Жаркая пора Кронштадтского морского завода

Жаркая пора Кронштадтского морского завода
Дата публикации
14 Июня 2019
Источник
Корабел

Кронштадтский морской завод в прошлом году праздновал юбилей — 160 лет со дня основания. Это одно из старейших предприятий Санкт-Петербурга, специализирующееся на комплексном судоремонте кораблей и судов. В настоящее время завод является одним из центров ремонта отечественного Военно-морского флота и способен ремонтировать любой тип кораблей и судов. Корреспондент "Корабел.ру" посетил предприятие, осмотрел его исторические доки, самому молодому из которых более 100 лет, и узнал, чем завод занят сегодня.

Ежедневно через центральную проходную Кронштадтского морского завода проходит около 800 человек. Это число специалистов, которые работают в новую эпоху предприятия. Как известно, точка отсчета новейшей истории завода – 2010 год, когда после нескольких лет простоя, завод возобновил свою деятельность, начал стремительно наращивать производительность и увеличивать штат.

- Для сравнения, в 2011 году количество ремонтируемых объектов составило 40 единиц в год, – рассказывает директор по производству Кронштадтского морского завода Алексей Прусаков. – В настоящее время мы вышли на показатели порядка 160 единиц ежегодно. Портфель заказов в денежном эквиваленте достигает более двух миллиардов рублей.

Стоит особенно отметить, что вместе с повышением производительности, завод расширяет и спектр своих компетенций. Так, газотурбинное производство Морского завода за последние три года наращивает объем заказов по ремонту газотурбинных двигателей и агрегатов на 20-30% ежегодно. Это и двигатели для флота, и двигатели для подразделений ПАО "Газпром" и предприятий энергетического комплекса.

В 2018 году газотурбинное производство (ГТП) Кронштадтского морского завода успешно выполнило годовой план. Специалисты ГТП отремонтировали 9 агрегатов ГПА-10, 4 двигателя ДР59Л и 4 двигателя по госзаказу. 2019 год будет еще более насыщенным по объему. Известно, что в планах — ремонт 21 единицы техники: 11 блоков ГПА-10, 5 двигателей ДР59Л, средний ремонт двух двигателей по государственному заказу и аварийно-восстановительный ремонт трех двигателей ДР59Л.

Еще одним из перспективных гражданских проектов является организация совместного с норвежской фирмой Bjordal предприятия по производству судовых рыбоперерабатывающих фабрик. Здание и помещения, где оно будет располагаться, уже готовы и отремонтированы — сейчас идет их насыщение оборудованием и станками.

В этом просматривается генеральная линия ОСК (куда входит предприятие), которая следует диверсификации производства заводов и верфей и расширению гражданских коммерческих заказов.

Однако выполнение гособоронзаказа по-прежнему является приоритетным и занимает 80% из общего портфеля Кронштадтского морского завода. Все доки и цеха заняты ремонтом кораблей и судов флота.

- У нас действительно есть такая задача – развивать гражданский судоремонт. Но мы с вами понимаем, что для этого надо восстанавливать фонды, которые десятилетиями не использовались, – замечает Прусаков. – А для этого необходимы инвестиции. Наш завод на собственные средства восстанавливает рабочее состояние четвертого сухого дока — дока имени Сургина. Раньше предприятию было достаточно трех доков для своего производства, но мы понимаем, что необходимо увеличить площадь стапельных мест. Помимо этого, мы ремонтируем и проводим модернизацию производственных цехов. Замечу, что без финансирования по целевым программам, восстановление мощностей будет производиться дольше и, может быть, не в тех объемах, в которых бы хотелось.

Что же касается государственного оборонного заказа, то в этом году Кронштадтский морской завод заключил очередной трехлетний контракт на сервисное обслуживание и ремонт кораблей и судов Балтийского флота, который обеспечивает предприятие работой до 2021 года.

А впереди парад

Сейчас Кронштадтский морской завод работает по задачам, которые, по словам директора по производству, определены в различные круги по приоритету. Причем все они одинаково равны по важности. Первым приоритетом является ремонт кораблей, выполняющих задачи в дальней морской зоне. Это тот самый флот, о котором пишут в СМИ и который показывают по телевизору.

- Сейчас мы занимаемся технической подготовкой учебного корабля "Перекоп", который выполняет серьезные задачи по всем морям, – отмечает Алексей Прусаков. – Работы должны быть завершены к 1 июля, когда УК "Перекоп" уйдет в поход.

Третий приоритет – ремонт боевых кораблей. Это противолодочные корабли, дизельная подлодка и тральщики.

Одним из важнейших приоритетов является ремонт по техническому состоянию океанографического исследовательского судна "Адмирал Владимирский" и гидрографического судна "Ромуальд Муклевич".

– Мы занимаемся подготовкой ОИС "Адмирал Владимирский" к походу, который должен начаться в начале декабря. Все работы проходят под контролем Министерства обороны и Русского географического общества. Сейчас судно находится на завершающем этапе ремонта. В июне мы поставим его в док для выполнения модернизационных работ – на нем установят аппаратуру, которая позволяет выполнять исследования рельефа мирового океана с глубиной до 7 км.

