140 лет заводу «Севкабель»!

140 лет заводу «Севкабель»!
Дата публикации
24 Октября 2019
Источник
Фонтанка

Днем создания кабельной промышленности в России считается 25 октября 1879 года – в этот день Канцелярия Санкт-Петербургского градоначальника выдала немецкому инженеру Карлу Сименсу свидетельство о разрешении изготовления электротехнической продукции на новом заводе. Именно этот день стал профессиональным праздником для представителей кабельной промышленности России, а завод «Севкабель», 25 октября, празднует свой день рождения.

За плечами петербургского производства – почти полтора века истории. Мануфактура «Сименс и Гальске» электрифицировала Невский проспект и основные магистрали города, инженеры кабельного завода провели свет в Зимний дворец. Кабель «Соединенных кабельных заводов» с Васильевского острова был проложен на крейсере «Аврора».

«Севкабель» пережил Гражданскую войну, Вторую мировую войну и блокаду Ленинграда. Благодаря реализованному во время войны проекту «Кабель жизни», изготовленному заводом «Севкабель», 23 сентября 1942 года случился долгожданный прорыв энергетической блокады Ленинграда.

На протяжении всей своей истории завод «Севкабель» обеспечивает кабельной продукцией стратегически важные проекты России, среди которых: крупнейшие нефтегазовые и энергетические проекты страны, космодром «Восточный», военные корабли, гражданские суда и ледоколы для освоения Арктики.Сегодня завод «Севкабель» – один из крупнейших производителей кабельно-проводниковой продукции России, который идёт в ногу со временем.

Мы поздравляем всех, кто причастен к кабельной отрасли в России и за рубежом – друзья, мы занимаемся большим и важным делом, и никогда не стоит об этом забывать. С праздником, коллеги!

Мы представляем вам историю завода.

Предыстория «Севкабеля» началась в 1847 году в Берлине, где изобретатель Вернер Сименс и инженер Иоганн Гальске создали Телеграфно-строительную компанию «Сименс и Гальске». Новый бизнес тут же привлек внимание посланника Российской Империи, а уже через два года Сименс вел переговоры с графом Александром Людерсом, который по поручению российского правительства совершал турне по Европе, чтобы выбрать лучшую систему электрического телеграфа. Технология «Сименса и Гальске» понравилась графу, и в 1851 году он заказал у них 75 аппаратов для первой в России электрической телеграфной линии вдоль железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой. Уже в конце года Сименса пригласили в Петербург на переговоры, по итогам которых компании заказали строительство короткой линии между Ригой и портом Болдерая.

В 1852 году у германского предшественника «Севкабеля» уже был второй госконтракт — на проведение телеграфа от Варшавы до прусской границы. Вернер Сименс вместе со своим младшим братом, 24-летним Карлом, приехал в Варшаву, где оставил молодого человека при поддержке двух берлинских сотрудников запускать строительство. Сам же отправился в Петербург и после беседы с графом Клейнмихелем, «главноуправляющим путей сообщения», подписал третий контракт — на телеграфную линию от Зимнего дворца до Кронштадта, которую надо было завершить к осени.

Вернер поручил исполнение проекта брату, несмотря на его молодость. В начале августа Карл прибыл в Петербург. Перед ним стояла непростая задача: нужно было вывести кабель (кстати, английского производства) из Зимнего, не повредив фасад дворца, и протянуть его по плотно застроенной части города. Карл нашел неожиданное решение, проведя кабель через водосток, так что ломать дворец не пришлось. Клейнмихель был впечатлен и проникся доверием к юному специалисту.

К концу октября Карл Сименс довел кабель до Ораниембаума, а к концу года проложил оставшуюся часть по дну Балтийского моря до Кронштадта. Это была первая подводная линия в России и одна из первых — в мире. Ее эксплуатировали целых 35 лет.

К июлю 1854 года «Сименс и Гальске» наладили телеграфное сообщение между Гатчиной и Варшавой. Николай I быстро привык к новому способу связи. Если возникали технические проблемы и доклад из Польши не приходил ровно в назначенный час, то император посылал фельдъегеря к Клейнмихелю, а тот обрушивал свой гнев на подчиненных.

К концу года была построена линия Москва — Киев, в 1855-м за ней последовали еще семь, в том числе Киев — Одесса, Петербург — Хельсинки и Николаев — Симферополь. Всего за 1853–1855 годы будущие основатели «Северного кабельного завода» проложили в России 9 000 км телеграфного кабеля, однако это строительство не было особо прибыльным. Финансовый успех в России принес контракт на обслуживание созданной сети, который давал стабильный доход в течение 10 лет. В 1855 году Карл Сименс официально возглавил российское отделение в Петербурге, которое называлось «Контрагенты по ремонту и постройке императорских русских телеграфов».

