"Грифон" с другого ракурса


Катамаран проекта 23290 успешно прошел свой первый рейс с пассажирами на борту. Судну посвятили множество материалов еще до ввода в эксплуатацию, посвятили ряд публикаций после презентации и рейса. Безусловно, это знаковое событие в области гражданского судостроения и пассажироперевозок для всей страны. Но вряд ли "Грифон" "полетел" бы, не будь у завода помощников со стороны - контрагентов, которые принимали активное участие в строительстве и ходовых испытаниях уникального катамарана.

Наша редакция побывала на первом рейсе "Грифона" и уже рассказала о событии в материале "Первый "полет" "Грифона". Но во всех публикациях о катамаране проекта 23290 бесчисленное множество раз говорилось об уникальности судна, о его технических характеристиках, о возможностях, а вот об оборудовании, продукции и решениях, что использовались в строительстве, - всего ничего.

Мы решили исправить оплошность и рассказать об основных поставщиках, кто принимал участие в жизни "Грифона", кто дал судну возможность "лететь".

Уникальный проект для уникального города

По словам Сергея Сопронюка, главного конструктора ЦКБ "Нептун", мировой опыт доказывает: конструктивная схема катамарана для пассажирских судов близких размеров уже "победила" (например, суда на подводных крыльях), так как большая поверхность палубы позволяет рационально разместить большее количество пассажиров, получая экономичный режим движения (двигатели и расход топлива). А применение композитов и углеволокна позволяет оптимизировать эти преимущества, параллельно отрабатывая дизайн и технологии изготовления и увеличивая энергоэффективность.

Поэтому во всем мире уже построены сотни, если не тысячи катамаранов с аналогичной архитектурой, и они эксплуатируются, в том числе в самых больших и красивейших городах мира.

Главный конструктор КБ "Нептун" рассказывает, что работа над катамараном была сложной, порой даже поисковой, опытной, достаточно большой и продолжительной. В основном трудности касались именно композитов.

Можно выделить три направления проблем:

Работа с материалами на основе отечественных углеволокон (а не стекловолокон);
Работа с технологией вакуумной инфузии (а не ручным формованием, как ранее);
Работа с трехслойными конструкциями, что позволяет создавать оболочки с минимальным количеством набора, оптимизировать вес и трудоемкость (а не повторяющимися металлическими, как ранее).

Другая группа проблем происходит из отсутствия в России нормативной базы: утвержденных методик проектирования, результатов испытаний конкретных образцов конструкций (элементов, узлов соединений, макетов, натурных макетов), конкретных требований и указаний отечественных классификационных обществ.

При создании проекта 23290 КБ "Нептун" тщательно изучал и обобщал зарубежный опыт по отмеченным направлениям, взяв в основну рекомендации и указания производителей материалов, технологий и конструкций. Специалисты "Нептуна" при проектировании разрабатывали собственные методики по недостающим разделам и изготовливали опытные образцы материалов, соединений, конструкций, а также проводили их лабораторные испытания, изучали результаты, при необходимости проводили повторные корректирующие исследования.

"Задача довольно сложная, но интересная - разработать углеродные ткани для проекта"

Как уже известно, "Грифон" создан полностью из отечественного углепластика, произведенного компанией "Препрег СКМ". Наша редакция решила задать пару вопросов руководителю направления продаж в судостроении компании "Препрег СКМ" Игорю Ласкорунскому:

- Ваша компания является производителем углеродных тканей, из которых сделан катамаран проекта 23290. Расскажите, пожалуйста, подробнее о материале.

- В основе конструкции корпуса катамарана лежит углепластик, согласно техническому заданию. Сам углепластик, - это углеродная ткань плюс отвержденная смола. Задача была достаточно сложная, но интересная: в короткие сроки разработать, произвести и сертифицировать все необходимые углеродные ткани для этого проекта. Кроме того, для обеспечения прочности, углеродные волокна должны были иметь совместимость с конкретным типом смолы. Ситуация усугублялась жесткими требованиями по цене продукции; был объявлен редукцион, т.е. своеобразный "аукцион наоборот", где победителем признается участник, приславший наименьшую цену. Мы состязались с поставщиками импортных тканей.

