Под Калининградом вовсю строят малый траулер. Разбираемся, что за судно

Под Калининградом вовсю строят малый траулер. Разбираемся, что за судно
Дата публикации
26 Апреля 2019
Источник
Корабел

14 марта в городе Светлом Калининградской области состоялась торжественная церемония закладки малого сейнера-траулера проекта 174610. Проект судна разработало местное КБ — КБ "Адомат". На волне новостей о развитии рыбопромыслового судостроения и особом внимании министерств к малым судам мы решили поговорить с генеральным директором "Адомата" Олегом Мартенсом, узнать, что это за судно и на чем компания специализируется.

- Олег Иванович, предлагаю начать со знакомства - расскажите о компании "Адомат". Как давно вы на рынке? Сколько человек работает в КБ? На чем преимущественно специализируетесь?

- Наша компания образована в 2014 году. В нее вошли специалисты, уже имеющие опыт проектно-конструкторских работ в сфере судостроения и судоремонта. Растем медленно по мере освоения рынка, увеличения компетенций и объема работ. Сейчас в КБ работает 12 человек. Специализация – разработка технической документации для судов морского и речного флота.

- Судостроительная отрасль является вашим основным направлением? Кто ваш основной заказчик?

- Наше основное направление – судостроение и судоремонт. Начинали с судоремонта, делали проекты под модернизацию и переоборудование судов. Как шутили в то время, судостроение – это наука, судоремонт – искусство. Внедрять новые современные решения в существующие суда иногда не проще, чем спроектировать "с нуля" – существует слишком много ограничений по пространствам, системам, функционалу.

В первую очередь, нашими клиентами являются, конечно же, рыбодобывающие компании. Помимо них, работаем с транспортными судами, танкерами, буксирами. Не обходим вниманием парусный флот.

- Расскажите о ваших успешных совместных проектах с заказчиками. С кем работаете сегодня? Какие проекты реализовали, а какие будут реализованы? Где именно?

- Начну, пожалуй, с рыбаков. Например, на многих судах проекта 488 типа "Моонзунд" мы принимали участие в модернизациях для группы компаний "ФОР", "Архангельского тралового флота", ООО "Согласие", ООО "Вяртсиля Восток". Большая часть работ проходила в Гданьске на верфи "REMONTOWA", но были проекты, реализованные и в Южной Корее, на Канарских островах. Хоть мы и находимся в Калининграде, на западе России, но география, где бывали наши инженеры, большая: Санкт-Петербург, Астрахань, Мурманск, Сахалин, Голландия, Германия, Польша, прибалтийские страны, Корея, Фарерские и Канарские острова.

На Балтике нашими клиентами являются группы компаний "Марфиш", "Петротрал", "За Родину", бункеровочные и буксирные фирмы.

Сейчас на Светловском судоремонтном заводе по заказу рыболовецкого колхоза "За Родину" строится малый рыболовный бот для прибрежного рыболовства в Калининградском и Куршском заливах. Данный проект разработан как альтернативная замена устаревших МРБ проекта 902Т, которых в Калининградской области около 30 единиц. Большинство из них старше 30 лет. Судно устарело морально и технически, не соответствует современным требованиям безопасности и санитарным нормам. Дизайн нашего бота тоже нельзя назвать "прорывным" – ставилась задача максимально удешевить стоимость постройки судна, при этом обеспечить выполнение всех современных требований классификационного общества и нормальные условия обитания экипажа. До спуска судна осталась пара месяцев, и результат можно будет "потрогать руками".

Приходилось участвовать в модернизации учебных парусных судов "Крузенштерн" и "Седов". Из последнего – сейчас занимаемся проектом замены главных двигателей на УПС "Крузенштерн". Старые, низкооборотные машины с прямой передачей на винт будут заменены на современные, компактные двигатели с понижающим реверс-редукторами.

- Перейдем непосредственно к герою нашего разговора — МСТР проекта 174610. Что это за судно? Какие у него основные характеристики? Под какие задачи строится? Расскажите о его возможностях.

- МСТР проекта 174610 задумывался как многофункциональное судно, приспособленное для промысла пелагическими, донными тралами или кошельковым неводом. В процессе проработки концепции было сделано больше десяти эскизов с различными планировками жилых и служебных помещений, грузовыми пространствами, промысловыми схемами. На финиш вышел концепт кормового траулера, но в названии проекта решили оставить "сейнер", подчеркивая тем самым, что судно может быть построено или переоборудовано в процессе эксплуатации под разные нужды.