После воцарения Александра II и ухода Клейнмихеля в делах российского подразделения «Сименс и Гальске» наступило затишье: новая администрация предпочитала строить телеграф своими силами. А в 1867 году закончился последний ремонтный контракт. Россия перестала быть привлекательным рынком, и Сименсы занялись другими, более перспективными проектами.

День кабельщика на Кожевенной

В 1870-х «Сименс и Гальске» постепенно перешла от строительства слаботочного телеграфа к производству сильноточной электротехники: динамо-машин, локомотивов, ламп и т.д. Смена специализации привела к возрождению ослабевшей российской ветви бизнеса. Карл Сименс, который к тому времени уже несколько лет жил в Лондоне, начал приезжать в Петербург, а в 1880 году перебрался туда вместе с семьей.

Карл купил два участка земли, расположенных по двум сторонам Кожевенной линии Васильевского острова. Весной 1879 года на одном из них, выходившем к заливу и соседствовавшем с казармами 3-го Флотского экипажа и владениями фирмы «Кюнеман и Боде», началось строительство первого в России кабельного завода. А 25 октября Сименс получил от Канцелярии Санкт-Петербургского градоначальника свидетельство о разрешении изготовления на будущем заводе электротехнической продукции. Впоследствии именно эта дата стала Днем работника кабельной промышленности.

Власти поддерживали строительство, так как производство внутри страны обеспечило бы импортонезависимость в случае войны. Карлу пришлось учитывать пожелания Военно-морского министерства, а на открытии завода в 1882 году присутствовали несколько министров.

Создание завода позволило Сименсу заняться развитием электрического освещения в Петербурге. Для этого в 1883 году он купил обанкротившуюся компанию, которую погубила попытка электрифицировать храм Христа Спасителя в Москве. Однако у нее при этом была лицензия на освещение... Невского проспекта. Карл начал с электрификации Исаакиевского собора, а к Рождеству 1884 года оборудовал часть Невского электрическими фонарями, которые довольно быстро начали угасать и к 11 января окончательно перестали работать. В сбое оказался виноват недовольный конкурент — газовая компания, освещавшая Невский до Сименса. Ей удалось вывести из строя паровую электростанцию, от которой питалась иллюминация. После ремонта фонари заработали.

В 1885-м «Сименс и Гальске» установила восемь дуговых ламп в Большом зале Зимнего. Александр III так впечатлился, что заказал компании освещение всего дворца. Система была готова к новогоднем балу 1887 года, когда зажглись одновременно 12 000 ламп. Компания также провела свет в Гостиный двор и Дворянское собрание.

Объединяй и реквизируй

К 1898 году у Сименсов в России кроме кабельного завода имелись производства ламп и медного проката. Три направления были объединены в Акционерное общество русских электротехнических заводов «Сименс и Гальске». Созданное АО приступило к реконструкции предприятия на Кожевенной: вместо деревянных построек были возведены цеха и заводоуправление из красного кирпича.

Во время русско-японской войны «Сименс и Гальске» поставляли кабель для российских крейсеров, Порт-Артура, полевые провода для маньчжурской армии Куропаткина и т.д. На средства, полученные от гособоронзаказов, компания приобрела завод Эдуарда фон-Рибена на Малой Посадской, который, согласно одному из его рекламных объявлений, изготавливал «голые и изолированные кабели и провода электричества из химически-чистой меди». После этого АО окончательно прощается с именами «Сименс и Гальске» и объявляет себя «Соединенными кабельными заводами». Примерно в это же время с петербургского рынка уходит серьезный конкурент — Товарищество для эксплуатации электричества «М.М.Победов и Ко», будущий «Москатель».

Через три-четыре года после создания «Соединенные кабельные заводы» достигли статуса монополиста. К 1913 году у них имелись склады и представительства в Москве, Варшаве, Одессе, Киеве, Риге, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге. На Кожевенной линии, 39 в это время начали строить новый меднопрокатный завод, чтобы перевести туда производство с Малой Охты.

В 1914 году в историю развития предприятия снова вмешалась война. Однако на этот раз вместо выгодных заказов и высокой прибыли она принесла Сименсам... реквизицию. 1 августа, как и все прочие производства с германским капиталом, завод перешел в собственность государства и начал напрямую работать с Военным и Морским ведомствами. Число сотрудников росло: от 1300 человек в 1915 году до почти 3000 — в 1917-м. Однако объемы производства к концу 1916 года начали снижаться из-за дефицита сырья и топлива и продолжали падать вплоть до завершения Гражданской войны.

