Б. КАБАКОВ: СУДОСТРОЕНИЕ РОССИИ – РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ


Материал из специального выпуска журнала "Морская политика России - Судостроение России".

18 мая 2021 года на заседании Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации, которое проходило в режиме видеоконференции, первым в повестке дня обсуждался вопрос реализации Стратегию развития судостроительной промышленности на период до 2035. Директор департамента судостроительной промышленности и морской техники Министерства промышленности и торговли РФ Борис Анатольевич Кабаков в своем выступлении раскрыл не только актуальную рабочую ситуацию в отрасли, но и обозначил дальнейшие пути реализации стратегии. В интервью редакции нашего журнала эти темы обсуждались более подробно.

Уважаемый Борис Анатольевич , в чем цель и принципы реализации стратегии развития судостроительной промышленности?

В данный момент мы рассматриваем Стратегию развития судостроительной промышленности на период до 2035 года, однако ей предшествовала Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу, утвержденная приказом Минпромэнерго России 6 сентября 2007 г. № 354. Это была одна из первых стратегий в оборонно-промышленном комплексе.

Ее основной целью являлось создание нового конкурентоспособного облика судостроительной промышленности на основе развития научно-технического потенциала, оптимизации производственных мощностей, модернизации и технического перевооружения, совершенствования нормативно-правовой базы для полного удовлетворения потребностей государства и бизнеса в современном судостроении. 

Ключевой индикатор Стратегии - объем производства отечественной судостроительной промышленности по сравнению с их текущим уровнем. В 2020 году по отношению к 2005 году объемы промышленного производства увеличились в 4,3 раза и ключевой индикатор был перевыполнен.

Выполнение Стратегии обеспечивалось реализацией 33 мероприятий, касающихся развития научного и промышленного потенциала судостроительной промышленности, сохранения и развития кадрового потенциала, решения социальных проблем, государственного регулирования процессов реформирования и развития судостроительной промышленности, а также технического регулирования и стандартизации. Ввиду того, что большинство этих мероприятий в настоящее время выполнено, и поменялась экономическая ситуация в стране, было дано поручение Правительства Российской Федерации по разработке новой Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2035 года.

В чем заключается позиция Правительства РФ, как реализатора данной стратегии?

Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2035 года утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.10.2019 № 2553-р. Она направлена на создание нового конкурентоспособного облика судостроительной промышленности Российской Федерации на основе развития научно-технического и кадрового потенциала, оптимизации производственных мощностей, их модернизации и технического перевооружения, а также совершенствования нормативно-правовой базы для удовлетворения потребностей государства и иных заказчиков судостроительной отрасли.

План мероприятий по реализации Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2035 года утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.11.2020 № 2868-р.

Представленные в плане мероприятия сгруппированы по следующим направлениям:

1. Система планирования и управления судостроительной отрасли.
2. Организация производства в судостроительной отрасли.
3. Судовое комплектующее оборудование и импортозамещение в судостроительной отрасли.
4. Мероприятия, направленные на решение задач в области судоремонта.

В дальнейшем в план будут включены остальные мероприятия, предусмотренные Стратегией, в том числе: развитие кадрового потенциала, научно-техническое развитие, развитие экспортного потенциала, совершенствование нормативно-правовой базы планирования и обоснования заданий государственного оборонного заказа, создание производственных мощностей на базе государственно-частного партнерства по отдельным направлениям судового машиностроения, финансирование фундаментальных и поисковых исследований в обеспечении опережающего научного задела.

Борис Анатольевич, можете привести примеры, как сегодня реализуется план?

Утверждено постановление Правительства Российской Федерации от 23.01.2021 № 34 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на установление порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок продукции судостроительной промышленности».

В соответствии с указанным постановлением Минпромторг России по согласованию с Минфином России и Федеральной антимонопольной службой уполномочен устанавливать порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок продукции судостроительной промышленности (за исключением продукции, закупка которой осуществляется в рамках государственного оборонного заказа).

В настоящее время разрабатывается соответствующий порядок, а пока работа ведется в соответствии со статьёй 22 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ и методическими рекомендациями Минэкономразвития России.