В общем, не дожидаясь результатов торгов, мы приступили к разработке тканей. Потребовалось шесть различных наименований. На тот момент наша компания имела опыт производства только двух из них: однонаправленной ленты и ткани саржевого плетения. Оборудование для производства остальных, мультиаксиальных тканей находилось в стадии пуско-наладочных работ. Пришлось работать, что называется "с колес". Почти одновременно шла разработка, испытания и оформление документации на мультиаксиальные ткани различного плетения и поверхностной плотности (300-800 г/м.кв.). Без задержек проходила сертификация продукции в Российском морском регистре судоходства. В общем, нам удалось поставить ткани нужного качества и объема (а это около 10 тонн продукции) менее, чем за 3 месяца.

- В чем заключается основные преимущества вашей компании перед конкурентами? Чем ваш материал уникален?

- "Препрег СКМ" основана в 2009 году и является одной из проектных компаний "РОСНАНО". Производство расположено на двух площадках, в Москве и в Дубне. Наличие собственного производства, квалифицированных и опытных сотрудников позволяет нам быстро выполнять серийные заказы, поддерживать выпуск широкой линейки стандартной продукции, поддерживать складскую программу, дает возможность экспериментировать, дорабатывать продукцию под нужды потребителя.

Наша компания осознанно не использует углеродные волокна с сомнительными и нестабильными свойствами. У нас нет дешевых тканей, как в прямом, так и в переносном смысле. Мы не пытаемся конкурировать по цене с продукцией из стран Юго-Восточной Азии. Мы выпускаем продукцию "премиум-качества" и несем за нее полную ответственность.

Немаловажно и то, что производство "Препрег-СКМ" имеет свидетельство о признании изготовителя, выданное Российским морским регистром судоходства; часть продукции имеет международные сертификаты DNV-GL. Наша продукция известна и успешно опробована в ведущих российских проектных организациях, таких как ФГУП "Крыловский государственный научный центр", НИЦ "Курчатовский институт" - ЦНИИ КМ "Прометей".

В дополнение к обычным тканям, мы выпускаем предпропитанные ткани, так называемые препреги. Сегодня их основное применение – авиация. Применение препрегов в судостроении пока ограничено. Для их формования требуется специальное оборудование. Но мы стараемся внедрить авиационные технологии в судостроение. Так из наших препрегов уже разрабатывается прототип композитного гребного винта.

Сегодня в России серьезных конкурентов с такими объемами производства у нас нет. Мы конкурируем с производителями углетканей из Западной Европы, причем "на их территории", достаточно успешно. АО "Препрег-СКМ" экспортирует продукцию в Италию, Германию, Австрию, Румынию, Чехию, Турцию и др. страны.

- Что для вас сотрудничество со Средне-Невским судостроительным заводом в рамках строительства катамарана проекта 23290?

- С коллективом СНСЗ работаем плотно, начиная с 2011 года, с момента подписания соглашения о сотрудничестве. Завод является передовым в области композитного судостроения в нашей стране. Недаром именно ему Минпромторг России доверил разработку технологии строительства пассажирских судов из углепластика. Пассажирский катамаран начал разрабатываться в 2013 году. В процессе работы были разные моменты, но мы старались реагировать на запросы и пожелания заказчика. Общение с технологами напрямую позволило делать это более оперативно.

В процессе работы было создано целое "семейство" тканей, которые нашли свое применение в отечественном и зарубежном судостроении, смежных областях промышленности.

Параллельно было освоено производство тканей из стеклянного волокна.

То, что строительство судна затянулось, это не вина завода. Работа предполагала только создание и отработку технологии строительства корпуса из углепластика. Но специалисты завода решили пойти дальше и достроить катамаран самостоятельно.


Чем оборудован "Грифон"

Описывая катамаран и оборудование, которым он насыщен, в первую очередь следует рассказать о двигателе. Точнее двигателях: на "Грифоне" их два - мощные и компактные двигатели компании MTU - MTU 10V2000M72 мощностью по 900 кВт каждый (90kW/cyl) с редукторами ZF3050A. Именно они обеспечивают скорость около 29 узлов.

