"Князь Владимир" - три года на Черном море. Как успехи?

"Князь Владимир" - три года на Черном море. Как успехи?
Дата публикации
26 Сентября 2019
Источник
Корабел

Когда три года назад возникла идея возродить круизное судоходство на Черном море, закупив для этого теплоход, отношение к этому в отрасли было разное. Многие считали, что идея мертворожденная, невыгодная. Другие осторожно высказывались в том плане, что все это возможно, но не в такие сроки. Однако в итоге судно все-таки было куплено, маршрут разработан, линия запущена, появились первые пассажиры, первые отзывы - и первые проблемы, куда без них. В прошлом году, например, большую часть сезона лайнер пропустил из-за поломки.

Мы старались все это время не упускать из виду "Князя Владимира", несколько раз готовили материалы о впечатлениях туристов и самого экипажа после запуска круизной линии. Поэтому особенно интересно было послушать выступление на панельной дискуссии "Развитие круизного судоходства" генерального директора компании "Черноморские круизы" Виктора Глуховченко, в котором он рассказал о трехлетнем опыте работы круизного судна "Князь Владимир".

Предлагаем нашим читателям познакомиться с его докладом.

Всем известно, что круизная линия была утверждена по поручению президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, в 2016 году он дал поручение. Компания ФГУП "Росморпорт" создала общество "Черноморские круизы", которому передало круизное судно "Князь Владимир". Это судно 1971 года постройки, построено было во Франции, имеет 142 метра в длину, осадку 5,8 метров, 300 кают для пассажиров, может вмещать в себя до 900 человек. Но при полной загрузке есть сомнения будет ли комфортно в общественных зонах, поэтому оптимальной будет загрузка до 550 человек.

Круизная линия работает с 2017 года. В 2017 году было сделано 18 рейсов, в 2018 году по техническим причинам было сделано только 9 рейсов. В данный момент судно завершает свой 19-й рейс, находится сейчас в Ялте. В этом году навигация продлится до 19 октября, будет совершено всего 23 рейса.

В связи с тем, что имидж компании был немного подпорчен в 2018 году, люди с осторожностью относились в этом году к приобретению нашего круизного продукта. Но сейчас все увидели, что ничего страшного. Опытные туристы, которые посещали наше судно, проходили наши круизы, имеют на счету более 10 круизных плаваний в различных компаниях, подходили и говорили, что здесь получили больше всего положительных эмоций. В приниципе, тот уровень сервиса и комфорта, который компания предоставляет, он соответствует всем мировым уровням. По комфорту, может быть, и не дотягивает, но по уровню сервиса экипаж "Князя Владимира" может конкурировать с любыми иностранными круизными компаниями.

С чем прежде всего была связана наша задача в 2018 году? На Черноморском побережье за 25 лет была практически ликвидирована судоремонтная база. Все те компании, которые существовали, приказали долго жить. Но благодаря председателю "Транснефти", на Новороссийском судоремонтном заводе был установлен док, и в 2019 году мы прошли очередное освидетельствование, получили документы Российского речного регистра на класс на 5 лет. При этом был проведен капитальный ремонт судна, заменена судовая электростанция. Также была выемка валов, все системы были предъявлены экспертам Российского речного регистра в разобранном виде. Судно, как мы считаем, безопасно и может эксплуатироваться.

Проблема, которая была выявлена в течение навигации, это отсутствие соответствующей инфраструктуры в портах Новороссийска, Ялты и Севастополя. Напомню, что круизный маршрут мы совершаем по маршруту Сочи - Новороссийск - Ялта - Севастополь и возвращаемся в Сочи.

В связи с тем, что в Сочи проводилась Олимпиада в 2014 году, там была подготовлены и олимпийские объекты, и кроме них был построен круизная гавань с новым морским вокзалом. Новое здание морвокзала позволяет производить все операции и по пограничному, и по таможенному контролю, а также по размещению пассажиров в зале ожидания.

Вместе с тем в портах Ялты, Севастополя и Новороссийска морские вокзалы не функционируют вообще, нет условий для ожидания. Также трудности, что в Ялте сильное течение, из-за погоды мы туда не всегда можем заходить. Если дует ветер силой более 10 метров, то это, в принципе, небезопасно. В этом году три раза такое было.

Ну и, конечно же, кадровый вопрос. Сейчас мы решаем эту проблему. Заключен договор с Морским государственным университетом имени Ушакова в Новороссийске, где проходят производственную практику у нас на судне. За этот год уже более ста человек прошли такую практику. Также имеем договор по созданию учебного центра, где "Ушаковка" будет готовить обслуживающий персонал для круизного судна.

В связи с тем, что Крым находится под санкциями и круизные суда иностранных компаний туда не заходят, сейчас есть уникальная возможность для возрождения отечественного круизного судостроения. Очень хотелось бы, чтобы мы использовали это в полной мере. И тут необходима господдержка в продвижении данного продукта. Затраты на рекламу на федеральном уровне очень большие. И компании даже с государственным участием не всегда это под силу. Необходимо на государственном уровне продвигать круизный продукт не только на Черном море, но и на внутренних водных путях.

В принципе, вижу в этом основную проблему. А дальше, как показывает время, то, что мы можем возродить круизное сообщение - это сто процентов. Молодежь у нас хорошая. Смотря на наших кадетов, молодых парней, видим, что они заинтересованы. Профессионализм и тяга к работе - это все наживное.

Конечно, мы следим за трендами мирового круизного судоходства, оцениваем рынок. Первое, что можем сказать: если брать гигантов из круизных компаний, то у них флот не старше 12 лет. Постоянно этот парк обновляется.

Также есть тенденция строительства крупных круизных судов - более 250 метров. В принципе, у нас только порт Сочи может принимать такие суда. Ни в Ялте, ни в Новороссийске такой возможности нет. Поэтому видится большая проблема. Но насколько я знаю, в настоящий момент разрабатывается федеральная целевая программа по реконструкции портов Крыма и Новороссийска.