Здесь начинается дорога в море


Профессия военного моряка всегда влекла мужественных, умелых и стойких.

«Перед тобой широкая дорога в море, сынок. Но чтобы пройти её без сучка и задоринки, надо учиться и учиться – всю жизнь! Счастливо плавать, Никита!» – думаю, эти строчки из повести Игоря Всеволожского «В морях твои дороги» каждый раз про себя повторяют в филиале ВУНЦ ВМФ – Балтийском военно-морском институте, вручая вместе с дипломами и лейтенантскими погонами молодым офицерам их кортики. Не за горами уже очередной выпуск. Ещё один отряд офицеров пополнит корабельные экипажи всех флотов. На смену им придут новые ребята с горящими глазами, мечтающие связать жизнь с морем, а для этого овладеть здесь, в стенах единственного военного вуза в самом западном регионе России, прочными знаниями и навыками. О том, какой конкурсный отбор их ждёт, какие морские специальности они могут тут освоить и чем интересны и разно-образны будни курсантов Балтийского ВМИ, рассказывает начальник вуза контр-адмирал Вячеслав СЫТНИК.

– Вячеслав Борисович, предваряя приближающуюся пору сдачи Единого государственного экзамена, к которой активно готовятся выпускники российских школ, расскажите, какие дополнительные испытания предстоит пройти желающим стать курсантом БВМИ. Какой конкурс ожидается, к каким специальностям интерес особенно высок?

– Нельзя не отметить, что конкурс в военно-морских училищах стабилен. За последние пять лет он возрос, и в этом году мы ожидаем в среднем не менее четырёх кандидатов на место. Времена, когда в военных вузах был недобор, уже в далёком прошлом. И связано это в первую очередь с укреплением престижа Вооружённых Сил. Молодые люди, глядя на существенные изменения, преображение армии, которые зримы, понимают: служба, кроме много другого, – это ещё и серьёзный социальный лифт, гарантия получения не только достойного образования, но и стабильности в будущем.

Наше училище готовит офицеров для Военно-морского флота по трём основным военным специальностям – это артиллеристы, связисты и радиоразведчики. Подготовка проводится в рамках высшего и среднего профессионального образования. Все эти специальности весьма востребованы. Тем более что на флот, состав которого существенно обновился за последнее время, продолжают поступать новейшие корабли.

В связи с этим хотелось бы отметить, что доля современной техники в самом училище превысила 70 процентов – мы учим своих питомцев на самых передовых образцах вооружения. Например, установленный в вузе комплексный тренажёр КТ «Мостик-2000» способен смоделировать любую, даже самую сложную морскую ситуацию. Благодаря современной технике курсанты, не выходя из аудитории, могут почувствовать себя настоящими командирами корабля, способными решать задачи в любой точке Мирового океана.

На учебно-тренировочном комплексе «Регель» курсантов обучают несению штурманских вахт, определению местоположения корабля всеми современными способами с использованием
IT-технологий. Занятия здесь, между прочим, проводят и штурманские расчёты боевых кораблей Балтийского флота.

Я бы не стал выделять какую-то отдельную специальность – конкурс на любую из трёх равный. Но поскольку специалистов радиоразведки для флота, например, готовит только наш Балтийский ВМИ, то желающих освоить эту специальность всегда чуть больше, чем остальные.

– Это, насколько я понимаю, касается юношей. А как обстоят дела с набором в институт представительниц прекрасного пола?

– Девушки-курсанты учатся в нашем вузе с 2008 года. Именно тогда состоялся первый их набор по специальности «Радиотехника и средства связи с подвижными объектами». С тех пор путёвку во флотскую жизнь получили свыше 40 офицеров-женщин. В этом году мы примем для обучения всего шесть девушек.

– Предполагаю, каким сложится конкурс…

– Вы правы: отбор будет строгим. Ожидаемый конкурс – до 25 человек на место. Поступить девушкам в наш институт значительно труднее, чем юношам: помимо высокого бала по ЕГЭ, потребуется пройти психологический отбор и выполнить нормативы по физической подготовке, которые, кстати, мало отличаются от мужских.

– А учёба им тоже труднее даётся?

– В стенах Балтийского ВМИ сегодня проходят обучение свыше 40 девушек. Все пользуются заслуженным уважением. Служить им конечно же придётся не на ко-раблях, а в береговых частях ВМФ, где такие исключительно женские качества, как пунктуальность, педантичность, внимательность, для специалистов связи и радиоразведки крайне необходимы. Что касается учёбы, то они ни в чём не уступают парням, а по некоторым параметрам превосходят их не только в учёбе, но и в спорте.

– Вы дальнейший путь своих выпускников отслеживаете?

– Разумеется. Наши выпускники служат на всех флотах, на подводных лодках и надводных кораблях, в береговых частях. Нам регулярно поступают отзывы из частей, куда они были распределены. И у нас есть все основания заявить: качество подготовки офицеров в нашем вузе удовлетворяет командование.

