«Гремящий» на балтийских просторах

«Гремящий» на балтийских просторах
Дата публикации
15 Октября 2019
Источник
Красная Звезда

Корвет проекта 20385 готов к финальным испытаниям.

В марте этого года на селекторном совещании министр обороны генерал армии Сергей Шойгу, рассказывая о планах военного ведомства по обновлению в текущем году корабельного состава Военно-морского флота, заявил, что для надводных сил в рамках выполнения государственного оборонного заказа запланировано поступление семи кораблей, пяти боевых катеров, а также 20 судов обеспечения. В списке новинок был указан и корвет «Гремящий», в истории создания которого тесно переплелись различные военно-политические факторы, планы Минобороны, возможности различных конструкторских школ и головной верфи проекта. В настоящее время в Балтийском море проходят испытания вертолётного комплекса корвета.

Санкции как стимул развития

«Гремящий» де-юре считается многоцелевым корветом, предназначенным для обнаружения и уничтожения подводных лодок и надводных кораблей противника, обеспечения высадки десанта, а также решения разнообразных задач в ближней морской зоне. Он стал первым кораблём проекта 20385, созданного в результате развития базового проекта 20380.

Водоизмещение «Гремящего» – 2200 тонн, длина – 104 метра, ширина – 13 метров. Скорость – до 27 узлов, дальность плавания – 3500 морских миль. Экипаж – 99 человек. Автономность – 15 суток.

В состав вооружения входят универсальный корабельный стрелковый комплекс (УКСК) с возможностью применения всего семейства высокоточных крылатых ракет «Калибр» и «Оникс», 100-мм артиллерийская установка А-190-01, а также противолодочный комплекс «Пакет». Противовоздушную оборону корабля обеспечивают ЗРК «Редут» и два 30-мм зенитных артиллерийских комплекса АК-630М.

Разработка корвета нового проекта была обусловлена внешнеполитическими событиями, оказавшими негативное влияние на бизнес-партнёрские взаимоотношения российских корабелов с западными фирмами, поставляющими комплектующее оборудование, системы и комплексы. В частности, германская компания MTU, скажем так, потеряла интерес к выполнению контракта по поставке силовых установок для корветов проекта 20380. Тем самым было поставлено на грань срыва выполнение программы обновления корабельного состава ВМФ. Россия была вынуждена принять контрмеры. Конструкторы проработали модернизацию базового проекта и заменили в нём иностранные комплектующие на отечественные. Головной производственной площадкой оставили ПАО «Судостроительный завод «Северная верфь».

Ключевым элементом в новом проекте стала силовая установка. В 2016 году в соответствии с техническими требованиями Главного командования ВМФ в рамках реализации программы импортозамещения в военном надводном кораблестроении на корвет «Гремящий» установили отечественные двигатели.

Помимо этого, модернизированный проект 20385 отличается от предшествующего – 20380 более современным основным ракетным вооружением и увеличенным боезапасом ЗРК, новой мачтой с интегрированными в неё новыми радиоэлектронными системами, параметрами главных размерений и водоизмещением.

В новом проекте реализованы инновационные технологии и современные решения в области кораблестроения. При этом осуществлён ряд конструкторских решений, направленных на снижение заметности в различных диапазонах. Конструктивные особенности дополнены композитными материалами в сочетании со специальными радиопоглощающими покрытиями.

На «Гремящем» установлена новейшая разработка – многофункциональный радиолокационный комплекс, который, по замыслу его создателей, позволяет кораблю эффективно контролировать надводную, подводную и воздушную обстановку, своевременно получать точные данные о противнике.

Стоит отметить, что возможность базирования на корвете вертолёта Ка-27 значительно повышает возможности обнаружения и уничтожения подводных лодок, а также выполнения других задач как в составе группировок сил ВМФ, так и одиночно.

