Завод «Красное сормово»


Нижегородская верфь, основанная в 1849 году, вписала особую страницу в историю отечественного военного кораблестроения и коммерческого судостроения. Около двух тысяч судов гражданского флота спущено со стапелей завода за всю его историю. На «Красном Сормове» построено и модернизировано более 300 подводных лодок и спасательных аппаратов. Сегодня Сормовская верфь строит суда коммерческого флота, отвечающие всем требованиям международных конвенций по надежности и безопасности. О том, как сегодня развивается предприятие, с гордостью рассказывает его руководитель Николай Жарков.

 

Николай Сергеевич, как и чем сегодня живет ваше предприятие?

В настоящее время у нас на заводе сложилась благоприятная обстановка относительно загрузки производства. В портфеле заказов — восемь танкеров проекта RST27, пять сухогрузов проекта RSD59 и одно круизное судно проекта PV300. Мы выполняем солидный объем работ по гособоронзаказу — изготавливаем различные комплектующие для судов военного назначения, что позволяет увеличивать объемы собственного производства. Отмечу, что предприятие входит в состав «Объединенной судостроительной корпорации» — крупнейшей в стране.

Сколько людей сегодня работает на предприятии и ощущаете ли вы кадровый голод?

На данный момент у нас на предприятии работают 3,5 тысячи человек, и дефицита в кадрах мы не ощуща- ем. Отмечу, что высококвалифицированные специалисты составляют основу, на которой держится и раз- вивается наш завод. Благодаря этому мы уже много лет прочно стоим на ведущих позициях среди отечествен- ных верфей.

Какова сегодня линейка выпускаемой продукции?

В настоящее время завод «Красное Сормово» представляет собой современный судостроительный комплекс. Мы выпускаем как речные, так и морские суда дедвейтом до 15 тысяч тонн. Это, в частности, танкеры
и сухогрузные суда смешанного плавания «река–море», баржи, буксиры и дноуглубительные самоотвозные суда с емкостью грузового трюма тысяча кубических метров и глубиной разработки грунта 20 метров, а также современные пассажирские суда. «Красное Сормово» также является монополистом в выпуске некоторых видов спецтехники. Это уникальное для России производство подъемно-мачтовых устройств, мы также единственные изготавливаем торпедно-ракетные комплексы для всех дизельных и атомных подводных лодок ВМФ нашей страны (часть продукции идет на экспорт).

Какие последние достижения предприятия можно отметить особо? Чем гордитесь лично вы и могут гордиться нижегородцы?

В прошлом году мы завершили строительство первой в стране серии высокотехнологичных дноуглубительных судов проекта TSHD1000. Данные суда предназначены для работы в морских портах и судоходных каналах.
В России судов такой конфигурации ранее не создава-лось. Построенное нами дноуглубительное судно «Соммерс» данного проекта получило национальную премию в номинации «Лучшее инновационное решение в сфере транспортной техники». Большим спросом сегодня пользуются танкеры проекта RST27 — самоходные суда класса «Волго-Дон макс». С августа 2011 года, когда завод приступил к строительству этих судов, на воду спущено уже 23 таких танкера.

Как оцениваете сегодня состояние судостроительной отрасли?

Очевидно, что в настоящее время отечественное судо- строение находится на подъеме как в гражданской, так и военной областях. Радует, что на первый план сейчас выходит вопрос обновления флота, замена старых судов на новые, в частности пассажирских судов. Отмечу, что на нашем заводе в марте текущего года состоялась закладка киля круизного судна для российской компании «ВодоходЪ». Теперь Сормовская судоверфь, как и много лет назад, в числе первых, кому доверено строить пассажирские теплоходы для туристических речных маршрутов.

Есть ли интерес иностранных инвесторов или заказчиков к продукции «Красного Сормово»?

За последние 15 лет на заводе «Красное Сормово» построено около 100 судов коммерческого флота раз- личных проектов. Мы сотрудничаем со многими судоходными компаниями России и мира. Английское Королевское общество корабельных инженеров (RINA) четыре раза включало сормовские танкеры в список «Значительные суда года». Построенные на «Красном Сормове» суда ходят сегодня под флагами таких стран, как Азербайджан, Норвегия, Казахстан, Италия, Туркменистан, Турция и других. И Россия здесь далеко не на последнем месте, учитывая то, что на сегодня основные наши заказчики — это российские судоходные компании. Например, заводом освоено строительство самых крупных в настоящее время нефтеналивных танкеров для каспийского региона дедвейтом более 13 тысяч тонн, танкеров-химовозов для транспортировки широкой гаммы химической продукции.


Есть ли в планах запуск новых проектов?

В конце 2016 года подписан трехсторонний контракт на постройку и поставку круизного лайнера проекта PV300 между заводом «Красное Сормово», компанией «Гознак-лизинг» и компанией «ВодоходЪ». Круизный лайнер проекта PV300 представляет собой четырехпалубное судно нового поколения: его длина — 141 метр, ширина — 16,8 метра, общее число человек на судне — 342 пассажира и 144 человека экипажа; дальность плавания в автономном режиме — около шести тысяч километров. В настоящее время на заводе идет подготовка к строительству лайнера. Согласно контракту судно должно быть передано заказчику и грузополучателю до 1 февраля 2020 года. Также в конце 2016 года завод «Красное Сормово» подписал новые контракты на строительство танкеров-химовозов и сухогрузов. Сухогрузные теплоходы проекта RSD59 не имеют аналогов среди судов своего класса и ранее не строились на верфях РФ.

Наша основная «ниша» — это строительство судов смешанного плавания «река – море». Сейчас идет обновление отечественного флота, которое неизбежно приведет, как мы надеемся, к дальнейшему росту спроса на наши суда. И мы готовы предложить потенциальным заказчикам всю «линейку флота».

Беседовал: Евгений Деревянко Фото: предоставлены пресс-службой ПАО «Завод “Красное Сормово”»