Владимир Середохо: "СНСЗ – пример компакт-верфи"

Владимир Середохо: "СНСЗ – пример компакт-верфи"
Дата публикации
27 Февраля 2019
Источник
Флотпром

За успехами Средне-Невского судостроительного завода пристально наблюдает вся отрасль: предприятие формирует концепцию "цифровой верфи", модернизируется в стиле "компакт", курирует создание морских роботов и серийно строит флот из композитных материалов. В интервью Mil.Press FlotProm глава верфи Владимир Середохо раскрыл подробности судостроительных IT-проектов, рассказал о поставщиках импортозамещающего оборудования для ВМФ и прокомментировал ситуацию с дизелями для тральщиков.

Предыдущее интервью нашему изданию вы давали 3,5 года назад. Владимир Александрович, каких успехов достигло предприятие за этот период?

Мы развернули серийное строительство кораблей проекта 12700: головной ("Александр Обухов" – ред.) сдали в 2016 году, первый серийный ("Иван Антонов" – ред.) – в 2018 году, в этом году сдаем второй серийный, в следующем – передадим флоту уже два корабля.

То есть говорим о плановых темпах, анонсированных ранее. Вопрос лишь в наличии заказов...

Контракты на семь кораблей заключены, и они финансируются до 2022 года включительно. Я уверен, что каждый год мы будем подписывать контракты еще на пару кораблей. То есть выходим на график двух заказов в год.

Модернизацию предприятия, которую начали в 2013–2014 годах, заканчиваем полностью в этом году. На сегодняшний день 90% работ завершены. Производственную мощность увеличили более чем втрое, так что сегодня завод способен строить три таких (проекта 12700 – ред.) корабля в год. Цикл строительства сократили с учетом испытаний до 2,5 лет.

В отрасли сегодня много говорят о концепции компакт-верфи. Реализована ли она на СНСЗ?

Нам повезло, потому что еще в прошлом веке завод модернизировали с использованием принципов контакт-верфи. За последние 10 лет мы фактически перестроили предприятие заново: модернизация коснулась всех цехов, спускового устройства. Принципы контакт-верфи усилили: все операции, начиная от заготовки металла, ведутся под одной крышей; логистика оптимизирована. На деле наш завод – это пример компакт-верфи.

Как вы оцениваете инициативу отдельных верфей по созданию достроечных площадок на мощностях крымских предприятий?

Нам это не нужно, у нас свои мощности очень большие. На сегодня мы еще не загрузились полностью и самое эффективное – работать на нашей площадке.

На сколько процентов загружена верфь?

Порядка 70%.

Недавно глава ОСК Алексей Рахманов акцентировал внимание на том, что знание принципов бережливого производства – ключевая компетенция любого руководителя верфи. Как вы можете прокомментировать такую позицию?

Я люблю другой термин – развитие производственной системы. Фактически это оптимизация: технологических процессов, логистики, складских запасов, документации, связей с поставщиками. В частности, мы должны знать о технической готовности любого изделия, которое идет на заказ. Другой элемент развития производственной системы – работа над максимальной выработкой продукции с каждого квадратного метра предприятия.

Вы упомянули в этом списке складские запасы. Есть ли какие-то планы по модернизации и автоматизации складского хозяйства?

Мы обновили все склады верфи. В 2019 году завершим внедрение штрих-кодирования, которое дает информацию о поступлении любого изделия или материала. Все склады оборудованы стеллажной системой с погрузчиками. Полностью автоматизированная система, которая сама увозит-привозит комплектующие, нужна скорее для сборочных конвейеров. В нашем случае это будет очень дорогая система, которая в то же время не будет задействована постоянно.

Фонд развития промышленности Санкт-Петербурга в 2017 году одобрил Средне-Невскому судостроительному заводу займ в размере 150 млн рублей. Эти деньги уже получены?

Действительно, займ одобрили. Когда мы заключим договор на серийное производство гражданских катамаранов с заказчиком, вернемся к этим деньгам.

Когда это должно произойти?

В этом году планируем подписать контракт на 3-4 корпуса.

На каком этапе сейчас находится концепция "цифровой верфи", которую ОСК планировала обкатать на вашем предприятии?

Принципиально мы завершили работу по созданию пилотной концепции "цифровой верфи" применительно к паре СНСЗ-ЦМКБ "Алмаз". Мое убеждение заключается в том, что отраслевая концепция может быть создана только после отработки пилотного проекта. Дальше уже можно дорабатывать ее под конкретное предприятие, потому что предложить универсальный вариант невозможно – все заводы находятся в разном состоянии.

Как в ОСК и Минпромторге оценили пилотный проект?

Положительно. Я считаю, что это первый серьезный труд по теме. Над ним работало 14 компаний, почти 60 человек. Сама концепция – это 277 листов. Надеемся, что откроем финансирование ее реализации в этом году. Мы заявили на трехлетний план-график 600 млн рублей. До этого и мы, и остальные участники работали в инициативном порядке.

К реализации также привлечете сторонние компании?

Это коллективный труд, в котором применяется множество решений, программ, платформ. Стоит задача сделать проект на отечественных платформах.

Но ведь до этого вы работали с импортным ПО Aveva и др.?

Мы продолжаем на нем работать, но сейчас делаем на отечественных продуктах.

Потребует ли реализация "цифровой верфи" обновления стандартов и другой документации?

Обновления нужно делать, но только после отработки пилотного проекта.

Командование ВМФ планировало, что уже 2019 года верфи должны наладить процесс оперативного внесения в единую электронную систему данных о ходе работы над теми или иными заказами, в 2020 году внедрить цифровую модель корабля. Насколько реалистичны эти сроки?