Ремонтом судна "Адмирал Владимирский" ежедневно заняты 120 человек, при этом 70-80 заводчан работают непосредственно на объекте. В рамках работ на судне кронштадтцы завершают корпусный ремонт, ремонт дизель-генераторов, основных двигателей, компрессоров и компрессорно-охладительных агрегатов, проводят косметический ремонт помещений, дооснащают судно новыми приборами для проведения океанографических исследований, монтируют кабели. С августа "Адмирал Владимирский" уйдет на швартовные испытания, а ходовые начнутся в сентябре. Передача судна заказчику намечена на ноябрь 2019 года. Поэтому для завода эта задача является самой приоритетной.

По соседству от "Адмирала Владимирского" у южной стенки завода пришвартовано гидрографическое судно Северного флота "Ромуальд Муклевич", которое "гостит" у завода уже более двух лет. Сейчас оно находится в завершающей стадии сдаточных испытаний. Передача флоту гидрографа также намечена на ноябрь 2019 года.

Ожидается производственный пик

Во время экскурсии по Кронштадтскому морскому заводу Алексей Прусаков знакомил с ходом работ на судах "срочного заказа" и делился видением загрузки предприятия на год.

- 2019 год, по нашим прогнозам, будет для нас не менее, а может, и более напряженным, чем предыдущий, юбилейный год. Если говорить об общей цифре, то нашему коллективу предстоит отремонтировать и провести сервисное обслуживание более полутора сотен объектов. Подавляющее большинство — это корабли и суда Ленинградской военно-морской базы и Балтийского флота.

По гражданской линии Кронштадтский морской завод в середине лета ожидает прибытия на доковый ремонт ледокола "Семен Дежнев", который принадлежит ФГУП "Росморпорт". Знаменательно, что "жаркая пора" для предприятия падает как раз на летний период.

Для сравнения, юбилейный 2018 год завод закончил с хорошими результатами. По словам генерального директора Анатолия Белоева, производственный план выполнен полностью — и по объему продукции, и по номенклатуре: "Мы обеспечили ремонт и сервисное обслуживание 119 кораблей и судов Ленинградской ВМБ, заявленных в госконтракте, отгрузили заказчикам четыре газотурбинных ГТД и ГПА для "Газпрома". Помимо этого, наш коллектив выполнил ремонт на 12 кораблях и судах по договорам с 33 СРЗ, Ленинградским заводом "Пелла", ЦС "Звездочка" на сумму 237 млн рублей".

Из итогов известно, что Кронштадтский морской завод достиг запланированных экономических и финансовых показателей как по выручке, так и по прибыли. Первая составила 2 млрд 194 млн рублей, вторая — 149 млн рублей, что на 12,5% и 12,3% больше, чем в 2017 году. Также выросла и средняя зарплата на предприятии — примерно на 10%.

Что же касается ближайшей перспективы, то завод планирует заключить государственный контракт, согласно которому в конце 2019 года на ремонт придет госпитальное судно Северного флота "Свирь", а в 2020-м БДК проекта 755 Балтийского флота. Их ремонт будет осуществляться в 2020-2022 годах.

Кадры и взаимодействие с властью

Вопрос не простой, потому что раньше для предприятия будущих сотрудников готовило ПТУ №48. Сейчас же этого нет. Трудности с кадрами есть. Однако сказать, что существует острая проблема с недобором нельзя.

- Надо помнить, что Кронштадт несколько обособлен, и трудовые ресурсы Санкт-Петербурга территориально не так близки к нам, – рассказывает Алексей Прусаков. – Для ИТР не составляет труда из Санкт-Петербурга ехать сюда, а рабочим это не совсем выгодно. Поэтому у нас есть опытные кадры, которые обучают молодых. В целом заводчане преимущественно местные жители — кронштадтцы.

Кронштадтский морской завод не является градообразующим предприятием, но он по праву считается крупнейшим. Руководство КМОЛЗ выстроило хорошее взаимоотношение с местной властью — завод участвует в различных местных праздниках и акциях, а администрация поддерживает любую инициативу предприятия.

Сам по себе завод уникальный. Помимо того, что в прошлом году ему исполнилось 160 лет со дня основания, так это еще и одно из немногих судоремонтных предприятий, способных оказывать комплексный ремонт. Для этого у КМОЛЗ есть все необходимые лицензии.

– Из-за того, что завод и корабли уже возрастные, выходит, что мы неоднократно их ремонтировали, у нас есть вся документация, подготовлены стенды под любое оборудование, – поясняет директор по производству. – У нас до сих пор работают опытные сотрудники, которым хорошо знакома подобная продукция.

Развитию предприятия способствовало бы участие в целевой государственной программе При такой программе Кронштадтский морской завод вполне мог быть открыть для себя новые направления — допустим, судостроение малотоннажных судов или формирование крупноузловой сборки для разгрузки других судостроительных предприятий. Что это может дать городу и предприятию? Прежде всего новые рабочие места и увеличение доходов.