Есть проработанный концепт под Черное море с уменьшенной осадкой и надстройкой. Судно можно использовать и на Каспии. Мы считаем, что вариативность (в определенных рамках) является сильной стороной, когда конечный вид и функционал определяет заказчик.

При заказе проекта предлагается выбор силовых установок, траловых комплексов; возможность установки оборудования для сейнерного лова; модульная надстройка с цехом рыбопереработки или без такового; разные виды грузовых пространств с сохранением улова в охлаждаемой морской воде (RSW) или в ящиках со льдом; комбинации подруливающих и грузовых устройств; возможность промысла в различных морских условиях.
Наш МСТР предназначен для круглогодичного лова мелкосельдевых (салаки, кильки) и донных (камбала, треска) видов рыбы и транспортировки улова наливом в охлажденном виде к местам приема и переработки рыбы на берегу.

Судно проектируется на класс КМ (★) Iсе1 R2 AUT3 Fishing vessel.
Основные характеристики проекта 174610:
  • Длина габаритная 27,00 м
  • Ширина габаритная 8,6 м
  • Средняя эксплуатационная осадка 4,2 м
  • Водоизмещение ~ 450 тонн.
  • Мощность главной энергетической установки 746 кВт
  • Объем грузовых пространств 190-200 м3.
  • Запас топлива – 40 тонн
  • Запас пресной воды – 15 тонн
  • Автономность 10 суток
  • Экипаж 8+2 человек
Что мы надеемся получить в итоге?

Судно: по затратам на топливо и содержание экипажа, сопоставимое с МРТК типа "Балтика", обладающее трехкратным запасом по мощности и использующее различные промысловые схемы и орудия лова даже в течение одного рейса (донные, пелагические, близнецовые тралы). Проектом заложены высокие мореходные качества, позволяющие увеличить промысловое время; большое грузовое пространство для сохранения улова; высокий класс автоматизации судна, значительно снижающий долю ручного труда и требующий минимума обслуживания на промысле.
 

МСТР проекта 174610 / Иллюстрация: "Адомат", ООО


Предлагаемый способ сохранения улова (охлаждение морской водой в танках – система RSW) не является новинкой, но на российских прибрежных судах ранее не использовался. Конструкция танков и их изоляционных покрытий для хранения улова сводит теплопотери на корпус судна практически к нулю, что снижает затраты на поддержание низкой температуры в танках, экономит топливо и значительно повышает качество товарной рыбы.

Проект предлагает вариативность (в определенных рамках), позволяющую с относительно небольшими затратами на перепроектирование и согласование получить суда для различных видов промысла и условий эксплуатации в разных рыбохозяйственных бассейнах. То есть мы предлагаем проект универсального, высокотехнологичного судна с низкой стоимостью владения.

- "Адомат" выполнял полный цикл проектирования или просто предоставлял эскиз? Как вообще разрабатывался проект?

- Весь цикл проектирования выполнен нашей компанией. Хотя, конечно же, начиналось все с эскизов. Первые идеи о новом рыболовном судне, которое не просто придет на смену устаревшим траулерам проекта 1328 типа "Балтика", а будет в три-четыре раза эффективней, заказчик озвучил еще 2015 году.

Соответственно вся работа и шла в связке с заказчиком. К концу 2017 года мы отправили в главное управление Российского морского регистра судоходства эскизный проект. Не без замечаний, но проект был принят и рассмотрен. Опираясь на "эскизник", мы сразу приступили к разработке проектной документации судна в постройке, которая после согласования в РС позволяет начать строительство.

В отличие от иностранных проектов, требующих адаптации технической документации и состава оборудования под российское законодательство, проект "Адомата" изначально разрабатывался в соответствии с правилами РМРС, с учетом технического регламента и действующих санитарных норм и правил и предлагается заказчику в стадии, позволяющей верфи экономить на подготовке производства и поиске оборудования.
 

МСТР проекта 174610 / Иллюстрация: "Адомат", ООО

- Были ли трудности с подбором оборудования и комплектующих? И кто поставщики — иностранцы, россияне?

- Определенные сложности были. Больше года ушло на переговоры с поставщиками, немало энергии потрачено на то, чтобы их заинтересовать этим проектом. На тот период времени траулер для Балтики, да еще и "на бумаге", выглядел бесперспективной экзотикой, и не все необходимое производилось в России. В ходе реализации проекта встречались с поставщиками с Голландии, Хорватии, Дании, Германии, Норвегии. Интерес включался, когда озвучивали, что планируется серия судов и те, кто примет участие в проекте, будут первыми в России со своими решениями.

