Участник парада на День ВМФ России тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов"


Публикация готовится к изданию в альманах "Военно-Морской Флот России" июль 2017 г.

"Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" - тяжелый авианесущий крейсер ТАВКР), крупнейший корабль Военно-морского флота (ВМФ) России и единственный в его составе авианесущий корабль, способный нести самолеты горизонтального взлета и посадки.

Флагман ВМФ России. Предназначен для поддержки группировок ракетных подводных лодок стратегического назначения, группировок надводных кораблей и морской ракетоносной авиации.

Построен в СССР на Черноморском судостроительном заводе (г. Николаев, ныне на территории Украины) по проекту 11435, разработанному под руководством главных конструкторов Василия Аникиева и Л. Белова в Невском проектно-конструкторском бюро (Ленинград, ныне - Санкт-Петербург).

Назван в честь адмирала флота Советского Союза Николая Кузнецова (с 4 октября 1990 г.). На стадии проекта назывался "Советский Союз", в 1982 г. получил название "Рига", в том же году был переименован в "Леонид Брежнев", в 1987-90 гг. назывался "Тбилиси".

История строительства, ввод в строй

Заложен в Николаеве 1 сентября 1982 г. под заводским номером 105, спущен на воду 4 декабря 1985 г. 8 июня 1989 г. начались швартовые испытания.

21 октября 1989 г. корабль был выведен в Черное море, где провел цикл летно-конструкторских испытаний самолетов.

Для подготовки пилотов одновременно со строительством корабля на аэродроме Саки-4 (пос. Новофёдоровка, Крым) был открыт специальный учебный центр НИТКА ("Наземный испытательный тренировочный комплекс авиационный", ныне - полигон взлетно-посадочных систем "Нитка").

Первую в истории советского ВМФ горизонтальную посадку на корабль совершил 1 ноября 1989 г. летчик-испытатель Герой Советского Союза Виктор Пугачёв на самолете Су-27К. 25 декабря 1990 г. подписан приемный акт крейсера. 20 января 1991 г. корабль вошел в состав Северного флота ВМФ СССР (в 1992-1994 гг. продолжались испытания вооружения и технических средств корабля и авиагруппы).

Текущее состояние

Корабль регулярно участвует в дальних походах и военно-морских учениях. В 1996-1998 гг., в 2001-2004 гг. и в 2008 г. находился в ремонте. 

С 14 мая по 20 августа 2015 г. находился в плавдоке 82-го судоремонтного завода (пос. Росляково, Мурманская область), где были проведены очистка и покраска днища, ремонт агрегатов и оборудования электромеханической боевой части, сервисное обслуживание. 

С осени 2015 г. по лето 2016 г. на 35-м судоремонтном заводе в Мурманске крейсер проходил восстановление технической готовности. Были отремонтированы главные котлы, турбо- и дизель-генераторы, восстановлено покрытие полетной палубы.

​В боевых действиях крейсер не участвовал.

Командующий кораблем - капитан 1 ранга Сергей Артамонов (с 2011 г.).​

Тактико-технические характеристики

  • Длина по ватерлинии - 270 м.
  • Наибольшая длина (палубы) - 306 м.
  • Ширина по ватерлинии - 33,4 м.
  • Наибольшая ширина - 72 м.
  • Высота - 64,5 м.
  • Стандартное водоизмещение - 46 тыс. 540 т.
  • Полное водоизмещение - 59 тыс. 100 т.
  • Скорость полного хода - 29 узлов.
  • Дальность плавания при скорости 29 узлов - 3 тыс. 850 миль, при скорости 14 узлов - 8 тыс. 417 миль.
  • Автономность плавания - до 45 суток.
  • Экипаж - 1 тыс. 960 человек, в т. ч. 518 офицеров и 210 мичманов.

Главная энергетическая установка - котлотурбинная, включает 4 паротурбины мощностью 50 тыс. лошадиных сил каждая.

На корабле установлены 9 турбогенераторов и 6 дизель-генераторов мощностью по 1 тыс. 500 кВт каждый.

В отличие от большинства зарубежных кораблей такого класса, которые оснащаются паровыми катапультами для запуска самолетов, ТАВКР оборудован носовым трамплином с углом схода 14 градусов, на который направлены две сходящиеся линии взлета.

Вооружение

  • 12 пусковых установок противокорабельного ракетного комплекса "Гранит" (дальность полета сверхзвуковых ракет - около 550 км).
  • Зенитно-ракетный комплекс "Кинжал" (боезапас - 192 ракеты).
  • Зенитный ракетно-артиллерийский комплекс "Кортик" (боезапас - 256 ракет, 48 тыс.; снарядов).
  • Реактивные глубинные бомбы системы "Удав-1" (60 штук).

Авиагруппа

ТАВКР может нести на полетной палубе и в подпалубном ангаре 26 самолетов и 24 вертолета.

Авиагруппа крейсера первоначально состояла из палубных истребителей Су-27К и МиГ-29К, вертолетов Ка-27/27ПС и Ка-29.

С конца 1990-х гг. и по н.в. включает палубные истребители Су-33 и штурмовики Су-25УТГ 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка (аэродром базирования - Североморск-3, Мурманская обл.), а также вертолеты Ка-27 и Ка-29 830-го отдельного корабельного противолодочного полка (база - Североморск-1).

Командир флагмана

Вся офицерская биография капитана 1 ранга Сергея Артамонова связана с тяжёлым  авианесущим крейсером «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Выпускник ракетно-артиллерийского факультета Калининградского высшего военно-морского училища в 1992 году прибыл лейтенантом служить на Северный флот.

