Атомный ледокол "Ленин"


Атомный ледокол "Ленин" — первое в мире судно гражданского назначения с ядерной силовой установкой. Он был спроектирован и построен для обслуживания Северного морского пути (кратчайшего морского пути между Дальним Востоком и европейской частью России) и экспедиционного плавания в Арктике.
Постановление о строительстве атомного ледокола было принято Советом министров СССР 20 ноября 1953 года. Необходимость в таком ледоколе ощущалась очень остро. Запаса топлива действующим в середине XX века дизельным ледоколам хватало максимум на месяц хода, что было недостаточно для северной навигации. Поэтому требовалось судно, которое могло бы сопровождать караваны судов более продолжительное время.

Проектирование атомного ледокола возлагалось на ленинградское ЦКБ-15 (впоследствии ЦКБ "Айсберг", ныне ПАО "ЦКБ "Айсберг", Санкт-Петербург). Главным конструктором ледокола был назначен Василий Неганов.

Разработка проекта атомной паропроизводящей установки (АППУ) поручалась ОКБ Горьковского завода № 92 (ныне Акционерное общество "Опытное Конструкторское Бюро Машиностроения им. И.И. Африкантова", Нижний Новгород). Главным конструктором АППУ был утвержден Игорь Африкантов. Научное руководство проектом ледокола возлагалось на Анатолия Александрова.

К разработке основных элементов ядерной энергетической установки были привлечены: ОКБ-12 (ныне АО "Авиационная электроника и коммуникационные системы" (Москва), системы управления и защиты реактора), Специальное конструкторское бюро котлостроения Балтийского завода (ныне ОАО "СКБК" (Санкт-Петербург), парогенераторы), Всесоюзный институт авиационных материалов (ныне Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (Москва), твэлы активной зоны реактора), СКБ Ленинградского Кировского завода (главные турбины), ленинградский завод "Электросила" (главные турбогенераторы и электродвигатели), Калужский турбинный завод (вспомогательные турбогенераторы), Центральное конструкторское бюро арматуростроения (ныне ЦКБА (Санкт-Петербург), арматура) и др. Форма обводов корпуса отрабатывались в ледовом бассейне Арктического и Антарктического научно-исследовательского института. Всего в создании первого атомного ледокола принимали участие свыше 500 предприятий и организаций страны.
В его конструкции были реализованы сложные задачи по созданию энергетической установки и корпуса с необычайной прочностью, а также решение автоматизации управления ядерной установкой.

Строительство атомного ледокола поручили ленинградскому "Адмиралтейскому заводу" (ныне АО "Адмиралтейские верфи", Санкт-Петербург). Атомоход был заложен на верфи завода 27 июля (по другим источникам 24 августа) 1956 года. 5 декабря 1957 года ледокол был спущен на воду и достраивался у стенки завода. В августе 1959 года состоялся физический пуск реакторов. 12 сентября атомоход вышел на ходовые испытания в Финский залив.

3 декабря 1959 года по их окончании Государственная комиссия приняла ледокол "Ленин". В тот же день на нем был поднят государственный флаг СССР. С этой даты ведется отсчет не только биографии первого атомного ледокола, она отмечается как День рождения отечественного атомного ледокольного флота.
Во время строительства и испытаний на борту атомохода побывало множество делегаций и представителей разных стран мира, в том числе кубинский лидер Фидель Кастро, премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан, тогда вице-президент США Ричард Никсон, министры КНР.

Атомный ледокол "Ленин" представлял собой гладкопалубное судно длиной 134,0 метра, шириной 27,6 метра, высотой борта 16,1 метра и водоизмещением 16,0 тысяч тонн (без балласта) с удлиненной средней надстройкой и двумя мачтами. В его кормовой части размещалась взлетно-посадочная площадка для вертолетов ледовой разведки. В центральной части судна была расположена ядерная паропроизводительная установка водо-водяного типа, вырабатывавшая пар для четырех главных турбогенераторов. Последние питали постоянным током три гребных электродвигателя, приводящих в действие три гребных винта (два бортовых и один средний) особо прочной конструкции. Мощность силовой установки — 32,4 мегаватта (44,0 тысячи лошадиных сил). Максимальная скорость на чистой воде — 18,0 узла (33,3 километра в час). Был способен преодолевать льды толщиной до 2,4 метра.

На ледоколе были установлены две автономные вспомогательные электростанции с пятью вспомогательными турбогенераторами и резервным дизель-генератором. Управление механизмами, устройствами и системами — дистанционное. Оно осуществлялось автоматически, непосредственно из ходовой рубки. Отсюда поддерживался и необходимый режим работы реакторов.

Для того чтобы ледокол не застрял во льду, на нем установили специальные системы балластных цистерн. Когда из цистерны одного борта перекачивали воду в цистерну другого, судно начинало раскачиваться. Тем самым борта ломали и раздвигали лед. Такая же системе цистерн была размещена в носу и корме атомохода.

Экипажу ледокола были созданы хорошие бытовые условия для длительного арктического плавания. Каюты были рассчитаны на одного-двух человек. На судне располагались сауна, музыкальный салон с роялем, библиотека, зал для просмотра кинофильмов, курительный салон. Интерьер атомохода был полностью отделан карельской березой и кавказским орехом. Ледокол был сконструирован таким образом, что толстый слой воды, стальные плиты и бетон надежно защищали экипаж и окружающую среду от радиации.

