780-й РЗТСК - завод, без которого не обойдется наш флот

780-й РЗТСК - завод, без которого не обойдется наш флот
Дата публикации
21 Марта 2019
Источник
Корабел

Обороноспособность нашей страны растет. Выполняется гособоронзаказ, новые корабли ежегодно пополняют составы всех флотов. Сегодня ВМФ России насчитывает около 300 единиц подлодок и надводных кораблей. Все это необходимо регулярно ремонтировать. Уже 50 лет ремонтом штурманского оборудования всего ВМФ занимается АО "780-й Ремонтный завод технических средств кораблевождения". Накануне юбилея мы поговорили с генеральным директором предприятия Вячеславом Шевцовым о переходе завода "под крыло" "Ростеха", о рынке и работе на гражданском рынке.

 Краткая историческая справка:

 780-й РЗТСК был создан в 1969 году в городе Ломоносове (бывший Ораниенбаум) в историческом здании бывшей Офицерской стрелковой школы, где с середины позапрошлого века обучались офицеры российской армии и работали известные конструкторы-оружейники - Василий Дягтерев, Федор Токарев, Сергей Мосин. Сегодня это одно из градообразующих предприятий Ломоносова.

- Вячеслав Евгеньевич, ваше предприятие в этом году празднует юбилей. Расскажите о заводе и основных видах деятельности.

- Да, все верно. В этом году, 16 мая 780-му ремонтному заводу технических средств кораблевождения исполняется 50 лет. Предприятие на рынке услуг по сервисному обслуживанию и ремонту кораблей и судов ВМФ является единственным по направлению ремонта штурманского вооружения. Сейчас начинает развиваться наше второе направление — изготовление средств навигационного оборудования, которые обеспечивают безопасность мореплавания.

Сегодня основным акционером нашего завода является акционерное общество "Ремвооружение". С лета 2018 года предприятие входит в госкорпорацию "Ростех". Наш завод имеет семь ремонтных центров в непосредственной близости от военно-морских баз, где находятся корабли и суда ВМФ. Центры функционируют и выполняют основную задачу – оперативный ремонт и поддержка боевой готовности кораблей и судов.

780-й РЗТСК участвует в различных международных конференциях, взаимодействует с международной ассоциацией маячных служб, представители предприятия неоднократно посещали конференции в Монако.

- Ваш завод имеет интересный профиль. Кто работает на предприятии и сколько человек насчитывает на сегодня? Каков средний возраст специалистов?

- За последний год предприятие начало омолаживаться. Средний возраст сотрудников составляет 45 лет. Сейчас на заводе трудится более 200 специалистов.

В основном у нас работают специалисты технической направленности. Это техники, регулировщики, это непосредственно те, кто занимается ремонтом сложнейшей военной аппаратуры, обеспечивая ее безаварийность. Хочу подчеркнуть, что наши сотрудники имеют высокую квалификацию и профессионализм. К примеру, они участвовали в подготовке и ремонте кораблей, участвующих в важных операциях в дальней морской зоне. Специалисты завода участвуют в испытаниях строящихся кораблей на заводах России.

Компетенции наших сотрудников охватывают ремонт не только надводных кораблей, но и подлодок. В основном это "Варшавянки", но с атомными подводными лодками мы тоже работаем. Хотелось бы заметить, что наши специалисты участвуют в подготовке кораблей и судов к празднованию дня ВМФ. Это называется оперативный вид ремонта. Для этого мы выделяем 10% из общего бюджета.

В настоящий момент развивается направление по разработке, изготовлению и поставки средств навигационного оборудования в Крым.

- С первого взгляда кажется, что вы работаете только с Минобороны России. Поправьте, если это не так.

- В целом, вы правы. Все же основным нашим заказчиком выступает Министерство обороны. Однако время идет, ориентиры меняются. Теперь среди наших партнеров числятся такие гиганты как ОСК, Росморпорт, "Роснефть". Мы сотрудничаем с КБ и институтами — с ЦМКБ "Алмаз", Невским ПКБ, 51-м ЦКТИС. Также к нашему предприятию проявляют интерес за рубежом. Это Индия, Вьетнам, Алжир. Это те страны, которым Советский Союз и Россия поставляли корабли. Ведь сейчас актуален вопрос по ремонту этих кораблей. Поэтому кто, если не мы?

- Расскажите, какое навигационное оборудование вы ремонтируете?