К слову, не так давно курсанты 5-го курса вернулись со стажировки на Северном флоте. Четверо из них получили благодарности от флагманского связиста дивизии надводных кораблей за активную служебную позицию и приличный багаж знаний. Стажировались ребята на боевых кораблях с выходом в море.

– Насколько важна корабельная практика для будущих морских офицеров?

– Без неё обучение и воспитание не мыслятся. Ведь подготовка морского офицера связана с формированием не только профессиональных компетенций, но и личностных качеств, необходимых при исполнении воинского долга. В том числе связанного с преодолением трудностей службы на кораблях, подводных лодках в отрыве от берега, родных, без определённого комфорта. Именно поэтому с момента создания училища курсанты проходили корабельную практику не только в акватории Балтийского моря, но и в дальней морской зоне. Так, в 1952 году вместе с офицерами на крейсере «Свердлов» они приняли участие в официальном визите в Великобританию. После воссоздания училища в 1968 году состоялся первый дальний поход курсантов по маршруту Североморск – Балтийск на крейсере «Октябрьская Революция». В 1970-е годы, с началом проведения манёвров ВМФ «Океан», в вузе стали формировать систему регулярных дальних походов обучаемых. Стало правилом участие будущих офицеров Военно-морского флота в учениях с выполнением учебно-боевых задач, благодаря чему курсанты приобретали важный для их будущей служебной деятельности опыт океанских плаваний.

Добрая традиция обучать будущих офицеров не только в лекционных аудиториях, но и на океанских просторах продолжается и в настоящее время. В 2014 году курсанты участвовали в походе в Средиземное море с посещением порта Алжир. До этого на протяжении шести лет походы не проводились из-за неудовлетворительного технического состояния учебных кораблей. После их ремонта и обновления оборудования практика возобновилась.

В 2015 году состоялся самый длительный за последние 35 лет поход курсантов. На учебном корабле они вышли из Севастополя, пересекли Средиземное море, миновав Гибралтар, вышли в Атлантику, а затем спустились в нижние широты. За время плавания корабль совершил деловые заходы в порты Лас-Пальмас (Испания), Луанда (Ангола), Малага (Экваториальная Гвинея). Только спустя два месяца курсанты вернулись в Балтийск.

Подчеркну: все практики и стажировки синхронизированы с мероприятиями боевой подготовки войск и сил ВМФ. В учебно-методические материалы включён опыт применения армии и флота в вооружённых конфликтах, в том числе в Сирийской Арабской Республике. Режим подготовки приближен к условиям прохождения службы. Курсанты к трудностям готовы, что подтвердило в том числе их участие в стратегическом совместном учении «Запад-2017».

– А кому сегодня доверено обучение флотских офицеров?

– Качество военного образования конечно же напрямую зависит от научного потенциала учебного заведения. Отмечу в связи с этим, что за десять лет количество учёных у нас увеличилось примерно вдвое. Если в 1987 году здесь преподавали 35 дипломированных учёных, то в 1997-м их стало уже 69. Это во многом было обусловлено и тем, что в 2003 году начал работу сначала кандидатский, а затем, в 2006-м, и докторский диссертационный совет. За эти годы защитили свои работы около 70 соискателей учёной степени. В 2002 году с целью дальнейшего наращивания научного потенциала в вузе была открыта адъюнктура.

Наши учёные ведут активную научно-исследовательскую работу, которая тесно связана с проблематикой ВМФ, и прежде всего Балтийского флота. За последнее десятилетие было опубликовано свыше двух тысяч научных статей, из них около 40 процентов – в журналах и изданиях из перечня, утверждённого Высшей аттестационной комиссией Российской Федерации. Наши учёные получили 20 патентов на изобретения.

Сегодня в стенах вуза служат и работают настоящие профессионалы, в том числе офицеры, всесторонне испытанные в морских походах, имеющие за плечами и боевой опыт.

– Вячеслав Борисович, одна из особенностей Балтийского ВМИ – его расположение. Сказывается ли удалённость Калининграда от основной части Российской Федерации на популярности вуза среди абитуриентов? Или же подавляющее большинство – уроженцы области?

– Конечно, удалённость накладывает отпечаток на комплектование института. Среди курсантов нашего вуза, поступивших в прошлом году, 60 процентов – калининградцы, остальные 40 – представители 36 других регионов России. Наше преимущество в том, что Балтийский ВМИ – единственное военное учебное заведение в нашем регионе.

Что же касается недавней отмены оплаты государством проезда кандидатов в курсанты, то смею вас заверить, что это не сильно сказалось на желании тех, кто действительно решил связать судьбу с флотом. Поскольку документы для поступления в военные вузы военкоматы собирают заблаговременно, то и билеты теми, кто нацелился поступать в наш вуз, приобретаются заранее. Ведь не секрет, что для города-курорта, каким является Калининград, сезонность имеет большое значение.