Российские производители поставляют практически все электрооборудование: главный распределительный щит, системы аварийно-предупредительной сигнализации и автоматики, пульт судоводителя, все судовые электрощиты, освещение.

Отечественными будут окна, двери, иллюминаторы, изоляционные и отделочные материалы, судовая мебель, спасательное оборудование и снабжение. И конечно же, корпус судна. Сталь, алюминий, профили — все российского производства, все собирается силами российских специалистов.

- Вернемся к компании "Марфиш". Как вы с ними работали на стадии создании проекта? 

- На стадии концепта проводили периодические встречи и обсуждения. Составляли техническое задание. Конечно, в первую очередь учитывались желания и критерии компании "Марфиш". Почему нет? Эта компания на протяжении многих лет активно занимается промыслом на Балтике. Там трудятся опытные капитаны. Например, траловый комплекс проработан с учетом их мнений и пожеланий.

В современной реальности готовить полноценный проект, не имея заказчиков, малоперспективно. Да и времена, когда суда строились сериями по несколько сотен штук, давно прошли. Заказчик сейчас индивидуален, со своими практиками, традициями, районами промысла, рассматривающий постройку двух-четырех единиц, но "заточенных" индивидуально под него. И это мы тоже учитывали при разработке нашего проекта.

- Расскажите конкретнее, какие требования ставила компания "Марфиш" перед вами.

- Сразу ставилась задача — получить мощное и универсальное судно, которое по возможности сможет заниматься несколькими видами промысла, доставлять улов к берегу в максимально свежем и неповрежденном виде.
В странах северной Европы считается нормальным при длине судна до 24 метров иметь ширину до 10 метров и осадку более пяти. Это суда технически сложные, хорошо энерговооруженные и, по сути, уже и не совсем прибрежного лова, хотя работают они в своей экономической зоне.
 

МСТР проекта 174610 / Иллюстрация: "Адомат", ООО

Для мелководной Балтики привычны суда с шириной до семи метров и осадками до трех. Не везде есть инфраструктура, которая может принять и обслужить суда с большими размерениями. Но "Марфиш" стремился реализовать современные решения по траловому комплексу, обработке и хранению улова, сделать приемлемые условия для обитания экипажа.

Суммируя желания и возможности, по мере формирования технических требований к проекту, вводились ограничения по габаритам, осадкам, оборудованию, в конечном итоге — по стоимости. Поэтому много времени ушло в том числе и на переговоры с поставщиками. По отдельным позициям ценовые предложения от разных поставщиков могли отличаться более чем в два раза!

- Судно строится в городе Светлом Калининградской области. Почему выбрано именно это предприятие?

- На выбор повлияли история и география. В советские времена в Светлом располагалась Межколхозная производственная база, где малый рыбопромысловый флот отстаивался во время непогоды и проводил плановые ремонты и обслуживания. После развала Союза территория на какой-то период пришла в упадок, но люди со опытом и компетенциями остались. После смены собственников началось возрождение предприятия, восстановление и ремонт цехов, слипа, покупка современного оборудования, привлечение молодых специалистов. Предприятие задышало новой жизнью. А глубокая модернизация траулера "Капитан Лобанов" стала экзаменом на возможности, после которого уже пришло понимание, что и новое судно по силам.

Раз мы заговорили о "Капитане Лобанове". В чем заключалась работа по проектированию модернизации?

- "Капитан Лобанов" с постройки был малым рыболовным морозильным траулером типа "Карелия" с более чем сорокалетней историей. Судно было приобретено компанией "Морская фирма "Сталактит" довольно в ужасном состоянии. Корпус настолько был изношен, что необходимо было заменить около 70% металла, чтобы довести его до кондиции, требуемой РМРС. Практически все механизмы выработали свой ресурс и были либо в нерабочем состоянии, либо на грани выхода из строя.

После первичной оценки технического состояния возникли три варианта решения судьбы траулера: первый — простой, но не созидательный — в металлолом. Второй — капитальный ремонт всего и вся, где при значительных затратах получили бы в итоге все тот же морально устаревший траулер с маломощным оборудованием, с дефицитом качественных запчастей и далеко не самыми комфортабельными условиями труда и отдыха. И третий путь — пытаясь сохранить лучшее, что было в "Капитане Лобанове", например, мореходные качества, все остальное кардинально улучшить, чтобы максимально приблизить судно к современности.

