Виталий Трутнев: «Чукотка ждет первую в мире плавучую атомную электростанцию»


Строительство плавучей атомной электростанции (ПАТЭС) в самом северном порту России – Певеке в Чукотском автономном округе, включено в специальный «дальневосточный раздел» государственной программы «Развитие атомного энергопромышленного комплекса». О том, как реализуется проект рассказал глава дирекции по сооружению и эксплуатации плавучих атомных теплоэлектростанций филиала АО «Концерн Росэнергоатом» Виталий Трутнев. 

- Чукотка ждет свою ПАТЭС. Как возникла идея этого проекта?


 - Плавучая атомная электростанция задумывалась для того, чтобы в труднодоступных районах России, а это значительная часть Чукотки, энергоснабжение обеспечивалось независимо от транспортной инфраструктуры, логистических путей и ценообразования на доставку топлива. В традиционной энергетике до 40 процентов затрат на выработку электроэнергии связано со стоимостью топлива и затратами на его доставку. С учетом транспортной доступности и логистики стоимость топлива повышается иногда в несколько раз. Ядерное топливо имеет небольшие размеры, вес, фиксированную стоимость – один раз при изготовлении. Такое топливо от трех до пяти лет служит исправно и не требует дополнительных поставок. Тем самым снижаются затраты на выработку электроэнергиии, а это основа для развития любого производства. 

 Для выработки электроэнергии в Певеке используют уголь. Его завозят из Якутии с Зырянского угольного месторождения. Это напрямую влияет на тариф электроэнергии и надежность самого электроснабжения. Поставки угля зависят от климатических условий, иногда трудно прогнозируемых в рамках северного завоза. Например, может быть раннее появление льдов, и тогда требуется дополнительная ледокольная проводка. А это дополнительные затраты. 

 ПАТЭС заменит Билибинскую атомную станцию и Чаунскую ТЭЦ, которые уже технологически устарели. Первая работает на вечной мерзлоте с 1977 года, вторая — с 1944г. Сейчас принято решение о поэтапном выводе Билибинской атомной станции из эксплуатации. Это вывод синхронизирован с вводом в промышленную эксплуатацию ПАТЭС, которая заменит генерирующую мощность Билибинской атомной станции во всем этом энергоузле. 

- Планируется, что ПАТЭС с мощностью выдачи 70 МВТ будет введена в эксплуатацию в 2019 году. Что уже выполнено по проекту?


 - На сегодняшний момент работы ведутся в двух городах. На Балтийском судостроительном заводе в Санкт-Петербурге сооружается плавучий энергоблок. Выбор завода был сделан неслучайно. У предприятия есть все необходимые компетенции, опыт реализации сложных проектов. Завод специализируется на создании ледоколов с такими же реакторными установками. Специалисты завода обладают нужной квалификацией для сооружения этого уникального энергоблока.

 Работы по созданию плавучего энергоблока находятся на финишном этапе. Строительные и монтажные работы близки к ста процентам. Ведется пуско-наладка. Энергоблок готовится к проведению комплексных испытаний. Они будут проведены в конце 2018 года по разработанному графику.

 В самом Певеке началась стройка комплекса зданий, гидротехнических сооружений и береговой площадки. Все это обеспечит безопасную стоянку энергоблока, приемку с него энергомоста в месте, где будут проходить электрические связи и выдача тепловой энергии на берег. Дальше электричество будет поступать в энергосистему, а тепло – в тепловую сеть Певека. Работы идут в соответствии с планом и будут завершены во второй половине 2019 года. 

- Проект, как отмечают эксперты, уникальный, такого еще не было в мировой практике. Чем этот проект отличается от обычных атомных электростанций? Почему выбор был сделан не в пользу обычной атомной электростанции, а было решено создать ПАТЭС?


 - Все атомные станции, которые созданы в России, средней и большой мощности, начиная от ВВЭР-440 и заканчивая ВВЭР в 1200 МВт. Линейки малой мощности у нас пока не было. Это первая станция, у которой реакторные установки мощностью 35 МВт.
Большая атомная электростанция сооружается на земле. Для ее функционирования нужна соответствующая инфраструктура. Для ее создания нужна большая территория. Энергоблок ПАТЭС сооружен на судне стояночного типа, ограничен его размерами. Оборудование установлено в более стесненных условиях чем на обычных атомных электростанциях. Но зато у такой станции есть возможность транспортировки и реализации своего назначения в различных местах, где требуется электрическая и тепловая энергия.

 Обычно станция работает в энергосистемах в местах ее сооружения. В случае ПАТЭС место сооружения – судостроительный завод в Санкт-Петербурге, а реализация самого проекта по выдаче электро- и тепловой энергии – Певек. Существует возможность передвинуть станцию в другое место. Такой энергоблок может быть транспортирован в любую другую географическую точку и, если это нужно, там обеспечивать потребности в электроэнергии для промышленности и населения.