Кроме всего прочего, корабли этого проекта должны были стать первыми на Тихоокеанском флоте носителями УКСК с высокоточными крылатыми ракетами «Калибр», который отлично зарекомендовал себя в эксплуатации.

По оценке специалистов, корветы проекта 20385 де-факто адаптированы к действиям в океанской зоне как по конструктиву, так и по оружию.

На этапе испытаний

Весной этого года «Гремящий» вышел в Финский залив для прохождения заводских ходовых испытаний. В назначенных районах Финского залива прошли проверки работы силовой установки, рулевого устройства, вспомогательных механизмов, якорного устройства и спасательных средств. В рамках выполнения программы первого этапа заводских ходовых испытаний были подтверждены проектные параметры скорости хода в различных режимах, управляемости и маневренности, а также другие характеристики систем жизнеобеспечения, систем связи и радиотехнического вооружения

Перед выходом на испытания экипаж и сдаточная команда предприятия, где был построен корвет, получили все необходимые инструкции. На корабле были проведены необходимые контрольные тренировки, в том числе по организации связи и порядка донесений по элементам испытаний в Главный штаб ВМФ и штаб Ленинградской военно-морской базы. Первый этап заводских ходовых испытаний прошёл успешно, и специалисты занялись обработкой полученных результатов.

«Передышка» в испытаниях, как говорится, была использована по максимуму. Корвет принял участие в Главном военно-морском параде ВМФ в Санкт-Петербурге. После чего экипаж вернулся к своей повседневной деятельности в рамках испытаний корвета.

На сегодняшний день полностью завершено тестирование в различных скоростных режимах главной энергетической установки, систем навигации и связи, проверены ходовые качества и манёвренность корабля, условия обитаемости и жизнеобеспечения. Экипаж проводит проверки комплексов вооружения. Всего сдаточной командой «Северной верфи» закрыто 70 процентов ходовых удостоверений. Сейчас «Гремящий» приступил к испытаниям вертолётного комплекса.

Необходимо отметить, что проект продолжает развиваться и находится в фокусе особого внимания у Минобороны. Летом этого года главком ВМФ адмирал Николай Евменов на совещании в Адмиралтействе поставил задачу начальникам профильных органов военного управления Главного командования ВМФ – обеспечить качественные испытания новых кораблей, в частности корвета проекта 20385.

Главком ВМФ отметил, что «важно получать ежедневную и детализированную информацию о продолжении заводских ходовых испытаний в Балтийском море корвета проекта 20385 «Гремящий».

Адмирал пояснил, что для ВМФ развёрнуто серийное строительство кораблей дальней зоны. Это требует самого внимательного отношения к организации всех этапов испытаний новейших надводных кораблей, к оценке внедрённых технических решений и использованию передовых технологий в надводном кораблестроении.

– Должна эффективно работать связка «Главное командование ВМФ – Объединённая судостроительная корпорация – проектно-конструкторская организация – завод-изготовитель», – подчеркнул Николай Евменов.

Итогом дальнейшей модернизации стал проект 20386. Его планируется использовать в ближней и дальней морских зонах. Идёт строительство первого корабля – «Меркурия», главных особенностей у него несколько. Прежде всего, это широкое использование на нём принципа модульности. Он позволит нагружать «Меркурий» модульным вооружением в трансформенном отсеке.

Не менее знаково использование комбинированной газотурбинной установки с частичным электродвижением. В её состав входят два газотурбинных двигателя М90ФР мощностью по 27 500 л.с. Следующими особенностями проекта стали заявленное уменьшенное число экипажа, увеличенная дальность плавания, высокая скорость полного хода.

Корабелы заявляют, что проекты 20380, 20385, 20386 при всей схожести могут решать различные задачи. Конечно же, Минобороны самостоятельно определится с дальнейшими заказами в этом сегменте. Однако кооперация заинтересована в строительстве серии, в которой не менее восьми корветов. Кораблестроители утверждают, что при таком объёме заказа стоимость каждого корабля может быть снижена на десять процентов.