БТ-245 – настоящий «пахарь» моря


Этот базовый тральщик занял по итогам года первое место среди минно-тральных кораблей ТОФ.

В ушедшем году корабельно-тральная группа, в составе которой действовали БТ-114, БТ-232 и БТ-245 под командованием капитан-лейтенанта Антона Голикова, капитанов 3 ранга Константина Ливинца и Сергея Ли, на совесть «пропахала» немалый участок в Охотском море, выполняя задачу противоминного охранения развёртывающихся сил флота на учениях «Восток». Благодаря ей и другим подразделениям, усилиям каждого экипажа в очередной раз подтвердила звание правофланговой бригады кораблей охраны водного района главной базы Тихоокеанского флота.

– Лучшие экипажи в нашем большом воинском коллективе отличает боевая выучка, – рассказывал мне минувшей осенью в расположении соединения начальник его штаба капитан 2 ранга Валерий Ткаченко.

В их числе – и дружная команда базового тральщика, где командиром опытный офицер Сергей Ли. Не случайно БТ-245 по всем показателям, в том числе по содержанию материальной части, подготовке личного состава и за грамотные действия во всех эпизодах боевой работы, реально претендует на звание ударного подразделения флота.
Основной опорой немногочисленного офицерского состава здесь стали контрактники с большим опытом. К примеру, старшина минной команды мичман Алексей Садаев в 2011 году прошёл службу по призыву в качестве комендора-оператора артиллерийской команды, а спустя недолгое время после увольнения в запас вернулся из Башкирии в Приморье в тот же дивизион кораблей.

– Нормально устроился дома, трудился электриком, рядом родные и близкие люди, но образ сельской жизни совершенно другой, чем на флоте, для души словно чего-то не хватало, – говорит Алексей. – А уж когда почувствовал, что прежняя служба не отпускает, зовёт, скоро собрался в дальнюю дорогу. Благо, приняли в экипаж, правда, пришлось новую специальность осваивать – оператора минно-торпедной боевой части тральщика. Рассчитывал в будущем стать и техником, получить звание мичмана. В общем, всё за эти годы сложилось как надо, не жалею, что накрепко связал свою судьбу с ВМФ.

По мнению мичмана Садаева, их команда – одна из самых сплочённых и слаженных в бригаде. Каждый готов подставить плечо товарищу, помочь в сложной ситуации. Когда в коллективе появляются новички, с ними целенаправленно занимаются старшие товарищи, чтобы матросы в сжатые сроки овладели оружием, противоминным вооружением, научились работать с тралами. Особое внимание с первых дней военной службы на корабле обращается на меры безопасности, ведь рядом большое натяжение трала, много режущих тросовых элементов…

– У нас всего два человека служат по призыву, – добавляет Алексей Садаев, – большинство-то контрактники.

В воспитании личного состава старшине команды хорошо помогает «старожил» главный старшина Сергей Ананин: у оператора трального вооружения за плечами 14 лет службы в этом воинском коллективе. Он не только обучает более молодых моряков, но и подтягивает кого надо в дисциплине, способствует созданию обстановки флотского товарищества.

И командир корабля считает, что его экипаж – как одна семья. Из 44 человек каждый имеет свои достоинства, служит на совесть. Пример же во всём показывают офицеры – инициативные, разносторонне подготовленные, болеющие за дела своего тральщика. И помощник командира капитан-лейтенант Михаил Киркиченко, и штурман старший лейтенант Владислав Пославский, и командир минно-торпедной боевой части старший лейтенант Егор Кириллов, и механик лейтенант Максим Нечепуренко уже не раз проявили себя в учениях, много сил отдают обучению подчинённых. Последний, кстати, пришёл на флот из запаса, окончив факультет судостроения в местном вузе. Максим быстро освоил своё заведование, вник в нюансы службы. Помог ему в этом техник старший мичман Дмитрий Капишников.

– Всегда тщательно подбираем будущих контрактников в наш коллектив, посещая для этого даже сухопутные части, – рассказывал капитан 3 ранга Сергей Ли. – И если всё-таки на борту БТ ока­жется человек случайный, то это проявится уже в испытательный трёхме­сячный срок. Например, в 2017 году четыре новичка отсеялись. Один просто почувствовал, что корабельная организация службы не для него, перевёлся в морскую пехоту. Другой, будучи срочником в мотострелковой бригаде, потянулся к нам за морской романтикой, решив заключить контракт. Но уже на третий день вдруг передумал, осознал, что земля ему ближе, чем море, и вернулся в сухопутную часть. Хотя, считаю, ныне для профессионала на флоте созданы все условия для службы и быта, в том числе достойное денежное довольствие. Есть, конечно, свои ритуалы, такие как корабельный распорядок дня. Мы регулярно проводим два построения личного состава по большому сбору: утром на торжественном подъёме флага и после обеда – при разводе на корабельные работы, а три – по малому для наведения малой приборки. После 17 часов, если стоим в базе, на борту остаётся только дежур­но-вахтенная служба да обеспечивающая смена.

Заметим: этот корабль служит верой и правдой Отечеству почти три десятилетия! Причём вопреки столь преклонному возрасту уверенно решает любые поставленные ему задачи. Способствуют этому и его недавний средний ремонт в Дальзаводе, и умелая эксплуатация техники и вооружения личным составом. Стоит отметить, что около трёх лет назад штурманская боевая часть получила современный навигационный комплекс «Аляска» для информационного обеспечения навигационной безопасности плавания и решения иных задач кораблевождения.

А сегодня экипаж, проводив капитана 3 ранга Сергея Ли на вышестоящую должность, с боевым настроем продолжает выполнять поставленные задачи под началом уже нового командира капитан-лейтенанта Александра Панькина.