- В чем выгода проекта для Чукотки? Учитывалась ли специфика работы станции в вечной мерзлоте?


 - Климатические условия всегда учитываются в проекте. Генеральный проектировщик ПАТЭС – санкт-петербургская фирма «Атомэнерго» – прежде чем проектировать береговую площадку и гидротехнические сооружения провел изыскания в месте расположения станции и учел все климатические и географические особенности будущей ПАТЭС, начиная от нахождения в условиях вечной мерзлоты, наличия низких отрицательных температур, влияния океана и заканчивая сейсмикой.
Для Чукотки установка ПАТЭС выгодна. Исключается из рисков обеспечения бесперебойной работы ежегодный завоз топлива для станции. Топливо будет заводится один раз в три-четыре года, делаться перегрузка. А раз в 10-12 лет ПАТЭС будет транспортироваться к месту капитального ремонта. Поэтому проблем со снабжением региона электричеством не будет. Не будет проблем с накапливанием и утилизацией отходов как у тепловых эл.станций и загрязнением природы крайнего севера.
ПАТЭС обеспечит полностью потребности энергетической системы Чукотки. Она изолированная и не связана с другими дальневосточными районами. Под развитие этой энергосистемы, разработку месторождений и появление новых производств на Чукотке планируется резерв мощности. Без него невозможно приглашать инвесторов для реализации крупных проектов, они просто не придут туда, где нет запаса по выработке электроэнергии, необходимой для запуска производств. Ввод станции позволит развивать те месторождения, которые существуют в труднодоступных районах, обеспечивать электроэнергией поселки и городки при этих месторождениях и другую инфраструктуру, которая сооружается вокруг них.

- Как будет обеспечена противоаварийная защита на станции?


 - Безопасность ПАТЭС заложена в самом проекте. В этом проекте реализованы все необходимые системы для обеспечения активной и пассивной безопасности с учетом накопленного опыта в традиционной энергетике и в энергетике малых реакторов. Предусмотрены меры противоаварийного планирования. Существуют специально разработанные процедуры обеспечения ядерной и радиационной безопасности в месте расположения станции. Подготовлены компенсирующие так называемые постфукусимские мероприятия по увеличению необходимого оборудования в случае запроектных аварий. Проект реализуется в соответствии с требованиями МАГАТЭ по использованию атомной энергии.

 Ядерная и радиационная безопасность при транспортировке обеспечивается переводом в подкритическое состояние реакторных установок. Они транспортируются в холодном заглушенном состоянии. Плавучий энергоблок заглушен. Работают только вспомогательные механизмы для обеспечения энергоснабжения, контроля систем и установок энергоблока.
В самом проекте заложены мероприятия по сохранению уникальной природы Чукотки в месте расположения. В соответствии с действующими федеральными нормами и правилами при разработке проекта разрабатывается специальная программа экологического мониторинга на месте установки ПАТЭС. Такая же программа ведется во время всех этапов эксплуатации. Запланирован контроль за состоянием подземных вод, окружающего мира как фауны, так и флоры, оценивается состояние микроорганизвов в акватории, где находится плавучая станция. Заложены затраты на компенсацию технологического воздействия на окружающую среду, который энергоблок оказывает в месте расположения. Будет введена система автоматизированного контроля радиационной обстановки по периметру вокруг площадки расположения энергоблока. Контроль за содержанием воздуха и других факторов окружающей среды будет осуществляться с помощью метеостанций.

- Как вы считаете, можно ли рассматривать проект с точки зрения экспортных перспектив развития российских атомных технологий? Подтолкнет ли первая ПАТЭС в мире интерес многих зарубежных партнеров к мобильным энергетическим установкам, которые можно использовать для освоения новых месторождений и развития производств в труднодоступных регионах мира?


 - Одна из стратегических целей «Росатома» является разработка и вывод на рынок новых продуктов, приносящих корпорации коммерческую прибыль. Мы видим возможность использования плавучих энергоблоков в труднодоступных районах не только России, но и в странах Африки и Азии. Они актуальны в регионах, где есть протяженная береговая линия и дефицит электроэнергии. Станция может быть доставлена в любую точку и подключена к действующей энергосистеме. После реализации проекта в Певеке и получения референтности мы сможем предлагать этот продукт на внешнем рынке. Уже сегодня мы видим заинтересованность потенциальных заказчиков в этом проекте. Но им важно ознакомиться с работой действующего энергоблока.

- Стоимость создания энергоблока составляет 21,5 млрд рублей, а береговая инфраструктура будет создана за счет средств государственной программы в объеме 5 млрд рублей. Уложится ли проект в планируемое финансирование?


 - Стоимость ПАТЭС просчитана. Она определена соответствующими договорными обязательствами как с Балтийским судостроительным заводом, так и с теми подрядными организациями, которые выиграли конкурсы на сооружение береговой площадки и гидротехнических сооружений. Стоимость является предельной. Мы не имеем права ее превышать.