"Хочется больше заказов для наших верфей" - Артур Хазиахметов "Морская Техника"

"Хочется больше заказов для наших верфей" - Артур Хазиахметов "Морская Техника"
Дата публикации
8 Апреля 2020
Источник
Корабел

Кто держит "руку на пульсе" отрасли и в целом видит всю ситуацию, которая складывается в отечественном судостроении? Будет отчасти справедливым сказать, что это поставщики судового оборудования, многие годы работающие напрямую с верфями и отслеживающие строительство всего новостроя. Поэтому их взгляд на рынок в частности и на отрасль в целом интересен по умолчанию. Их мнение близко к объективной оценке состояния российского судостроения.

Наша редакция встретилась с начальником отдела продаж судостроительного подразделения "Морской Техники" Артуром Хазиахметовым и обсудила текущую деятельность компании, участие в нынешних проектах, а также поговорила о том, действительно ли "все плохо" на российских отечественных верфях.

- Артур, чем занимается ваше подразделение? Какие задачи выполняет?

- Подразделение работает с судостроительными предприятиями отрасли, выполняя подбор проектных и инженерных технических решений в соответствии с требованиями заказчиков. Основная задача — поиск, получение и выполнение заказов на поставку оборудования для вновь строящихся судов и кораблей.

- С какими заводами работаете?

- "Морская Техника" работает практически со всеми судостроительными заводами. Среди наших клиентов "Адмиралтейские верфи", Балтийский завод, Выборгский судостроительный завод, Онежский судостроительно-судоремонтный завод и многие другие. Мы стремимся участвовать в каждом проекте, предлагая решения на базе оборудования собственного производства и от наших партнеров – предприятий-производителей с мировым именем.

- В конце февраля состоялся спуск рабочего катера. Правильно я понимаю, что на судне есть ваше оборудование?

- В основном наше и представлено. Необходимо отметить, что все оборудование подобрано в соответствии с высокими требованиями заказчика катеров - предприятия "Росморпорт". Особенно хочется подчеркнуть, что катер оснащен уникальной гибридной пропульсивной установкой, с которой мы в своих проектах ранее не работали. Кроме того, судно оборудовано высокооборотными двигателями MAN, валолинией производства Eliche Radice, дизель-генераторами нашего производства, насосами Azcue Pumps, судовой арматурой ERIKS, также установлены двери и люки производства норвежской компании Libra Plast и пр. Проще сказать так: "Морская Техника" выполнила комплексную поставку оборудования — от навигационного до винтов.

- По катеру проекта ST23WIM-H все достаточно логично — проект вашей компании, который предусматривает ваше оборудование. Интересно узнать, как ваше подразделение сейчас загружено? Какие последние поставки были и на какие суда?

- Сейчас у нас, впрочем, как и всегда, работа идет очень интенсивно, так как постоянно появляются новые проекты. Много заявок, проработок, тендеров. Сегодня мы активно боремся за расширение своего присутствия на рынке в целом и в каждом отдельном проекте, ищем новых надежных производителей оборудования для поставок нашим клиентам.

Так, например, в данный момент мы отгружаем два комплекта дверей и люков для ярусоловов, которые строятся на "Северной верфи". Совсем недавно мы успешно провели переговоры с Балтийским заводом, в результате чего планируется подписание контракта на поставку насосов для двух новых ледоколов проекта 22220. И это только часть.

- Осуществляли ли поставку продукции на круизные лайнеры, что строятся в Нижнем Новгороде и Астрахани?

- Да, на эти суда нами выполнены поставки.

На судне, строящемся в Астрахани, установлены насосы совместного производства компаний "Морская Техника" и Azcue Pumps.

- Мы на "Неве" общались с вашими коллегами о строительстве рыболовецкого флота в России по программе инвестквот. И "Морская Техника" следит за ходом развития программы, а также принимает активное участие в строительстве "рыбаков" на верфях. Я так понимаю, это именно ваше направление. Что вы предлагаете для этого флота? Какое оборудование?

- Конечно, у нашей компании есть специальные предложения для рыбопромыслового флота. Например, это оборудование производства норвежской компании Motus, она изготавливает специализированные крановые, палубные устройства для развертывания тралов, для установки ловушек для крабов, СПУ и другие виды оборудования. В частности, оборудование Motus применяется в проектах, которые строятся на Выборгском судостроительном заводе; будет применяться на краболовах проекта КСП01, строительство которых планируется на заводе "Красное Сормово". Или, к примеру, другой наш поставщик – компания Libra Plast – выпускает двери и люки почти для всех рыболовных судов в Норвегии.

- Раз мы говорим об импортном оборудовании... "Морская Техника" является эксклюзивным представителем крупных мировых брендов, причем не один год. Вы представляете MAN, Azcue Pumps, Fluidmecanica и т.д. Почему вы не работаете с российскими производителями? Или же они все-таки есть в линейке продукции?

- Мы работаем с российскими производителями и устанавливаем российское оборудование на проекты, разработанные конструкторским бюро "Морская Техника". Но представительства отечественных производителей не имеем. Наверное, основная причина в том, что они сами работают на рынке и необходимость их представлять отсутствует. Вы ведь понимаете разницу, одно дело представлять компанию из Испании, которой самостоятельно сложно организовывать работу в России, и совсем другая история - представлять российского производителя.

