Новая родина «Каракурта»: о будущем Амурского судостроительного завода


О том, как предприятию удалось преодолеть отставание по Госзаказу, о внедрении бережливого производства и о программе «Компактная верфь» телеканалу «Звезда» рассказал заместитель гендиректора Амурского судостроительного завода Игорь Будылин.

Амурский судостроительный завод был создан в 1933 году и является одним из самых крупных в России. Производственные мощности позволяют строить корабли спусковой массой до 10 тысяч тонн, длиной до 150 метров и шириной до 19 метров. На предприятии работают 4000 сотрудников, всего за историю своей деятельности завод выпустил более 300 кораблей и судов различного назначения. Для Военно-Морского Флота было построено 57 атомных подводных лодок, 41 дизель-электрическая подводная лодка, 57 надводных кораблей.

Как предприятию удалось преодолеть отставание по госзаказу?

Факторов несколько. Во-первых, удалось привлечь достаточное финансирование. Во-вторых, начали работать системы управления, принципы бережливого производства, которые мы внедряем уже на протяжении двух с половиной лет. Ну и в-третьих, безусловно, это профессионализм и самоотверженность коллектива. Мастеров, рабочих. Люди действительно любят свое дело и в нужный момент могут остаться на работе, работать сверхурочно. Поэтому нам и удалось совершить прорыв.

Как проходит на предприятии внедрение методов бережливого производства?

Наша цель - стать самой эффективной судостроительной компанией Российской Федерации к 2025 году. В том числе благодаря внедрению методов бережливого производства. Мы адаптировали их для судостроения, внедрили современную автоматизированную систему управления. Нужно подчеркнуть, что эту программу разработали в Комсомольске-на-Амуре.

Планируете ли вы в будущем вести строительство подводных лодок, для чего ваш завод и был создан?

Мы готовы вернуться хоть сегодня, мы просим - дайте нам подводные лодки. Мы сможем их строить. Завод действительно приспособлен для этого, мы готовы строить субмарины быстро, качественно и дешево.

Когда будет готов к сдаче корвет «Резкий?

Корабль будет готов в 2021 году.

Планируете ли вы вести строительство кораблей проекта 20386? Скорее всего нет, потому что наш стапель не позволит вывести его и придется придумывать специальную технологию.

Планируется ли создавать стеклопластиковые надстройки для кораблей проекта в Комсомольске-на-Амуре?

Мы работаем над созданием композитных материалов, которые будут использоваться при строительстве кораблей. В частности, мы предложили делать надстройку для корветов методом инфузии, что ускоряет процесс их создания. В настоящее время наши образцы проходят испытания в Крыловском научно-исследовательском институте, и скоро мы получим лицензию на эту технологию. В будущем композитные материалы будут широко использоваться нами и при строительстве гражданских судов, в том числе рыболовецких.

Какой из ваших гражданских проектов вы считаете самым приоритетным?

Цель простая: 50% - гражданка, 50% - военные заказы. Это формула, которая работает у наших самолетостроителей и будет работать у нас. Потому что наличие гражданских заказов не позволяет расслабиться и заставляет постоянно работать над снижением себестоимости.

Сейчас на вашем предприятии реализуется программа «Компактная верфь». Что это такое?

Компактная верфь - это когда машиностроительное производство выводится за пределы предприятия. То есть верфь становится сборочным конвейером, а все детали подвозятся со стороны. Это в идеале.

Например, сделать какую-то мелкосерийную деталь мы можем сами, но она будет стоить дороже. За счет этого идет удорожание всего заказа. Поэтому главная задача - вывести за пределы нашего завода машиностроительное производство, дать ему новую жизнь, чтобы они сами могли работать - и на сторону, и делать наши серийные заказы. Это позволит удешевить нашу продукцию.

Как на предприятии решается вопрос привлечения молодежи?

Средний возраст сотрудников на нашем предприятии - 40 лет. Так что вопрос стоит не в привлечении молодежи, а в ее обучении.

Уже год у нас идут программы обучения мастеров и бригадиров, в том числе бережливому производству. Мы рассчитываем, что благодаря этому в течении двух-трех лет на заводе будет создан уникальный коллектив, способный решать любые задачи.