- Мы ремонтируем те комплексы, те приборы, технические средства кораблевождения, которые обеспечивают безопасность мореплавания кораблей, определяют их места в океане и в море, а также влияют на точностные характеристики стрельб и вооружения.

Наше предприятие идет в ногу со временем, участвует в различных конференциях, старается обучаться у производителей продукции, получая сертификаты, чтобы в дальнейшем мы могли эти изделия ремонтировать. Уникальность 780-го РЗТСК заключается в собственных технических центрах, которые находятся в непосредственной близости к важным объектам. Многим организациям, поставляющим свою продукцию, невыгодно ездить по всей стране. Им проще заказать наши услуги на ремонт и установку в центрах.

Во всех центрах у нас сконцентрированы сервисные бригады. Это совершенно уникальные специалисты, которые могут работать только с каким-то одним видом аппаратуры. Причем вне зависимости от того, в каком центре находится специалист, мы готовы оказывать услуги. Организовываем перелет из любых точек страны. Это не догма — находишься на севере и там ремонтируешь. Наоборот, наш завод с центрами выступает как единое целое. Соответственно, основной нашей задачей является быстро и качественно отремонтировать корабль и отправить на боевую службу.

В настоящее время мы занимаемся поставкой фонарей ФЭН-90, ФЭН-90МЛ, ФЭНСС-300, есть фонари с мониторингом, обеспечивающих информацией о местоположении кораблей и судов, работоспособность и прочие данные. Помимо этого, поставляем буи пластиковые, металлические, а также маневренные навигационные знаки, которые обеспечивают высадку десанта на побережье. Они являются дневным и ночным ориентиром с дальностью распознавания до 5 миль.

- Это ваши разработки? И все они имеют необходимые лицензии и сертификаты?

- Да. Это исключительно нами разработанная продукция. Замечу, что сейчас ведутся работы по производству изделий для коммерческих организаций, непосредственно для речников, которые высказали свою заинтересованность в сотрудничестве. Нам в этом помогает ориентироваться "Росмпорпорт" — он предоставляет те характеристики, которые требуются при разработке подобных изделий.

Наше предприятие имеет все соответствующие лицензии на ремонт, на изготовление, а также РМРС, РРР и лицензию ФСБ.

- Все-таки вы больше ориентированы на ВМФ и Минобороны. Как строится ваше сотрудничество с министерством? Сколько процентов из общего портфеля заказа занимает гражданская продукция?

- В январе заводом был подписан новый государственный контракт на три года. Мы работаем по трехгодичному госконтракту. Наше предприятие востребовано, постоянно ведется работа по увеличению финансирования, заявок на ремонт и сервисного обслуживания кораблей много.

По направлению всех служб ВМФ 780-й РЗТСК является единственным исполнителем, который по штурманскому вооружению подписывает подобные контракты.

Сегодня портфель заказов выглядит следующим образом: более 90% — это гособоронзаказ. Остальное гражданская продукция. Но ввиду того, что отныне мы находимся под руководством "Ростеха", нам даны указания, что из общего бюджета должно быть 20% продукции гражданской направленности.

Поэтому мы сейчас активно общаемся с коммерческими организациями, посещаем все флоты, частные организации, судостроительные верфи.

- Вы взаимодействуете с Международной ассоциацией маячных служб (МАМС). Как выглядит сотрудничество — какие-то совместные проекты? С кем еще, помимо МАМС, работаете?

- МАМС является законодателем, организацией, устанавливающей правила поставки оборудования и безопасности мореплавания. Помимо МАМС, у нас налажено тесное взаимодействие с Управлением навигации и океанографии Министерства обороны, а также со штурманской службой ВМФ. Управление навигации и океанографии Министерства обороны является представителем заказчика по сервисному обслуживанию и ремонту кораблей и судов ВМФ. Они определяют, что и когда нам ремонтировать. Мы вместе с представителями управления посещаем конференции, организованные международной службой.

- С военными понятно — здесь у вас нет конкурентов. А что в этом плане на гражданском рынке? Какие у вас есть преимущества перед остальными?

- К сожалению, на гражданском рынке стоит много аппаратуры импортного производства по нашему направлению. Та техника и аппаратура, которая устанавливается на боевые корабли и подводные лодки, сами понимаете, является вооружением, это военная техника и на гражданские суда ставиться не может. Однако по коммерческому направлению наши специалисты также обучаются, получают сертификаты. Хороший пример – у нас на Тихоокеанском флоте наши сотрудники участвуют в ремонтах гражданских судов, рыболовецких траулеров. Здесь, на Балтийском море, в Волго-Балтийском бассейне тяжело работать, много конкурентов.