Возьмем компанию Azcue Pumps. Это мировой лидер в производстве судовых насосов, имеет более ста представителей по всему миру. Им сложно ориентироваться в каждом отдельном рынке. Поэтому права на реализацию оборудования территории России и СНГ предоставлены "Морской Технике", которая уже более двадцати лет является проводником лучших образцов импортного судового оборудования на российский рынок. И, возвращаясь к вашему вопросу, в линейке продукции нашей компании имеется российское оборудование собственного производства: дизель-генераторы, судовые насосы, системы сжатого воздуха.

- Однако все-таки есть примеры в отрасли, когда компании становятся представителями отечественных производителей судового оборудования.

- Возможно. Необходимо отметить, в России мало производителей, которые выпускают судовое оборудование, по цене и качеству соответствующее зарубежным аналогам. Основная масса – это импорт или локализация, как, например, наш совместный проект с компанией Azcue Pumps по локализации производства судовых насосов в Санкт-Петербурге.

- Я был у вас в гостях на производстве, когда оно только открывалось. Что сейчас происходит на предприятии?

- Сейчас происходит процесс расширения номенклатуры и технических решений. Технические условия на выпуск оборудования согласованы и одобрены РМРС и РРР. Установлены и введены в эксплуатацию испытательные стенды насосов и дизель-генераторов. Выпускаемое оборудование участвует в программах импортозамещения для различных проектов. В планах локализация другой продукции, востребованной в данный момент на рынке.

- Ваше подразделение напрямую работает с судостроительными заводами. Оно видит все, что происходит в отрасли. Интересно послушать вас, каким вы видите отечественное судостроение? Какие у него есть проблемы? Так ли действительно все плохо, как многие говорят?

- Я бы не сказал, что в отрасли все плохо. Это не так. Загрузка у предприятий есть. Учитывая активно развивающееся направление строительства рыбопромыслового флота, сегодня заказов хватает. Хотелось бы, конечно, большего количества гражданских заказов, особенно в части обновления пассажирского флота, потому что существующий флот очень старый, а новых проектов мало.

Строятся два отечественных круизных лайнера, ЦКБ по СПК им. Алексеева строит серию судов на подводных крыльях "Валдай", будут строить новый "Метеор". Этого мало для обновления.

Многие разрабатывают проекты, реализуются единицы. Пассажирские перевозки, как правило, убыточны. В основном, все перевозчики работают на субсидиях. А если взять строительство пассажирского флота, то без поддержки государства в настоящее время представить его очень сложно.

Другое дело, что в России строить дороже и дольше. На мой взгляд, это связано с отсутствием достаточного количества квалифицированного персонала производственных рабочих: сварщиков, монтажников, судовых электриков и так далее. Не хватает таких специалистов.

- То есть вы наблюдаете проблему с кадрами в судостроении?

- Проблема с кадрами есть не только в производстве. Наблюдается дефицит кадров в конструкторско-технологических отделах верфей. И это несмотря на то, что многие предприятия разработали и активно внедряют программы по привлечению в отрасль молодых специалистов, в том числе из "Корабелки".

- Наша редакция пристально следит за жизнью композитного катамарана "Грифон", который был построен на Средне-Невском судостроительном заводе. Мы посвятили судну множество статей, писали про итоги коммерческих навигаций. И складывается следующая картина — построили судно, которое сейчас на рынке стоит 300 млн рублей, причем все справедливо, катамаран действительно столько стоит. И оператор, обслуживающий "Грифона", даже по самым позитивным сценариям не может позволить себе приобрести судно. И, наверное, можно было бы упростить комплектацию, чтобы снизить стоимость катамарана. Может, тогда у судовладельцев появится возможность приобретения.

- Может быть. Думаю, что в этом вопросе должен быть комплексный подход и участие со стороны государства.

- Вернемся непосредственно к вашей деятельности — рынку поставок судового оборудования. Как он существует? Как себя ощущает ваше подразделение? Есть ли на рынке конкуренция?

- Судостроение в целом отрасль консервативная, все друг друга знают. Рынок судового оборудования по-прежнему живет в условиях санкций и дефицита адекватных предложений для того или иного проекта. Мое подразделение, опираясь на громадный опыт и профессиональные компетенции сотрудников компании "Морская Техника", активно работает на рынке для получения заказов на поставку судового оборудования.

Конечно, конкуренция есть, и мы постоянно боремся за новые заказы. Конкуренция должна быть, потому что монополия всегда ведет к завышению цен для потребителя и снижению качества услуг.

- Полностью согласен, что конкуренция нужна и важна. Напоследок, о вашем подразделении. В каком направлении планируете развиваться? Может, у вас есть уже планы по расширению ассортимента и уникальных предложений от других брендов для наших корабелов?

- Есть планы по расширению ассортимента в части поставляемой продукции. Мы будем стремиться к тому, чтобы расширить линейку, в том числе по оборудованию собственного производства, перейти к выпуску более сложного оборудования.

Мы следим за развитием рынка, за появлением новых требований и потребностей. "Морская Техника" продолжит развивать собственные проекты, как и прежде, будет стремиться к применению инновационных продуктов и решений.