Хабаровский судостроительный переходит на импортозамещение


Хабаровский судостроительный завод в к июлю-августу 2018 года планирует закончить и сдать заказчику два скоростных пассажирских лайнера проекта А45-2, однотипных выпущенному в прошлом году судну «70 лет Победы». Как рассказал ИА «Хабаровский край сегодня» главный инженер предприятия Алексей Шабанов, работа над ними затянулась из-за изменений в российском законодательстве, которые потянули за собой корректировку проекта.

- Когда мы заключали договор на постройку первого судна, то просили — закажите сразу три, - рассказывает Алексей Шабанов. - Пока на одном головном шишек набьёшь, другие уже будут проще в работе. Второй и третий лайнер нам заказали позже, в 2014 году, и мы за 9 месяцев построили два корпуса, они сейчас в цеху стоят. А потом вступил в силу новый технический регламент внутреннего транспорта и, так как кили второго и третьего были заложены немногим ранее, возникла необходимость скорректировать проект.

Разработчик проанализировал ситуацию и выяснилось, что объём переделок под новые требования очень большой, ценой примерно в 20 млн рублей, кроме того на цену импортных комплектующих повлиял рост курса валют, что увеличило стоимость лайнеров еще на 70 млн рублей. С другой стороны, если доля зарубежных запчастей в «70 лет Победы» доходила до 40-45%, на втором и третьем лайнере она снизилась до 30%, и это очень приличный показатель.

- Эффект импортозамещения на этих судах произошёл очень серьёзный, - продолжает Алексей Шабанов. - Первый мы красили продукцией хорватской фирмы, краски хорошие, но дорогие. На втором-третьем заменили на отечественные, край - как заказчик - поддержал. Теперь будут российские дизель-генераторы, система управления и навигация за небольшими исключениями - тоже, полностью наш интерьер — а был европейский и корейский. Рынок страны начал оживать, к нам пачками поступают коммерческие предложения от производителей: насосное оборудование, арматура, материалы, электродвигатели, электрические части и это всё за последние два-три года, наши заводы работают. Вот заменили поставщика стёкол, иллюминаторов и дверей с питерского и польского производителя на Иркутск, транспортное плечо короче и завод предложил то же качество, но дешевле. Постепенно всё развивается, появляются предложения оборудования из тех областей, где никогда не производились комплектующие для реки и моря. В Советском Союзе были центры судового оборудования — Санкт-Петербург, Калининград, Москва, Клайпеда, заводы на Чёрном море, а сейчас к нам присылают предложения из Сибири: люди понимают, что это незанятая ниша, что она очень хорошая и её надо занимать.

Некоторые вещи, всё же, остались импортными. Нет смысла отказываться от простой и неубиваемой японской навигации «Furuno», российские производители предложили свои разработки, но они дороже. Судовые вентиляторы — отечественные хорошие, крепкие, но тяжёлые — а нужны прочные, изящные и лёгкие, потому что судно скоростное и к его весу очень большие требования. Похожее и с насосным оборудованием, импорт пока легче, хотя и стоит больше.

- Я не скажу, что мы ставим перед собой задачу всё заместить, но это получается само собой, - рассказывает главный инженер Хабаровского судостроительного завода. - Возникли проблемы с импортом немецких двигателей, на «70 лет Победы» стоят дизеля MTU, которые после вхождения Крыма в состав России фирма отказалась поставлять в нашу страну. У меня есть сведения от тех людей, которые занимались продажей этих двигателей, что это предприятие сейчас принадлежит англичанам и их заводы стоят, потому что они сами потеряли большой рынок сбыта в России. Были MTU — будут опять же немецкие, фирмы MAN, которые не занимаются политикой, а делают бизнес. Единственный отечественный двигатель, который может подойти, это дизель питерского завода «Звезда», но он немного не добирает по мощности и при этом тяжеловат, а для таких скоростных судов как А45-2 этот баланс показателей очень важен. Мы бы прилично потеряли в скорости, вместо 70 километров в час ходили бы 55, смысл в этом теряется и проектант не пошёл на такой вариант. Мы всеми фибрами души за русский двигатель, но пока на рынке ситуация именно такая — ещё не все производители готовы.

Заказчик лайнеров, правительство Хабаровского края, с пониманием отнеслось к ситуации и там согласились, что вины завода в удорожании стоимости теплоходов практически нет. Но есть сложности с правильным прохождением всех процедур по изменению в краевом бюджете. Пока это всё оформляется, руководство Хабаровского судостроительного договаривается с Объединённой судостроительной корпорации о займе на достройку, если всё пройдёт без задержек, то два новых скоростных красавца будут сданы в июле-августе 2018 года.

- Будет еще сложный и трудоёмкий этап испытаний, «70 лет Победы» мы сдавали два месяца, шла наладка оборудования и прочее — но на втором-третьем вопросов будет намного меньше, - уверен Алексей Шабанов. - Было непросто с головным судном, но сейчас все чертежи, лекала и шаблоны готовы, все знают как и куда устанавливать и монтировать системы. Таким лайнерам - быть. Не хотелось бы обижать речников, но я думаю, они изменят своё отношение к этому кораблю с такой точки зрения: по сути мы построили самолёт и нельзя на него тащить всё, что угодно. Его нельзя загружать до упора и при этом хотеть, чтобы он шёл 70 км в час. Не требуйте от него чрезмерного, аккуратнее с нагрузкой: если написано, что он возьмёт 100 пассажиров с грузом по 15 кг каждый, он пойдёт. Больше — потеряет все свои скоростные характеристики и преимущества.

Напомним, в прошлом году Хабаровский судостроительный завод впервые за много лет спустил на воду пассажирский теплоход, получивший имя «70 лет Победы». Лайнер стал единственным проектом, представленным на Восточном экономическом форуме во Владивостоке в натуральном виде и его посетил президент РФ Владимир Путин. В настоящее время теплоход задействован на международных рейсах на маршруте Хабаровск-Фуюань (КНР).

На заводе продолжается работа и над головным грузопассажирским судном-амфибией на воздушной подушке СВП-50, вопросы с финансированием производства решены и в мае 2018 года корабелы планируют спустить его на воду. В отличии от известных пассажирских «Пум», которые могут пройти 10-15 км, новинка может принять на борт 50 пассажиров с личным багажом или 25 пассажиров и 2 тонны груза и доставить по бездорожью в точку, находящуюся в 600 км от старта. Как говорит Алексей Шабанов, использование СВП-50 во много раз снизит стоимость доставки людей и грузов в труднодоступные районы, один рейс вертолёта по цене равнозначен одному месяцу использования этой амфибии.