Эксперты: обеспечить судостроение кадрами помогут совместные проекты вузов и верфей

Эксперты: обеспечить судостроение кадрами помогут совместные проекты вузов и верфей
Дата публикации
11 Октября 2019
Источник
ТАСС

Российские судостроительные вузы готовят для отрасли специалистов, которые востребованы на рынке труда, но их квалификация не всегда соответствует запросам предприятий. Решить эту проблему, усовершенствовать подготовку кадров и дать развитие отрасли в целом помогут совместные образовательные программы вузов и самих судостроительных компаний, считают эксперты, однако таким проектам нужна государственная поддержка.

В октябре на встрече с вице-премьером РФ Юрием Трутневым представители судостроительных предприятий рассказали, что сталкиваются с кадровой проблемой в своей отрасли, в частности часто готовят кадры сами. Они попросили государство профинансировать эту подготовку, Трутнев пообещал предприятиям поддержку.

Востребованные специалисты

Специалистов в области судостроения в России готовят вузы на Дальнем Востоке, на юге страны, в регионах Поволжья и Северо-Западного округа. Выпускники востребованы не только в своих регионах, но и за их пределами.

"Выпускники с высшим морским образованием по направлению "Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта" - это профессионалы, которые востребованы по всей стране и гарантированно могут найти себе хорошую работу. Если выпускник-кораблестроитель готов создавать корабли, проектировать, строить, а при необходимости и ремонтировать их, давая судам вторую жизнь, такой специалист судостроения с различными специализациями легко найдет работу", - сказали ТАСС в пресс-службе Минобрнауки Астраханской области, где судостроение является одним из стратегических направлений развития региона.

Однако сами вузы отмечают, что сталкиваются с некоторыми проблемами в обучении будущих кадров для отрасли. В пресс-службе Санкт-Петербургского государственного морского технического университета, известного как "Корабелка", пояснили, что речь идет о "низкой активности предприятий в организации и обеспечении образовательной деятельности". "Не так много возможностей привлечь практиков даже на государственную итоговую аттестацию. Остаются и с каждым годом возрастают проблемы с проведением производственных практик", - сказали в университете, который считается кузницей морских инженерных кадров России.

В пресс-службе акционерного общества "Южный центр судостроения и судоремонта" рассказали ТАСС о другой стороне существующей проблемы: уровень подготовки молодых специалистов, которые приходят на производство после обучения, недостаточно высок. "Их приходится доучивать на рабочих местах с помощью наставников. Учебные программы не всегда отвечают требованиям потенциальных работодателей", - пояснили в компании. "Есть специфика применяемых технологий, которым невозможно обучить, пока человек не участвует в решении производственных задач", - добавляет заместитель генерального директора по персоналу и общим вопросам АО "Адмиралтейские верфи" Игорь Савельев.

Проблему можно решить вместе

Решить проблему подготовки должны помочь совместные программы вузов и самих судостроительных заводов. Такую практику реализуют уже многие предприятия. "Мы пытаемся решать эту проблему при помощи системы "завод - вуз", когда обучающийся тесно связывается с конкретным производством, непосредственно участвует в нем", - рассказал ТАСС заместитель гендиректора Центра судоремонта "Звездочка" в Архангельской области Михаил Голышев.

Предприятие из Мурманской области - судоремонтный завод "Нерпа" - для притока специалистов на производство еще в 2012 году инициировало создание в местном государственном техническом университете факультета кораблестроения и океанотехники, выпускники первого набора уже пришли на предприятие, а студенты проходят практику на заводе. На производственную практику приглашают и петербургские судостроительные заводы "Адмиралтейские верфи", "Северная верфь", где также к молодым выпускникам прикрепляют наставников. Компания "Южный центр судостроения и судоремонта" непосредственно участвует в разработке образовательных программ, стажировок мастеров производственного обучения колледжей. Судостроительный комплекс "Звезда" в Приморском крае решает задачу более глобально и строит собственный учебный центр.

В Калининградской области, где специалистов для отрасли готовят в государственном техническом университете (КГТУ) и Прибалтийском судостроительном техникуме, предприятия также взаимодействуют со своими будущими специалистами еще на этапе их обучения. "Уже после первого-второго курса обучения представители судостроительных и судоремонтных предприятий заключают с успешными студентами отложенные контракты на работу и могут даже выплачивать им стипендию", - сказали ТАСС в региональном министерстве образования.

Судостроительная корпорация "Ак Барс" в Татарстане создала для себя специальный кадровый кластер, чтобы решать проблему со специалистами, сообщил ТАСС гендиректор предприятия Ренат Мистахов. Там также работают с образовательными учреждениями, при корпорации открыт учебный центр. "После окончания учебных заведений молодые сотрудники нормально вникают и работают, в зависимости от изменения технологических процессов при производстве новых кораблей мы проводим переобучение своих специалистов. Мы обучаем двум-трем профессиям, что позволяет людей использовать в зависимости от загрузки на разных участках", - рассказал Мистахов.

Отдельные работодатели начинают готовить кадры уже со школьной скамьи. Так, с 2017 года ГК "Каспийская Энергия" запустила проект "Я б в судостроители пошел… Пусть меня научат!". Он информирует молодежь о деятельности и перспективах развития компании, популяризирует рабочие профессии, знакомит школьников с востребованными на предприятии квалификациями и с образовательными организациями, где эти специальности можно получить.

Поддержка государства

Говоря о стимулировании развития судостроительной отрасли, и предприятия, и вузы отмечают, что несмотря на их готовность вкладывать свои ресурсы, стороны все же нуждаются в государственной поддержке. При этом поддерживать нужно не только совместные образовательные программы, но и в целом привлекать кадры в отрасль при помощи мер социальной поддержки.

Директор Онежского судостроительно-судоремонтного завода (ОССЗ) в Петрозаводске Владимир Майзус считает, что наиболее полезной формой социальной поддержки стало бы решение квартирного вопроса для молодых специалистов. "Самостоятельно предприятие пока не в силах решить вопрос с предоставлением жилья, как это было в советское время, но возможность получить свое жилье привлекло бы больше молодых кадров на предприятие", - сказал он ТАСС.

Такого же мнения придерживаются и на архангельской "Звездочке", где решение жилищных проблем, поддержку корпоративных программ жилищного строительства, участие федерации и регионов в развитии социальной инфраструктуры муниципалитетов промышленных городов, назвали в числе мер, которые могли бы "существенно повысить привлекательность отрасли".

В дирекции Прибалтийского судостроительного завода "Янтарь" обратили внимание на необходимость повышения престижа профессии судостроителя и увеличения бюджетных мест в вузах для специалистов отрасли. "По нашему мнению, со стороны государства необходимо поднимать престиж судостроительных профессий и специальностей, увеличивать количество бюджетных мест в профильных вузах, техникумах и училищах. Если мы говорим о возрождении кораблестроения в России, то естественно, что для этого стране нужно как можно больше молодых корабелов", - сказал ТАСС представитель дирекции завода.