На тот период времени (лето 2015 года) мы уже работали с "Морской фирмой "Сталактит". Нам озвучили варианты развития событий и предложили поучаствовать в судьбе судна. Мы вычертили корпус и совместно с заказчиком стали прикидывать, что в нем может поместиться, что можно улучшить, что необходимо сделать в рамках действующих правил РМРС. После согласования всех деталей приступили к проектированию, и уже в январе 2016 года первая партия проектной документации была отправлена в Регистр на рассмотрение. Все проектные работы были выполнены к июню. Позднее, часть чертежей пришлось переделать и переодобрить в РМРС, так как в процессе переоборудования заказчик чуть пересмотрел концепцию и попросил внести изменения в проект.

Как уже упомянул выше, работы велись на территории "Межколхозной производственной базы" силами ее сотрудников. Мы, со своей стороны, обеспечивали конструкторский надзор. И в декабре 2017 года судно было спущено на воду. Еще несколько месяцев заняли достроечные работы и испытания. С учетом того, что до этого МПБ не занималось столь масштабной по местным меркам работой, а мы соответственно не делали таких проектов – все приобрели бесценный опыт. После ходовых испытаний вердикт заказчика: "Ребята! Судно получилось лучше, чем планировалось и ожидалось!".

- Расскажите, что получили по итогам модернизации "Капитана Лобанова"?

- Новый на 70% корпус, усиленный в соответствии с требованиями современного ледового класса. Грузовой трюм под перевозку рыбы наливом, где благодаря переоборудованию и применению современных изоляционных материалов, объем грузового пространства увеличился до 107 м3, а общая грузоподъемность выросла почти вдвое — с 57,2 т до 107 т. Для сохранения качества выловленной рыбы на судне установлена система охлаждения наливных танков с рефрижераторной установкой, работающей на современных экологичных хладагентах, не разрушающих озоновый слой.

Полностью новое промысловое и грузоподъемное оборудование с гидравлическим приводом: сетевые барабаны, траловые лебедки, вытяжная лебедка, кран-манипулятор. Изменена схема траления. Появились два варианта выборки улова – выгрузка на палубу краном или с применением вакуумного рыбонасоса, который забирает улов прямо из-за борта.

Существующий главный двигатель мощностью 224 кВт был заменен на новый — мощностью 485 кВт, экологичный и более экономичный. Заменены практически все насосы и трубопроводы судовых систем. Кабельные трассы — все новые.

Полностью новая, увеличенная надстройка с новыми жилыми и служебными помещениями, где также появилось место под полноценный цех рыбопереработки. Установлена современная тепловая, звуковая и противопожарная изоляция из экологических сертифицированных материалов. Новая рулевая рубка. Круговой обзор позволяет управлять судном на всех режимах перехода и промысла, управлять промысловым и рыбопоисковым оборудованием. Установлено современное радио- и навигационные и рыбопоисковые устройства.

Судно сейчас ловит по 1000 тонн в месяц. И это не предел. Также, по отзывам экипажа, намного улучшилась мореходность и условия для проживания.

- Олег Иванович, давайте все же вернемся к новому судну, которое строится в Светлом. Это разовая история или вы продолжите работу с рыбаками в рамках подобных программ?

- Надеемся, история не разовая. Мы готовы работать с рыболовецкими компаниями и открыты для диалога.

- Что этот проект и его реализация дает региону? Как вы оцениваете масштабное и повсеместное развитие программы инвестквот? 

- К сожалению, суда прибрежного лова не участвуют в программе инвестквот. Затраты на строительство не малые, и далеко не каждый потенциальный инвестор может себе позволить новое современное судно, даже с привлечением заемных средств. А потребность в таких судах на Балтике сейчас оценивается в 7 единиц.

В настоящий момент Минпромторг совместно с Росрыболовством разрабатывают механизм государственной поддержки по обновлению малотоннажного флота. Предполагается субсидировать 25-30 % от капитальных затрат на строительство после сдачи судна в эксплуатацию.

Также в Калининградской области есть своя целевая программа, направленная на модернизацию промыслового флота, со стороны правительства идет работа, направленная на помощь местным рыбакам получить дополнительные квоты.

Хотя рыбаки - люди достаточно консервативные, рациональные и осторожные, но с учетом мер господдержки на всех уровнях, получив возможность "потрогать руками" новый траулер, хочется верить, что первое судно даст толчок обновлению прибрежного флота.