– И всё же представительство 36 регионов – существенная цифра. Как удаётся добиться популярности института?

– Здесь многое зависит от нас. Масштабная работа проводится в области. Курсанты и преподаватели участвуют во всех военно-патриотических мероприятиях, где параллельно рассказывают о нашем институте, перспективах службы. Несмотря на то что вести такую работу в других регионах России проблематично, с некоторыми из них нам удаётся поддерживать дружественные отношения, невзирая на расстояние. Особая дружба за эти годы сложилась с Коломной – родиной бывшего главкома Адмирала Флота Советского Союза Горшкова, а также с Костромой, где есть свой Детский морской центр…

– Но там ведь есть свой военный вуз. Не конкурируете?

– В Костроме располагается сегодня Академия РХБ защиты, учиться в которой престижно. Но костромичей, которых увлекло море, достаточно много среди курсантов и нашего вуза.

– Не секрет, что сумма баллов при поступлении в военный вуз, помимо ЕГЭ, складывается ещё и из физической подготовки, результатов психологического отбора. А с недавних пор у абитуриентов появилась возможность получить дополнительно 10 баллов. Пользуются ли они этим правом у вас?

– Да, конечно. И для некоторых эти баллы оказываются решающими. В частности, хочу отметить, что в прошлом году свыше 200 юнармейцев и кадетов, успешно пройдя все испытания, стали курсантами БВМИ.

– Распространено мнение, что курсантские будни значительно отличаются от студенческих. Мол, они менее интересны и насыщенны. Всё в них подчинено строгому регламенту и жизни по уставу, нет места ничему, кроме учебных и строевых занятий… Так ли это на самом деле?

– Это заблуждение. Сегодня в вузах Минобороны созданы все условия для гармоничного разностороннего развития личности, какой, на мой взгляд, обязан быть офицер современной Российской армии. Курсанты БВМИ – активные участники различных мероприятий – от интеллектуальных до спортивных. И нам есть чем гордиться. Калининградские курсанты на протяжении нескольких последних лет, принимая участие в городских, всеармейских и всероссийских интеллектуальных состязаниях, последовательно улучшают свои результаты. Если в 2016 году они занимали 2–3-е места среди вузов ВМФ и лишь по информатике сумели показать лидерский результат, то в 2017 году копилка пополнилась бронзой на олимпиаде по английскому языку, а по математике, информатике, военной истории и военно-профессиональной подготовке мы стали первыми среди вузов ВМФ. Причём в состязании по иностранному языку калининградцы стали третьими среди более чем тридцати команд-участниц, представлявших учебные заведения Минобороны. И в этом году победные традиции были продолжены.

Насыщенна и спортивная жизнь курсантов. Они ежегодно становятся призёрами и победителями флотских, окружных и всеармейских соревнований по различным видам спорта. Среди достижений на этом поприще – первое место в спартакиаде Балтийского флота. За последнее время у нас кратно выросло количество разрядников по военно-прикладным видам спорта.

 Важное место в программах обучения будущих флотских офицеров и мичманов занимает шлюпочная подготовка. Несколько лет назад в вуз поступили новые шлюпки Ял-6, и теперь курсанты проводят регулярные тренировки на реке Преголя, участвуют в шлюпочных походах под эгидой Музея Мирового океана, делясь с калининградской молодёжью опытом правильного снаряжения и управления шлюпкой. Они – победители популярной гонки на ялах «Миля Витязя».

Есть место в жизни курсантов и творчеству. К примеру, в обновлённом танцевальном зале «Океан», который располагается на территории училища, регулярно проходят офицерские балы, которым предшествует обучение искусству бальных танцев. А благодаря искромётному юмору наша команда КВН «Морские волки» известна далеко за пределами Калининградской области.

 Как видите, жизнь курсантов БВМИ разнообразна, и всё перечисленное мною – это лишь её часть.

Подытоживая нашу беседу, отмечу, что наш филиал ВУНЦ ВМФ «ВМА» в городе Калининграде представляет собой сложившееся и динамично развивающееся высшее военно-морское учебное заведение с многоуровневой системой подготовки специалистов. Оно пользуется заслуженной популярностью у молодых людей, решивших посвятить свою жизнь службе и флоту. Для их обучения филиал располагает всем, что требуется в XXI веке. Учебно-материальная база постоянно совершенствуется. Лаборатории кафедр оснащены новейшей аппаратурой и тренажёрами, в учебном процессе широко используются новые информационные технологии. Фундаментальная библиотека, медиатека, а также интернет-классы обеспечивают курсантам и преподавателям оперативный доступ к информации, необходимой для подготовки высококвалифицированных специалистов. В распоряжении обучаемых – клуб, музей истории, три спортивных и тренажёрных зала, спортивные площадки и корты.

Мы ждём в столице самого западного региона России всех, кто искренне мечтает стать офицером или мичманом ВМФ, связать судьбу с защитой Отечества на его морских рубежах.