На Морской коллегии позитивно встречены предложения Минтранса РФ по обеспечению конкурентоспособности национального флота

На Морской коллегии позитивно встречены предложения Минтранса РФ по обеспечению конкурентоспособности национального флота
Дата публикации
27 Февраля 2020
Источник
Росморречфлот

Заместитель министра транспорта РФ Юрий Цветков на заседании Морской коллегии при правительстве 19 февраля выступил с докладом по первому вопросу повестки дня «Об обеспечении безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов в рамках выполнения Российской Федерацией требований международных договоров».

На заседании под председательством вице-премьера РФ Юрия Борисова, прошедшем в Доме правительства России, он проинформировал участников о современном состоянии механизма международного регулирования морского судоходства, включающего обеспечение безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов, и о деятельности Минтранса России, Росморречфлота и подведомственных организаций в этом направлении. Транспортное ведомство, напомнил Юрий Цветков, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере морского транспорта, в том числе при реализации обязательств в данной сфере, вытекающих из международных договоров РФ.

Значительная часть доклада была посвящена актуальным для отечественного судоходного сообщества неуклонно ужесточающимся требованиям Международной морской организации (ИМО) по различным направлениям защиты морской среды, в том числе, по исполнению Первоначальной стратегии по снижению выбросов парниковых газов с судов, принятой ИМО в 2018 г. в развитие Парижского соглашения по климату.

Заместитель министра, в частности, упомянул о «некоторых перегибах» в природоохранной повестке ИМО, «когда предложения, зачастую, популистского характера, предполагающие ограничения или запреты, продвигаются без должного научно-технического обоснования и анализа социально-экономических последствий их введения».

Российская сторона, напомнил он, выступает против поспешных решений, за тщательное техническое и социально-экономическое обоснование предлагаемых мер регулирования, с опорой на доступные и зарекомендовавшие себя технологии, учетом результатов воздействия новых экологических требований, введенных за последние годы.

В этой связи Ю.Цветков сравнил содержащееся в поправке к Конвенции МАРПОЛ введение с 1 января 2020 г. нового требования о предельном содержании серы в судовом топливе не более 0.50% вместо ранее установленных 3.50% с революцией по степени воздействия на морской сектор.

Реализация обязательств, взятых на себя Россией в рамках международных договоров, отметил он, напрямую влияет на обеспечение конкурентоспособности национального флота. При этом транспортное ведомство в соответствии с документами стратегического планирования проводит большую работу по обеспечению увеличения доли участия российского торгового флота в экспорте и импорте товаров.

Минтранс в этой связи полагает, что наиболее эффективно индикатор увеличения доли российского флота может быть достигнут в процессе реализации ожидающейся к принятию Стратегии развития Арктической зоны России.  

Напомнив, в рамках входящего в Комплексный план расширения и модернизации магистральной инфраструктуры федерального проекта «Морские порты России» их мощности должны быть увеличены на 30% от существующих, Ю.Цветков отметил, что даже при наличии стабильной положительной динамики в грузообороте морских портов из всей массы переваленных доля перевезенных грузов судами под государственным флагом РФ остается стабильно невысокой (около 2%).

Для того, чтобы обеспечить достижение поставленной государством цели в Минтрансе считают целесообразным наряду с уже выполненным включением в состав Транспортной стратегии РФ зафиксировать в стратегических документах развития отраслей экономики РФ, в том числе, в Энергетической стратегии и Стратегиях развития минерально-сырьевой базы, лесного комплекса, пищевой и перерабатывающей промышленности, зернового комплекса и угольной промышленности положений о закреплении соответствующей грузовой базы за судами под российским флагом.

Только посредством выполнения комплекса уже озвученных ранее Минтрансом на Морской коллегии предложений и закреплением части грузовой базы за судами под российским флагом, подчеркнул он, можно достичь запланированного показателя, обеспечивающего конкурентоспособность российского торгового флота, в том числе, в условиях перехода на низкосернистое и другие виды альтернативного топлива.

В этой связи заместитель председателя правительства Юрий Борисов отметил, что  положительно оценивает предложения Минтранса РФ о мерах по закреплению грузовой базы за российскими судами на законодательном уровне.

«На мой взгляд, обоснованно и убедительно звучат предложения Минтранса о необходимости внесения изменений в документы стратегического планирования, предусматривающие закрепление грузовой базы за судами под российским флагом или принадлежащих российским судовладельцам. Видимо, пришло время для принятия таких экономических мер»,- подчеркнул Ю.Борисов.