За все годы не было ни одного рекламационного акта. Госконтракт выполнялся в полном объеме, задачи, которые поставлены Министерством обороны, исполняются качественно и в установленные сроки.

- А у вас нет, к примеру, уникальных позиций в номенклатуре? Какую вообще продукцию проектируете и какую производите?

- По номенклатуре конкурентов на рынке много. Но, видимо, наша продукция по-настоящему качественная, раз с апреля прошлого года увеличилась интенсивность заявок с коммерческих организаций. Интересуются именно нашими фонарями. Заявки приходят и с Погранслужбы ФСБ, и с "Росморпорта".

Хотя есть совершенно уникальные позиции - очень интересный фонарь ФЭНСС-300.

Сами понимаете, для Минобороны необходимо не только закрывать "серые зоны", но и работать про запас. Они должны быть обеспечены двойным-тройным набором продукции. Скажу, что перспективы в этом есть. Те изделия, которые не были в свое время поставлены, планируется в 2019-м поставить на вооружение.

Еще в этом году у нас проходит аттестацию и откроется своя лаборатория на предприятии. У нас есть собственное стендовое оборудование, как на заводе, так и в центрах. Испытанную продукцию принимают военные представители.

- Давайте поговорим про рынок, на котором вы работаете. Что сейчас здесь происходит? Как себя чувствует Минобороны? Какие тенденции наблюдаются, куда все движется?

- В связи с тем, что обороноспособность нашей страны с каждым годом крепчает, сейчас строится много кораблей и судов, подводных лодок. На новые изделия ставится новая аппаратура. После трех-пяти лет гарантийные обязательства предприятия уходят, и здесь как раз начинаем работать мы.

Минобороны рассматривает полный цикл, от производства до поставки и ремонта, но пока это полностью не реализовано из-за ряда нюансов. Мы же работаем с основными отечественными заводами-изготовителями профильной продукции, которые не занимаются ремонтом.

Процент старых кораблей и судов уменьшается. Процент кораблей, вновь введенных в состав флота, увеличивается. В последнее время интенсивность походов кораблей увеличивается. Это не 90-е годы, когда флот стоял. Это приводит к поломкам. Поэтому я думаю, что без работы наше предприятие не останется.

- Вы сказали о заводах-изготовителях. А какие компании у нас в России производят штурманское оборудование для ВМФ?

- Наш основной партнер и ведущий игрок – "Электроприбор". Помимо этого, сотрудничаем с Катав-Ивановским заводом, Пермским приборостроительным заводом. Еще работаем с компанией "Нави-Далс" по части эхолотов.

- Сегодня действительно много ремонта навигационного оборудования?

- Сейчас стоимость заказов, исходя из приходящих заявок, только по флоту составляет около 600 миллионов рублей. Это только по нашей номенклатуре. К сожалению, такой объем государство полностью удовлетворить не может.

- В октябре прошлого года в Мурманске случилась трагедия: затонул плавдок ПД-50, где шел ремонт единственного российского авианосца "Адмирал Кузнецов". Скажите, ваши специалисты заняты ремонтом этого корабля?

- Да, мы задействованы в ремонте "Адмирала Кузнецова". Больше скажу: мы заняты на всех объектах, на всех флотах, которые находятся сейчас в ремонте.

- "Ростех" ставит перед вами задачу — увеличить гражданскую продукцию до 20%. У вас уже есть какой-то план действий?

- Есть ряд организаций, предприятий, с которыми мы планируем по межзаводской кооперации выходить с изделиями. Эти компании готовы участвовать под флагом 780-го ремонтного завода технических средств кораблевождения.

- Что вам дает переход под "Ростех"?

- Как бы это модно ни звучало, но перейдя в "Ростех", мы ощущаем себя под крылом сильной компании. Так, нам открывается дверь в работу всей госкорпорации.

Помимо этого, я вижу решение ряда вопросов, как в международной деятельности, так и внутри России.

- Вячеслав Евгеньевич, 50 лет успешной работы на рынке — срок приличный. Позвольте от лица редакции "Корабел.ру" поздравить вас с этой знаменательной датой! Желаем процветания вашему заводу и пополнения портфеля заказов!

- Да, за 50 лет было проделано не мало работы! Но мы не собираемся останавливаться. Ведь о наших планах вы уже знаете. Спасибо большое!