– Для меня этот корабль – это, как первая любовь, самое яркое и сильное чувство: здесь проходит большая часть моей жизни, – признаётся командир корабля капитан 1 ранга Сергей Артамонов.
Как он сейчас с улыбкой вспоминает, выбор профессии состоялся на уровне подсознания. Вырос Сергей в Калининграде в обычной рабочей семье. Среди родных не было военных, тем более моряков. 

– Служба диктует напряжённый ритм жизни, однако несколько лет назад мне чудом удалось попасть на вечер встречи выпускников, на который пришла и наша первая учительница, – рассказывает Сергей Григорьевич. – Представляете, каково было наше удивление, когда выяснилось, что она не только помнит всех нас по именам, но и не забыла наши детские мечты. Оказывается, я ещё в начальной школе написал в сочинении, что хочу быть военным и покорять моря. А ведь я считал, что выбрал Калининградское высшее военно-морское училище, как и большинство ребят нашего класса, только на пороге окончания школы. 

В военно-морском училище Сергей учился с удовольствием, военные дисциплины давались легко. Знания усваивал прочно, хотя отличником никогда не был. Зато, оказавшись впервые на морской практике на учебном корабле «Смольный», навсегда полюбил бескрайность водной стихии и дальние походы.

В 1992 году выпускника КВВМУ распределили на ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» на должность командира зенитно-ракетной артиллерийской батареи. На крейсере он последовательно прошёл ряд командных должностей, став помощником командира корабля по боевому управлению. В 2005 году поступил в Военно-морскую академию имени Н.Г. Кузнецова и, получив академические знания, через два года вернулся на Северный флот.

Год службы заместителем начальника штаба соединения ракетных кораблей, а в 2008 году его назначают на родной крейсер старпомом. А в августе 2011 года – командиром корабля, под началом которого почти двухтысячный воинский коллектив. 

– Сложно ли управлять таким большим экипажем? Как говорится, если ты научился руководить тремя подчинёнными, то сможешь справиться и с большим их числом, – усмехается Сергей Григорьевич и тут же добавляет: – У нас полностью укомплектован штат всех командиров подразделений, начальников служб, помощников и заместителей. Важно, что каждый из них на своём месте. С точки зрения командира я считаю, что одинаково ответственно управлять как малым, так и большим кораблём. Мы ведь все участники судоходства и навигации, решаем, по сути, одни и те же задачи. 

Сергей Артамонов признаёт, что на большом корабле значительно сложнее держать всё под своим контролем. Здесь надо так организовать процесс службы, чтобы каждый самостоятельно выполнял свой участок работы. А командир, по его мнению, должен отследить происходящие изменения, проконтролировать ход ремонтных работ, вовремя выявить провальные ситуации и принять нужные меры. 

Интересный факт: практически все командиры боевых частей и начальники служб пришли на «Кузнецов» ещё лейтенантами и сформировались здесь как профессионалы. Надёжные помощники командира – старпом капитан 2 ранга Игорь Никитин, заместитель командира по работе с личным составом капитан 2 ранга Алексей Домрачев, командир БЧ-5 капитан 2 ранга Михаил Сухарев – также служат на авианесущем крейсере с начала офицерской биографии.

– В корабль надо влюбиться, почувствовать его характер, прикипеть душой, и тогда служба пойдёт успешно, – объясняет командир. – А если этого не произойдёт, то моряк будет видеть только тяготы службы и долго здесь не задержится.

Под командованием Сергея Артамонова крейсер совершил два дальних похода в Средиземное море (в 2011–2012 и в 2013–2014 годах), всего их на счету ТАВКР семь, и все – в важных районах Мирового океана. Дальний поход 2013–2014 года оказался самым сложным и продолжительным за всю историю корабля. Тогда с палубы авианесущего крейсера за пять месяцев плавания лётчики авиакрыла Северного флота совершили более 350 полётов в открытом море с суммарным нахождением в воздухе около 300 часов.

ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» по праву считается уникальным кораблём, которому нет  равных в российском флоте. Пройти службу по призыву на этом крейсере считается большой удачей, потому что молодые люди имеют возможность получить колоссальный опыт в освоении воинской специальности и умении строить отношения в большом коллективе. 

– За последний год значительно изменилась качественная составляющая личного состава: мы постепенно переходим на комплектование экипажа военнослужащими контрактной службы, – подчеркнул Сергей Григорьевич. – Отбор идёт строгий: из числа военнослужащих по призыву мы только лучшим предлагаем заключить контракт. Я как командир каждый раз подчёркиваю морякам, что корабль – это наш дом и он должен быть таким, чтобы каждый гордился службой на «Кузнецове», каждый болел душой за его доброе имя. Отрадно, что экипаж это сознаёт и старается заботиться о корабле действительно как о своём родном доме. 
Отличительной чертой кузнецовцев давно стала тесная дружба с лётным и техническим составом авиации. 

Моряки и авиаторы помогают и поддерживают друг друга и в море, и в базе в период подготовки к походу. 
В этом году ТАВКР предстоит выполнить задачи дальнего похода, подготовка к которому идёт полным ходом. Впереди плановые и контрольные выходы в море, освоение новых тактических приёмов использования авиации, испытание самолётов и вертолётов, которые будут базироваться на крейсере. В год 25-летия корабля командир уверен в своём экипаже и в успешном решении всех поставленных задач.

Адмирал кузнецов1
Publish at Calameo