Северный, речной, электронный…, как дела у одного из успешнейших речных перевозчиков России?

Северный, речной, электронный…, как дела у одного из успешнейших речных перевозчиков России?
Дата публикации
16 Января 2019
Источник
Минтранс

Одна из главных тем, которая в последнее время обсуждается в транспортной отрасли, – это переход к максимальной цифровизации всех этапов перевозок. Начиная от покупки билетов пассажиром через сайт или приложение. Тесно связана с этим тема мультимодальности всех перемещений.

 Судоходная компания «Северречфлот» сегодня – один из пионеров на этом поле. По крайней мере, когда дело касается внутренних водных путей. Мы побеседовали с ее директором по развитию и инвестиционной деятельности Михаилом Проданом и узнали, каким видит эта компания свое будущее и будущее своих пассажиров.

  – На «Транспортной неделе» вы рассказывали про электронный билет на внутренний речной транспорт и мультимодальные перевозки. Расскажите подробнее, что это за проект и как он реализуется компанией?

 – Действительно, наша компания пришла к тому, что нужно идти в ногу со временем. Масштабные задачи, стоящие перед нами, подталкивают к поиску новых решений. И одним из таких решений как раз и станет введение электронных билетов на внутренних водных путях.

 Что нам это даст? Перевозки станут более доступными для широкого круга клиентов за счет возможности самостоятельных покупок билетов через интернет. Плюс к этому покупатель получит доступ к целому спектру дополнительных услуг – продажа авиабилетов, бронирование гостиниц, бронирование перевозки багажа и грузов и еще целый ряд возможностей. Все это увеличивает рынок продаж и привлекает новых пассажиров.

 Мы, как и другие российские предприятия, работающие на внутренних водных путях, подключимся к системе нейтральных агентских продаж и системы взаиморасчетов «Транспортной клиринговой палаты» для получения в качестве продающих агентов тысяч билетных касс по всей стране.

 Кроме того, с электронным билетом тесно связана идея мультимодальных перевозок. «Северречфлот» уже обсудил сотрудничество с авиакомпаниями группы «Ютэйр» и «Ямал», автобусными компаниями, выполняющими рейсы из вокзальных комплексов в Ханты-Мансийске и Салехарде.

 И еще один плюс – это оптимизация внутреннего документооборота компании, совершенствование системы управленческого и бухгалтерского учета и контроля финансовой дисциплины при продаже и реализации услуг.

 – На каком этапе находится реализация этого масштабного проекта?

 – Первый этап закончился в прошлом году. Он заключался в совершенствовании доступности услуги продажи перевозок в интернете, отладке взаимодействия баз данных системы продажи и системы финансового учета и контроля.
Второй этап рассчитан на 2018-2019 гг. В течение минувшей летней навигации 2018 г. был разработан проект приказа Минтранса по определению стандартов электронных продаж билетов, были проведены тестовые испытания на группе рейсов «Северречфлота». Одновременно с этим велась и ведется отработка и настройка параметров взаимодействия автоматизированных систем, технологий мультимодальных перевозок.

 В этом проекте используется база данных АСБ (автоматизированная система бронирования) продуктов группы «Сирена-Трэвел» (технологии бронирования, электронного билетооформления, управления отправками пассажиров, продажи билетов и дополнительных услуг в интернете).
Сейчас мы ведем работу по заключению соглашений о взаимном признании перевозочных документов, агентских соглашений, когда каждая из сторон выступает в качестве агента партнера. Договариваемся о том, как будет строиться продажа кассирами обоих предприятий мультимодальных перевозок и перевозок друг друга отдельно и т.д.

 – Были ли сложности, которые пришлось преодолеть?

 – Сложности в таких проектах являются рабочими и абсолютно стандартными для новых технологических проектов – разработка идеи, технического задания, которые связаны, прежде всего, с необходимостью, чтобы автоматизированная система бронирования, оформления, продажи и регистрации электронных билетов могла бы производиться в том числе, когда отсутствует какая-либо связь (интернет, мобильная и другая) с центральным сервером системы. Это реализовано.

 Система предназначена не только для водного транспорта, но и для вертолетных авиакомпаний, а в ближайшей перспективе и для автобусных компаний междугородних сообщений. Общим для этих видов транспорта является большое количество остановок по маршруту и частое отсутствие связи с центральной системой.

 Настройки, доводки, отсутствие достаточного опыта персонала – обычные сложности при внедрении подобных автоматизированных систем. Но хочу подчеркнуть один важный момент – когда я говорю про подобные системы, то не имею в виду водный транспорт. На российских реках никогда за всю их историю не эксплуатировались автоматизированные системы бронирования. Тем более, электронные билеты! Флагманом здесь является отечественная гражданская авиация – именно поэтому еще двенадцать лет назад «Северречфлот» предпринимал первые попытки организовать эти проекты с авиакомпанией «Ютэйр».