Ледокол "Ленин" вошел в состав Мурманского морского пароходства и с 1960 года начал осуществлять проводку судов по трассе Северного морского пути. С момента спуска на воду и до 1961 года первым атомоходом командовал Павел Пономарев, а затем, вплоть до вывода из эксплуатации — Борис Соколов.Первая арктическая навигация атомного ледокола началась 19 августа 1960 года и длилась три месяца 10 дней (до 24 октября). За это время он прошел 10 тысяч миль, из которых более семи тысяч — в тяжелых ледовых условиях Карского моря и моря Лаптевых, провел 92 транспортных судна.

После окончания следующей арктической навигации, поздней осенью 1961 года, атомоход впервые произвел доставку и высадку зимовщиков на льдину, обеспечив организацию дрейфующей полярной станции "Северный полюс-10". Предыдущие полярные станции высаживались на лед с помощью самолетов.
В последующие годы атомный ледокол "Ленин" взламывал перед началом навигации Енисейскую ледовую перемычку и припай в проливе Вилькицкого на полмесяца раньше естественного таяния льдов. Это позволяло увеличивать продолжительность навигации на несколько недель. С атомохода неоднократно осуществлялась расстановка дрейфующих автоматических радиометеостанций по границам паковых льдов. С борта ледокола велись важные научные исследования.

За первые шесть лет эксплуатации ледокол прошел во льдах свыше 62 тысяч морских миль и самостоятельно провел 457 судов. За это время на ледоколе в процессе опытной эксплуатации ядерной энергетической установки (ЯЭУ) выявились ее конструктивные недостатки, проблемы комплектации и компоновки оборудованием. Кроме того, были случаи выхода оборудования из строя.

В 1966 году по результатам эксплуатации было принято решение заменить старую трехреакторную атомную паропроизводящую установку на более совершенную двухреакторную. Замена ЯЭУ ледокола "Ленин" прошла в 1967-1970-х годах на предприятии "Звездочка" в Северодвинске. Для этого был разработан специальный способ агрегатного удаления всей атомной установки в сборе без нарушения ее герметичности в месте захоронения через отверстие, прорезанное в днище корабля. Подобная агрегатная выгрузка реакторного отсека ледокола позволила сократить сроки демонтажа установки и расходы на него, исключить возможность радиационного облучения персонала.

Для вписывания и стыковки новой реакторной установки в корпус ледокола из 675 помещений судна 204 были сформированы вновь или полностью переоборудованы. При модернизации было установлено 6,2 тысячи единиц новых механизмов и оборудования, из них свыше 30 головных образцов основного оборудования.

После проведения всех работ 21 июня 1970 года ледокол "Ленин" вышел в арктическую навигацию. В том же году атомоход и его экипаж начали первую продленную навигацию на главной трассе Севморпути Мурманск — Дудинка — Мурманск. Через полгода ледокол осуществил сверхранний высокоширотный переход по Северному морскому пути до порта Певек. В 1976 году он совершил первый Ямальский экспериментальный рейс к мысу Харасавэй. "Ленин" первым из атомных ледоколов достиг годового рубежа непрерывной эксплуатации.

В 1989 году атомоход совершил свой последний рейс в Арктику. Ледокол "Ленин" на пять лет превысил отпущенный ему проектом срок эксплуатации и отработал на ледовых трассах 30 лет. Он участвовал в 26 арктических навигациях, провел 3741 транспортное и ледокольное судно, прошел 654,4 тысячи морских миль (в том числе 563,6 тысячи — во льдах) — расстояние, которое составляет 30 кругосветных путешествий по экватору. В результате ввода в строй атомного ледокола навигация в западном районе Арктики была продлена с трех до 11 месяцев. Кроме того, атомоход стал кузницей практической подготовки кадров для атомного морского флота России, способствовал становлению инфраструктуры базового обслуживания атомных судов.

Работа ледокола подтвердила высокую эффективность использования ядерной энергии на судах ледокольного флота. Успешная эксплуатация первого атомного ледокола положила начало развитию новой отрасли — гражданскому атомному судостроению.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1974 года за большой вклад в обеспечение арктических перевозок народно-хозяйственных грузов и использование атомной энергии в мирных целях атомный ледокол "Ленин" был награжден орденом Ленина.

В 1989 году атомоход был выведен из эксплуатации, и над ним нависла угроза утилизации. Однако ветераны атомного ледокольного флота, общественные деятели Мурманска сумели отстоять его от уничтожения.

Госкорпорация "Росатом", которой с 2008 года принадлежит атомный ледокольный флот страны, профинансировала реставрацию атомохода, его радиационную очистку и постановку к причалу у Морского вокзала Мурманска.

После продолжительных технических мероприятий и реставрации 3 декабря 2009 года, на ледоколе "Ленин" был открыт музей. 6 мая 2015 года на его борту состоялась церемония открытия мультимедийного музейно-образовательного комплекса — "Арктик Экспо Центр" — Атомный ледокол "Ленин", а 3 июля того же года атомоход получил информационный знак "Морское наследие России".

Первый в мире атомный ледокол "Ленин" является памятником истории и культуры.

В январе 2016 года он был включен в единый государственный реестр памятников культурного наследия федерального значения