Плюс электрификация всей страны

В неспокойное время перемен работники завода, как и полагается пролетариату, активно занимались общественно-политической деятельностью. Они организовывали собрания и группы активистов, проводили забастовки и стачки, успели поучаствовать в двух революциях и даже штурмовали Зимний. В начале 1918 года, уже при советской власти, предприятие в очередной раз переименовали. По постановлению Высшего совета народного хозяйства оно получило название «Севкабель», то есть «Северный кабельный завод». В Гражданскую войну завод продолжал работать, хотя сырья не хватало, а сотрудников осталось всего 350 человек.

В 1922 году началась электрификация Советской России согласно плану ГОЭЛРО. И тут, разумеется, кабельные предприятия были нужны как никогда. Поэтому завод подвергся интенсивной реновации: отремонтировали цеха, купили новые станки, увеличили штат. На тот момент он был единственным в стране предприятием с собственной исследовательской базой и уникальными кабелями: силовыми на 35 кВ и маслонаполненными на 110кВ. Его продукцию использовали при строительстве Волховской и Днепровской ГЭС, металлургических заводов в Кузнецке и Магнитогорске. Естественно, СКЗ поучаствовал и в энергообеспечении Ленинграда, в частности — провел первые в городе подземные маслонаполненные линии.

«Кабель с денежкой»

С началом Великой Отечественной войны три четверти сотрудников «Севкабеля» мобилизовали, а большую часть оборудования и техдокументации отправили в тыл. За станки ленинградских цехов встали женщины и дети. Появилась новая продукция: пояски для снарядов, провода для танков, саперные кабели и кабели для магнитных мин.

Но, пожалуй, главным достижением завода стал знаменитый «Кабель жизни», прервавший энергетическую блокаду Ленинграда. Это бронированный подводный кабель марки СКС с сечением 3х120 мм. Из-за отсутствия специального материала для его изоляции использовали бумагу, предназначенную для изготовления банкнот. Поэтому у него есть второе название — «кабель с денежкой».

Необходимые 100 км были изготовлены к августу 1942 года, а затем в виде пяти «ниток» проложены по дну Ладожского озера совместными усилиями энергетиков, кабельщиков и добровольцев. Причем работать приходилось по ночам, так как днем был велик риск авианалета. Соединение восстановленной Волховской ГЭС с Ленинградом заняло 45 дней. Энергия начала поступать в осажденный город 23 сентября 1942 года. После войны все сотрудники предприятия получили медали «За доблестный труд», а «Кабель жизни» перенесли под Невский проспект, где он работал еще много лет. Сейчас его фрагмент хранится в Музее блокады Ленинграда.

Лаборатория Быкова

Послевоенная история завода началась с образовательного проекта. Кадров не хватало, поэтому в 1946 году «Севкабель» создал собственное ремесленное училище, первым набором которого стали подростки из сел и деревень Орловской области. Для действующих сотрудников организовали курсы по освоению смежных специальностей.
В 1947 году директором завода стал его главный инженер Дмитрий Быков, один из создателей «Кабеля жизни». По его проекту на месте склада, сгоревшего во время бомбежки, была создана лаборатория для испытаний высоковольтного кабеля, на тот момент единственная в СССР. Благодаря ей инженеры предприятия смогли разработать уникальные кабели и аппаратуру, которые в дальнейшем отправились на крупнейшие стройки страны.

Объем производства удалось вернуть на довоенный уровень уже к 1948 году. Тогда же был создан первый в Союзе агрегат непрерывной вулканизации для изготовления изоляции и оболочек судовых кабелей. За него в 1951 году сотрудники завода получили государственную премию.

В 1949 году приказом Министерства электротехнической промышленности СССР был создан Научно-исследовательский институт «Севкабель». Изначально он задумывался как филиал всероссийского отраслевого НИИ и состоял из четырех отделов: радиочастотных кабелей, кабелей связи, материаловедческого и конструкторского. За все время его существования сотрудники института выполнили более 40 НИОКРов и стали авторами более 100 изобретений. Специалисты этого НИИ разработали радиационно-стойкий кабель, предназначенный для ликвидации последствий Чернобыля, кабель-трос для системы обнаружения подводных объектов, канат-кабели для аэростатов, силовой кабель для магнитной системы ядерного реактора и т.д.