 – Как собираетесь этот опыт распространять на другие регионы? Насколько нам известно, вы обсуждали этот вопрос с министром транспорта…

 – Еще в 2017 году была разработана основа программы развития сети маршрутов АО «Северречфлот» в Азово-Черноморском бассейне, целью которой является восстановление высокочастотных (ежедневных) регулярных пассажирских и туристических маршрутов в этом бассейне для граждан Крыма и Северного Кавказа РФ. Основой проекта является новое судостроение быстроходных пассажирских судов и туристических теплоходов, модернизация портовой инфраструктуры. Проект получил поддержку министра торговли и промышленности, министра транспорта, руководителя Росморречфлота, президента Российской палаты судоходства, губернаторов ХМАО-Югра, ЯНАО и Тюменской области.

 Сейчас активно ведется точная разработка проекта. К сложностям можно отнести отсутствие статистических данных для прогнозирования предстоящих объемов перевозки в силу того, что много лет регулярные пассажирские перевозки в этом бассейне не производятся. А также точное формулирование технических задач по модернизации портовой инфраструктуры.

 Еще одним проектом развития сети пассажирских маршрутов становится проект в Северо-Западном бассейне (Карелия, Онежское и Ладожские бассейны). Здесь ведется параллельно работа и соответствующие мероприятия по прогнозированию и планированию.
Кроме того, с представителями Нижегородской области обсуждается возможность сотрудничества в части организации регулярного скоростного пассажирского сообщения на внутренних водных путях в границах Нижегородской области и на межрегиональных маршрутах.

 – Закончился 2018 год, можно подвести итоги навигации. Какие объемы перевозок достигнуты в этом году? И какова их динамика по сравнению с предыдущими сезонами?

 – В этом году мы перевезли 385,6 тысяч пассажиров. Если сравнивать с предыдущими годами, то в 2015-м этот показатель составлял 286 тысяч человек – на сто тысяч меньше. А наиболее успешным за последние годы был 2017-й – тогда мы достигли планки в 424,4 тысячи пассажиров. По количеству рейсов картина схожая. В 2105 году было совершено 6 344 рейса, в 2016-м – 7131 рейс, в 2017-м – 8 992 рейса, а в 2018-м – 8 804 рейса.

 – На каких направлениях и каким флотом вы сегодня работаете?

 – «Северречфлот» является крупнейшим оператором пассажирских перевозок на территории пяти субъектов Российской Федерации – Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Омская и Томская области. Пассажирские перевозки осуществляются в границах семи административных районов с 83 населенными пунктами.

 Общее количество обслуживаемых нами регулярных пассажирских маршрутов на сегодняшний день составляет 38. В эксплуатации у АО «Северречфлот» находятся 114 судов, из них 80 единиц пассажирского флота, 34 единицы грузового флота.

 При этом их количество растет с каждым годом. За последние полтора года мы приобрели три новых судна на воздушной подушке типа «Нептун» и еще четыре таких же планируем закупить в 2019-2020 гг. Плюс к этому в следующем году будут введены в эксплуатацию два новых судна типа «Валдай 45Р», рассчитанных на 45 пассажиров каждое. Разработаны они, как вы знаете, ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева.
В 2019-2022 гг. мы получим четыре новых судна типа «Феникс» (по 55 пассажиров каждое). Их построит для нас Сургутское судоремонтное предприятие. А еще в 2022-м планируем приобрести и ввести в эксплуатацию новое судно вместимостью в 250 – 300 пассажиров взамен устаревшего судна проекта №646. Строительство его будет вестись за счет средств нашего акционера – Ямало-Ненецкого автономного округа. Насколько нам известно, конкурсные процедуры по отбору проекта и завода-исполнителя должны состояться в первом квартале 2019 года.

 – Вы участвуете или планируете участвовать в лизинговых программах. Как оцениваете эти программы? Все ли устраивает? Или что-то предложили подкорректировать?

 – Продолжительное время сотрудничаем с Государственной транспортной лизинговой компанией. Ее программы с учетом использования мер государственной поддержки выгодно отличаются на фоне предложений иных лизинговых компаний.

 Кроме того, в 2018 году представилась возможность отработать льготное предложение по предоставлению лизинга на условиях 2,5% с АО «Машиностроительная промышленная лизинговая компания» (до 14 ноября текущего года она называлась ЗАО «Гознак-Лизинг»). Заключены договоры на поставку двух единиц «Валдай-45Р».

 Условия лизинга и реализации проектов постоянно находится в рабочем режиме – обсуждения, корректировки происходят в самом тесном сотрудничестве с лизинговой компанией.

 – Как у вас складываются отношения с региональными властями? В чем чувствуете поддержку, а в чем позиции расходятся?

 – Акционерами АО «Северречфлот» являются правительства Ханты-Мансийского автономного округа (Югры) и Ямало-Ненецкого автономного округа. Программы модернизации флота, проекты развития сети маршрутов и новационные проекты развития мультимодальных перевозок и электронных билетов проводятся в соответствии с госпрограммами этих субъектов. Работа по проектам идет в постоянном режиме совместной работы с департаментами правительств.

 Разногласий нет в силу изначальной постановки задачи на модернизацию, обеспечение высокой безопасности и комфорта пассажиров, доступности транспорта, в том числе и реализации услуг через интернет.