Онежском ССЗ?

- Сначала была акклиматизация, которая продлилась почти полтора года. Смена климата оказалась для нас непростой. Однако на самом деле в Петрозаводске несколько проще жить, потому что здесь не такая суровая зима, как в Сибири.

Предприятие создало все условия для комфортной работы и жизни в новом городе. Поначалу нам предоставили общежитие. Когда мы с мужем решили перебраться в съемную квартиру, на заводе нам предложили оплачивать это жилье, что позволило оформить ипотеку на собственное жилье.

- Давайте вернемся к катеру проекта ST23WIM-H. Это ваш первый проект на заводе?

- Да, это мой первый полноценный проект. Замещая коллег, уходивших в отпуск, я приобрела некоторый начальный опыт в ведении проектов. До получения самостоятельного проекта я занималась судами, приходящими к нам на ремонт, также поучаствовала в постройке проектов шаланд проектов НВ600 и НВ900.

Руководство завода и КТО не боится доверить молодым специалистам решение серьезных задач, дать возможность самостоятельной работы. Сразу в воду кидают, чтобы учиться плавать. Катера проекта ST23WIM-H - это почти мой диплом. Свой диплом я спроектировала и разработала в 3D-программе Solid Works. И символично, что на производстве мне доверили проект ST23WIM-H, теперь слежу за техническим процессом строительства.

- Каким САПРом пользуетесь в работе?

- В данный момент я работаю только в AutoCAD. При работе с другими проектами используется  CADMATIC.

- Расскажите, какова ваша заработная плата? Хотя бы диапазон.

- Моя заработная плата равна среднестатистической по Карелии. За конкретные достижения руководство поощряет премиями, весь сверхурочный труд обязательно оплачивается в соответствии с законодательством.

- Напоследок, что пожелаете Онежскому ССЗ?

- Хочу пожелать заводу больше заказов, чтобы он продолжал успешно функционировать, а мы не остались без работы. Завод развивается и в недалеком будущем будет преобразован в "цифровую верфь", нам нужны специалисты с профильным образованием.


Станислав Хрусталев, старший строитель кораблей Онежского судостроительно-судоремонтного завода

- Станислав, расскажите, как давно вы пришли на завод? Какую должность занимаете и что входит в ваши должностные обязанности?

- Я работаю на заводе с 2016 года. С 2017 года занимаю должность старшего строителя кораблей. В мои обязанности входит ведение строительства судна от начала до передачи его заказчику в соответствии с графиком. Я контролирую выполнение всех работ корпусным, электромеханическим и слесарным производствами. Кроме этого, в мои обязанности входит контроль своевременного поступления чертежей от техотдела, снабжения. Постановка судна на швартовные и ходовые испытания и окончательная передача заказчику – также моя работа.

- Сколько человек работает в вашем отделе?

- У нас в отделе работает четыре человека. Это главный строитель кораблей, два строителя кораблей и строитель по электрочасти.

- Ваша должность звучит достаточно любопытно, учитывая то, что военные корабли вы не строите.  Я разговаривал с Владимиром Борисовичем Майзусом, директором Онежского ССЗ, он сказал, что предприятие не планирует выходить на военное кораблестроение.

- А ведь было бы неплохо для приобретения опыта. Мы уже построили и земснаряд, и катера с гибридной установкой, было бы интересно освоить и строительство военных кораблей.  

- Расскажите про ваше образование.

- Я окончил Петрозаводское речное училище. Это филиал Санкт-Петербургского государственного морского и речного флота имени адмирала Макарова. Учился на судоводителя. Сейчас учусь в "Корабелке" по специальности "Кораблестроение и эксплуатация флота".

- А зачем? Вы же уже понимаете, как строить суда.

- Я придерживаюсь принципа "long life learning".

- Почему изначально пошли на судоводителя?

- Романтика позвала. У меня дед был судоводителем, правда, на внутренних водных путях. Он ходил на плотоводах, когда был сплав леса. А я еще с пятого класса решил, что я буду моряком. И нисколько в этом не разочаровался.

- Удалось поработать по специализации?

- Поработать судоводителем у меня не получилось по семейным обстоятельствам. Пришлось выйти на берег. В море поработал, но в должности матроса. Успел "зацепить" рулевого, матроса, а в качестве вахтенного помощника капитана, к сожалению, не получилось.

- Если взять вашу сегодняшнюю работу с ее уже понятным функционалом, местом и уникальными возможностями видеть продукт своей непосредственной деятельности и, условно, работу старшего помощника на судне, что вам кажется более интересным?

- Для меня все эти профессии интересны. Разница лишь в том, что тут я дома, а на судне я в море.

- В каких проектах принимали участие на заводе? Что конкретно делали?

- За время работы на Онежском ССЗ принимал участие в строительстве и сдаче судов проекта 02780М, ST23WIM, HB600, а с осени 2018 года я вел строительство головного судна "Юрий Маслюков" проекта TSHD-2000 и был его ответственным сдатчиком.

- Да, наша редакция даже приезжала на церемонию спуска этого земснаряда, построенного по проекту Damen. Как оцениваете работу над судном? В моем представлении это достаточно сложное судно с высокотехнологичным оборудованием.

- Работа над этим проектом в целом была очень интересной. Понравилось работать с чертежами, осваивать принципы их читаемости и компоновки. Полезным оказался опыт сравнения подходов к проектированию коллег из Damen и отечественных бюро. В работе применялись такие технологии, которые еще никто не использовал — 3D-моделирование, изометрика трубы и т.д.

Благодаря работе над земснарядом, я подтянул английский, потому что в основном вся документация была на английском.

- Вы рассказали о позитивном опыте и знаниях, которые получили во время реализации проекта. А были ли какие-то проблемы во время строительства и как они решались?

- Во время строительства всегда есть какие-то проблемы, это рабочий процесс. Но в целом строительство шло строго по плану. На судне были очень сложные лядовые устройства и гидравлика. То есть то оборудование, которое как раз занимается дноуглублением. Для этого писались специальные технологии, а мы по ним строили.

Судно уже передано заказчику, поэтому все в результате получилось.

- Интересно послушать, что скажете про заработную плату?

- Скажу, что денег много никогда не бывает, однако если сравнивать в среднем по городу, то нормальная зарплата.

- Напоследок, что хотели бы пожелать Онежскому судостроительно-судоремонтному заводу?

- Хочу пожелать развития, большего количества заказов и начало долгожданной модернизации производства.