Я сроки не ставил и отвечать за них не могу. В нашей концепции предусмотрено управление жизненным циклом и оценка текущего состояния технической готовности объекта с фактической стоимостью.

Будут ли созданы интерактивные электронные технические руководства для проекта 12700?

Да, ИЭТР будут.

Перспектива после перехода на концепцию цифровой верфи состоит в том, что мы должны продавать не корабли, а услугу. Ведь строительство – это только первая часть проекта, вторая состоит в том, чтобы корабль выполнил все функции, ради которых его строили.

Как вы относитесь к идеям реализации некой диспетчерской судостроительной отрасли, куда будет стекаться информация о статусе строительства заказов, поставке ключевых комплектующих?

До этого ещё далеко.

Но такие планы существуют?

Мы сейчас говорим о том, чтобы на первое число каждого месяца видеть техническую готовность заказа. Если такая возможность появится на всех заводов, вывести эту информацию на диспетчерский пункт ОСК – не проблема.

Хочется логически закрыть тему пожара на "Георгие Курбатове". Какой сейчас статус готовности корабля?

Следующей весной уже спускаем на воду.

Стоимость ущерба как-то оценивали?

Нет ущерба, никаких требований заказчику не выставляли.

Сейчас ОСК, по словам Алексея Рахманова, начнет создавать противопожарный стандарт для верфей корпорации на основе опыта "Севмаша". Как вы относитесь к этой инициативе?

Он (стандарт – ред.) нужен. Мне кажется, должен быть какой-то документ, регламентирующий пожарную безопасность. Но, опять же, на каждом заводе эта деятельность может быть организована по-разному, потому что производство тоже разное.

А у вас, на СНСЗ, требования ужесточились?

Поставлено много автоматизированных систем контроля, видеонаблюдение.

Расскажите про катера типа "Рондо", которые делали для ФСБ. Военно-морской флот может стать заказчиком таких судов?

Для ФСБ контракт выполнили, три катера поставили. ВМФ пока не определился.

Какие перспективы продолжения серии экспортных тральщиков проекта 10750Э для Казахстана?

Потенциальный заказчик пока молчит.

А по экспортной версии проекта 12700?

Отрабатывается несколько предложений, но этот процесс может быть бесконечным. В частности, сейчас презентуем проект и технологии ВМС Индии.

В 2018 году в ОСК проходило совещание по палубным кранам для ваших тральщиков. Решено оснащать корабли российским оборудованием. Какие шаги предпринимаете в направлении импортозамещения?

Проблем нет, недавно провели соответствующее совещание. Две компании уже разрабатывают палубный кран в инициативном порядке.

Можете назвать эти компании?

"Обуховское" и "Инман". Каждая из них проявила инициативу. Думаю, что обе представят решения, мы проведем испытания и, думаю, к концу следующего года уже сможем получить краны.

Дизели – еще одна существенная проблема...

На сегодняшний день мы заключили контракты на пять комплектов. Один получили, сейчас получаем второй. Проблема "Звезды" – это проблема всей нашей промышленности. Они обещают за два года выйти на более-менее нормальный уровень. Нам нужно два комплекта в год.

То есть коммуникация со "Звездой" налажена?

Мы общаемся каждый день, занимаемся контролем всей кооперации. Вместе следим за изготовлением деталей, которые заказываются на стороне, изготовлением, поступлением на завод и сборкой. СНСЗ в курсе каждодневной работы "Звезды".

Было ли общение по дизелям с Кингисеппским машиностроительным заводом?

Не общались.

Какова ситуация с отечественными безэкипажными катерами (БЭК)?

Сейчас сделан первый вариант катера. Первые испытания провели, летом будем работать с кораблем на Черном море. Дальше ЦМКБ "Алмаз" спроектирует свой безэкипажник, где будут учтены наши наработки.

По нашим данным, существуют планы по установке двух БЭК на один корабль.

Ведем такую проработку, но это более дальняя перспектива.

Многие верфи столкнулись с проблемами при закупке судовой арматуры. На рынке присутствует контрафактная продукция, в том числе сохранившаяся на складах с советских времен. Выявляли ли вы такие случаи?

Иногда выявляем. У нас 100% визуальный контроль, рентген, другое оборудование, которое проверяет изделия. Выявляем, отправляем назад – это обычное дело. Случаев обнаружения проблем после монтажа на корабль уже практически нет, за этим следим жестко.

Кто выступает поставщиками арматуры?

"Армалит", "Аскольд" (Владивосток), Буревестник. Они развиваются, обновляют свое оборудование. Еще есть КБ "Армас".

Прорабатывался ли вариант изготовления гребных винтов из композитов на основе вашего опыта создания корпусов?

Эту тему мы взяли бы, но пока ее ведет Крыловский центр.

Считаете ли вы возможным применение композитов на проекте 22800 "Каракурт"?

У нас есть заказ на надстройки для корветов, этой работы достаточно. А вот гражданские проекты, где можно применять композиты, готовы рассмотреть любые.

Сегодня СНСЗ имеет военные заказы не только от флота. Часть работ вы выполняете в интересах Инженерных войск. Это диверсификация?

Мы диверсифицируем производство в сторону изготовления не только судостроительной продукции. Те же мосты могут заказывать не только военные-сухопутчики, но и МЧС, геологи, "Росатом", компании, связанные с ветроэнергетикой.

В этом году друг за другом пройдут две военные выставки – форум "Армия" и Международный военно-морской салон. Какое из этих мероприятий считаете более эффективным?

В смысле эффективности трудно сравнивать. МВМС более специализированный, есть акватория для демонстрации. На "Армии" можно представить только модели. Мне кажется, МВМС дополняет "Армию".