Нижегородская компания "МРС Электроникс" поставила на катараман проекта 23290 оборудование судовой системы обнаружения пожара в составе: станции обнаружения пожара адресного типа ПС-24-5АЩ, комплект а адресных датчиков и извещателей, источника бесперебойного питания ИБП-220/24-7,2 в качестве основного и аварийного источника питания системы.

Стоит отметить, что сотрудник "МРС Электоникс" буквально перед первым рейсом с пассажирами на борту провел пуско-наладочные работы оборудования на "Грифоне".

Катамаран проекта 23290 оборудован полным комплектом арматуры Econosto, которую поставляла ГК "Морская Техника". И, как отмечает представитель "МТ", со Средне-Невским судостроительным заводом компания имеют давние и тесные партнерские отношения.



Также среди основных поставщиков оборудования для "Грифона" числится компания "Судовые машины и механизмы", которая поставила винто-рулевой комплекс: гребные винты, валовую линию, дейдвудное устройство, рулевое устройство и рулевую машину.


По словам Игоря Саламатова, генерального директора компании "Судовые машины и механизмы", сотрудничество с СНСЗ является для фирмы перспективным, поскольку это первое судно в России, корпус которого выполнен из углепластика. И компания также впервые в своей практике применила в поставке комплектующие из композитных материалов.

Известно, что Средне-Невский судостроительный завод передал техническое задание петербургской компании "Микрон Марин" для разработки, производства и поставки кнехтов, киповых планок и "уток" из нержавеющей стали. Весь процесс разработки и получения сертификатов РМРС на поставляемую номенклатуру занял около 2-3 месяцев.

Что со связью?

В рамках реализации проекта постройки Средне-Невским судостроительным заводом инновационного катамарана "Грифон" проекта 23290 компания "Маринэк" выполнила поставку, монтаж и пусконаладку судового радиоэлектронного оборудования.

Особого внимания заслуживает комплексная система управления техническими средствами судна (КСУ-ТС) созданная на базе компонентов судовой автоматики Boening, представителем которой на территории РФ является компания "Маринэк". Основным элементом взаимодействия с системой стали судовой защищенный компьютер Boening AHD 1219 G с сенсорным емкостным экраном нового поколения, 6.5-дюймовый цветной дисплей AHD650/AHD651, а также модули сбора и обработки аналоговых и дискретных данных от судовых систем, гидростатические датчики, сигнализаторы уровня, релейные модули, коммутатор сигнально-отличительных огней. Состав системы был специально разработан специалистами компании "Маринэк" под требования данного проекта.

Наряду с реализацией проекта по КСУ-ТС компания "Маринэк" также осуществила поставку,  монтажные и пусконаладочные работы радиооборудования ГМССБ района А1, оборудования связи с воздушными судами и прохождения ВВП, навигационных средств, системы внутрисудовой связи, видеонаблюдения, а также средств световой и звуковой сигнализации.  

Судовое оборудование, поставляемое и устанавливаемое на катамаране проекта 23290 компанией "Маринэк", представлено такими известными мировыми и отечественными брендами, как Sailor (Cobham), Furuno, Icom, Vertex, Samyung, Koden, Ratheon, Zenitel, Sperry Marine, Zollner, Unicont.

"Проект 23290 - не первый подобный проект для нашей компании, - комментирует генеральный директор "Маринэк" Эдуард Прибытков. - За шесть лет плодотворной работы компания пополнила свой референс-лист  сотрудничеством по проектной работе с такими крупными и известными на рынке судостроения организациями как  СЗ "Зенит",  "Северная верфь", "Астрон Марин", СЗ "Триумф", "Сокольская судоверфь", "СК "ТКТ" и др."  

"Грифон" - мифическое существо с головой и крыльями орла и телом льва, соединяющее в себе образы короля всех зверей и короля всех птиц. Грифон проходит через пласты многих разных культур еще с древних времен, отождествляясь с бдительностью и сиой. Санкт-Петербург, как и мифологический грифон, имеет богатую историю. И Северная столица наполнена памятниками и скульптурами культур разных стран: от сфинксов до драконов и львов-стражей из восточной мифологии.

Поэтому "Грифон" вполне соответствует городской тематике и современному облику Санкт-Петербурга. А сила и бдительность "Грифона" пусть помогают в работе на Неве.