Константин Скупяк, директор по гражданскому судостроению ПАО СЗ "Северная верфь"


Каким образом сегодня на предприятии судостроения решается вопрос диверсификации для выпуска продукции гражданского назначения? Об этом в интервью рассказал Константин Юрьевич Скупяк, директор по гражданскому судостроению ПАО СЗ «Северная верфь».

Анатолий Кутузов (А.К.): Константин Юрьевич, Северо-Западный промышленный форум подходит к завершению. Расскажите, пожалуйста, а какие мероприятия Вы сегодня посетили и у Вас какое общее впечатление осталась от мероприятия?

Константин Скупяк (А.К.): Остались только положительные впечатления. Остался доволен работой круглого стола "Федеральные задачи, программы и проекты по диверсификации ОПК. Взаимодействие с регионами – возможности Санкт-Петербурга", где были затронуты наболевшие темы, наболевшие проблемы, которые необходимо поднимать для обсуждения и заниматься их решением в дальнейшем.

А.К.: Сама по себе тема диверсификации ОПК, которой был посвящен круглый стол, она достаточно сложная. И на мероприятии мы рассматривались разные ее аспекты: информационная безопасность, подготовка кадров, сохранение необходимого уровня себестоимости изделий при выпуске гражданской продукции и др. Каковы планы завода "Северная верфь" на сегодня по выпуску как раз кораблей гражданского назначения? Какого вида технику вы выпускаете, ведь у нас в России судостроительных заводов очень много, и у каждого есть своя специализация.

К.С.: Согласен с вами, что судостроительных заводов довольно-таки много на сегодняшний день на территории РФ. Но лидер в области военного кораблестроения, именно в надводном кораблестроении "Северная верфь" всегда занимала лидирующие позиции. Сегодня планка для предприятия поднята, и мы должны показать свои лидирующие позиции в освоении гражданской техники. То есть это строительство современных гражданских судов, коммерческих, во исполнении поручения президента РФ. На сегодня мы имеет два контракта. Один на серию судов ярусного лова в количестве трех единиц. И один контракт на серию шести единиц траулеров-процессоров водоизмещением пять с половиной тонн. Это позволяет нам спокойно себя чувствовать до конца 2022 года. Загрузка предприятия идет 50 на 50. 50 процентов военной продукции, а другие 50 процентов –это продукция для нужд рыболовецких компаний нашей страны.

А.К.: А, кто на сегодняшний день является заказчиком предприятия, с кем вы работаете?

К.С.: На суда ярусного лова — два заказчика. Это рыболовецкая компания "Вирма". Она заказала два корпуса, два судна. И компания "Глобус", которая включает в себя холдинг рыболовецких колхозов Архангельской области. Это по судам ярусного лова. На траулер у нас головной заказчик получается холдинг "Норебо", в который входит 12 рыбопромысловых предприятий. Непосредственно суда будут распределяться в этом холдинге. Шесть судов будет построено для этого холдинга.

А.К.: Что на сегодняшний день делается для развития предприятия, для того, чтобы можно было выпускать корабли гражданственного назначения? Есть ли специальная разработанная программа по диверсификации?

К.С.: На предприятии как таковая программа именно по диверсификации не разрабатывалась. Но нами прорабатываются определенные вещи, моменты, например, анализируем, где мы можем повысить производительность труда, внедрить инструменты бережливого производства. Плюс большая серия сама по себе дает толчок тому, что мы, снижая трудоемкость, повышаем производительность труда. И я надеюсь, у нас все получится.

А.К.: При строительстве кораблей, устанавливается множество различного навигационного и другого электронного оборудования. Традиционно в Советском Союзе нашей основной компетенцией было строительство непосредственно корпусов кораблей, т.е. работа с металлом, а вот электронная техника, которая устанавливается на корабль, она зачастую и сегодня используется заграничного производства. С какими партнерами вы работаете в этом направлении? И что думаете, на какое оборудование требуется импортозамещение?

К.С.: Вопрос понятен. Полностью импортозамещение — такое понятие сугубо воздушное. На самом деле, мы понимаем, что весь мир, включая Европу, они там все равно работают в комплексе. И есть общие компоненты, без которых не обходится то или иное изделие. Соответственно, полностью изготовить все российского производства невозможно. Есть вещи, где технологически и по ценовым характеристикам на сегодня иностранный продукт будет превосходить. Такой жесткой градации по импортозамещению нет. Но по программе, инвестквотам у нас стоит обязательное условие — это локализация, не менее 30 процентов составляющих из инвестпроекта строительства корабля должны быть произведены в России. Включая и проектные работы. То есть у нас разработчики и рабоче-конструкторская документация непосредственно нашей петербургской компании. Что касается оборудования, то у нас на сегодняшний день по электрооборудованию отечественного производства это: главный распределительный щит, распределительные щиты, трансформаторы, бесперебойники от "ВНИИР", а по автоматике идет проработка с компаниями "Транзас" и "Волком". Это верхний и нижний уровень автоматизации. По рефрежераторным установкам это у нас мурманская компания "БаренцКул" планируется к привлечению. Уже идут проработки их схем, их оборудования, и комплектование непосредственно судна ярусного лова, то есть идет размещение на судне в чертежах. И соответственно весь металл, изоляция, краски, цветмет будем закупать у российских производителей.

А.К.: На сегодняшний день перед предприятиями ОПК стоят задачи по увеличению выпуска гражданской продукции, потому что сокращается оборонзаказ. Существуют целевые показатели: выйти на 30 процентов к 2025 году, на 50 к 2030 году. А как обстоят дела на Вашем предприятии по достижению объявленных целей?

К.С.: Вопрос понятен. Мы не можем говорить про ценовые характеристики. Нельзя в одну шеренгу ставить стоимость строительства фрегатов и строительства судна ярусного лова, поэтому у нас измерение идет непосредственно в трудозатратах, это технологические затраты. Это трудоемкость изготовления того или иного судна. Если брать трудозатраты, то на 2019 год пропорции планируются такими: 55 процентов трудозатрат составит гособоронзаказ, а 45 процентов, будем к концу 2019 года стремиться выходить на показатель, это гражданская продукция. В частности, строительство рыбопромысловых судов.

А.К.: То есть, получается, что вы уже опережаете срок по достижению целевых показателей?

К.С.: Да, так получилось. Я надеюсь, что дальше благодаря правильному руководству и правильным действиям будем до 2023 и 2024 года трудиться по выпуску хотя бы 50% на 50%.

А.К.: Константин Юрьевич, мы желаем Вам успехов в развитии предприятия в области гражданского судостроения. А в завершении, что бы пожелали Ростеху, представительству в Санкт-Петербурге в юбилейный год?

К.С.: Дата круглая. Очень интересная. Я думаю, Ростех показал себя и достиг за 10 лет многих высот. И завоевал огромнейший авторитет. Даже для судостроителей название Ростех – это уже бренд. Хочется пожелать держать высоко поднятое знамя на таком же уровне. И конечно больше заниматься импортозамещением, то есть чтобы мы знали, что в стране есть продукция, которую мы можем уверенно размещать на гражданских судах, и такая продукция по своим параметрам будет востребована.

А.К.: Спасибо Вам большое!