Что касается инноваций 50–60-х годов, в их числе помимо агрегата вулканизации были эмаль-провода с теплостойкостью в 200 градусов, высоковольтный радиоимпульсный и глубоководный кабели. В это время продукция СКЗ использовалась в Московском метро и на важнейших ГЭС Союза: Братской, Волжской, Саяно-Шушенской, Усть-Илимской.

Голый и весь в азоте

В 1975 году «Севкабель» становится производственным объединением: к предприятию на Кожевенной линии присоединяются Псковский кабельный завод и НИИ Кабельной промышленности. В этом десятилетии был разработан подводный кабель для Арктики с противоайсберговой защитой и освоен выпуск камерных кабелей, предназначенных для цветной телетрансляции Олипиады-80.

В 1977-м завод осуществил уникальный проект: проложил непрерывный подводный кабель длиной в 1,5 км от Васильевского острова к острову Белый. На последнем возводились общегородские очистные сооружения, и для строительства требовалось электричество. Кабель можно было протянуть по городу, но такая трасса получилась бы слишком дорогой и длинной. Подводный путь был короче. Однако 1,5-километровый кабель не намотался бы ни на один барабан. А если бы и намотался, то кран не смог бы его поднять. После долгих размышлений специалисты отказались от свинцовой оболочки и поместили «голый» кабель в вакуум-бак, в сжиженный азот. Затем его втянули в стальную трубу, проложенную под водой, и залили масляным диэлектриком.

В 80-х производственное объединение начало переориентацию на оптические кабели связи. Были созданы первые образцы, проведены пробные «строительные длины» через Неву у Литейного моста, построен новый цех. Министерство обороны заказало подводные линии в Неве, Оке, Волге, Финском заливе, на Черном море и даже в Тихом океане.

Умный бизнес

В 90-х завод продолжил разрабатывать и выпускать новые продукты, в числе которых были, например, нефтепогружные и низковольтные кабели. К 2003 году производственное объединение стало акционерным обществом с холдинговой структурой: вплоть до 2011 года к нему присоединялись все новые и новые предприятия. Однако неоптимальная организация «Севкабель-Холдинга» вместе с очередным экономическим кризисом и общей нестабильностью отрасли привели к финансовым сложностям.

В 2014 году руководство завода начало реализацию новой стратегии: провело модернизацию, запустило программу по сокращению издержек и автоматизации трудоемких процессов и сосредоточилось на ключевых направлениях производства. Кроме того для упрощения логистики все цеха собрали на одной площадке на Кожевенной, 39. Благодаря тому, что более современное производство стало более компактным, в освободившихся исторических зданиях осенью 2018 года открылось креативное пространство «Севкабель Порт».

В 2017 году «Севкабель» образовал вертикально интегрированный консорциум с холдингом «Росскат». И это не просто партнерство, а воссоединением большой кабельной семьи — именно так к нему относятся сами компании. Дело в том, что «Росскат» является «внуком» производства, которое во время Великой Отечественной войны было создано в Куйбышеве на базе эвакуированного оборудования. На сегодня «Росскат — Севкабель» по объему выручки занимает третье место в России.

К 2021 году компания планирует создать в одном из промышленных кластеров Петербурга новую производственную площадку. Это будет современное производство с передовым оборудованием, специализирующееся на наукоемких проектах и инновационных продуктах. Таких, например, как уникальный шлангокабель, созданный совместно с НИИРПИ и предназначенный для подводной добычи газа. Сейчас партнеры занимаются запуском его серийного производства. Эта разработка имеет особое значение, так как у данного шлангокабеля нет российских аналогов, и на шельфовых месторождениях пока что используется исключительно импортное оборудование.

Петербургский кабель поставляется даже в Антарктиду, где его применяют в ходе исследований реликтового озера Восток, расположенного под четырехкилометровым слоем льда: ученые надеются обнаружить в изолированном водоеме древние разновидности микроорганизмов, обитавшие на Земле 14 млн лет назад. Продукция завода используется для осуществления более практических, хотя и не менее уникальных проектов: экспериментального термоядерного реактора ITER, атомных ледоколов 22220, плавучей атомной станции «Академик Ломоносов». Ее применяют для оснащения электростанций и ЛЭП, при разработке нефтяных и газовых месторождений.

Сегодня «Севкабель» — один из крупнейших производителей отрасли, лидер рынка геофизических и судовых кабелей. Только за 2018 год он переработал 12 593 тонны металлов (меди и алюминия) и выпустил 49 274 км кабеля. В номенклатуре завода — более 25 000 маркоразмеров, а его продукция поставляется на крупнейшие объекты стратегической важности в России и за рубежом.