По состоянию на сегодняшний день в судостроительной отрасли уже на различных этапах реализации находятся следующие крупные инвестиционные проекты по созданию новых и техническому перевооружению действующих мощностей:

- строительство комплекса крупнотоннажного судостроения ООО «ССК «Звезда» (I и II очереди); - модернизация ПАО «СЗ «Северная верфь» (строительство нового эллинга с тяжелым стапелем);
- создание современного судостроительно-судоремонтного завода в пгт. Жатай;
- создание на базе АО «Онежский ССРЗ» современной «цифровой верфи».

Необходимо отметить, что важнейшим событием конца 2020 года стал выход на завершающую стадию работ по возведению самого большого в России сухого дока (485×114×14 м) на ООО «ССК «Звезда» (смонтированы 4 башенных крана г/п 60 т, козловой кран г/п 1200 т, установлен батопорт, проведены пуско-наладочные работы и испытания насосного оборудования и пр.).

Проект создания «Цифровой верфи» - это действительно инновационный отечественный этап нашего судостроения или пока в большей степени эксперимент?

В рамках исполнения указания Президента Российской Федерации от 16.11.2017 № Пр-2326 Минпромторгом России совместно с Минтрансом России и Минкомсвязи России проведен ряд мероприятий, направленных на обеспечение реализации инвестиционного проекта по глубокой модернизации АО «Онежский судостроительно-судоремонтный завод», с предельной стоимостью проекта 5,0 млрд рублей. Проект модернизации ОССЗ рассматривается, как пилотный проект создания «Цифровой верфи».

Минпромторг России поддерживает реализацию данного инвестиционного проекта, т.к. он имеет прорывной характер по внедрению цифрового сопровождения строительства и ремонта судов, роботизации и автоматизации процессов изготовления и покраски корпусов судов, блочно-модульного способа их строительства.

На совещании, состоявшемся 17.03.2021 у заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Ю.И. Борисова, Минтрансом России предложено обеспечить бюджетное финансирования проекта за счет средств, предусмотренных в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы», без увеличения лимитов бюджетных ассигнований. Дополнительно предложено перенести срок завершения проекта на 2024 год и наделить Минтранс России полномочиями по осуществлению прав акционера АО «ОССЗ».

Использование отечественного программного обеспечения в судостроении - каковы реалии и перспективы?

В 2018 году организации судостроительной промышленности затратили на закупку лицензий программного обеспечения (далее – ПО) жизненного цикла различных классов, а также его техническую поддержку более 1,1 млрд. рублей. При этом 39% (0,44 млрд. рублей) из них направлено на отечественное ПО. Аналогичные затраты в 2019 году составили 0,43 млрд. рублей, из них 49% (0,21 млрд. рублей) направлены на отечественное ПО. В 2020 году затраты организаций судостроительной промышленности на данное направление составили 0,6 млрд. рублей, из которых 54% (0,32 млрд. руб.) направлены на отечественное ПО.

По результатам представленных данных можно наблюдать положительную динамику затрат на закупку и техническую поддержку отечественного программного обеспечения. Доля применения отечественного ПО неоднородно распределена по классам ПО. Так, системы автоматизированного проектирования (CAD) и системы инженерных расчетов (CAE) являются наиболее проблемными классами.

Доли применения отечественного ПО таких классов организациями судостроительной промышленности в 2020 году составили 48 % и 20 % соответственно. Менее проблемной зоной являются системы управления данными об изделии (PDM) – 81 %. Исключительно отечественные решения применяются в ПО управления предприятием (ERP) и производством (MRP-II).

В настоящее время в целях обеспечения перехода на использование отечественного программного обеспечения в Российской Федерации действуют 4 меры государственной поддержки, направленные на:

- Внедрение отечественного ПО (ПП РФ от 30.09.2019 № 1275);
- Развитие суперкомпьютерных технологий и моделирования (ПП РФ от 20.06.2018 № 707); - Создание системы полного жизненного цикла (ПП РФ от 31.08.2019 № 1137);
- Создание расчетно-математического комплекса (ПП РФ от 29.11.2017 № 1445).

Предполагается, что с учетом межведомственной координации, комплексных направлений национальной программы «Цифровая экономика», реализуемых мер господдержки Правительства Российской Федерации, Минэкономразвития России, Минпромторга России, Минцифры России, Фонда развития промышленности и иных институтов развития к 2024 году будет обеспечено применение организациями судостроительной промышленности отечественных систем автоматизированного проектирования на уровне не менее 75%, систем инженерных расчетов – не менее 50 %, а систем управления данными об изделии – исключительно отечественной разработки. При этом должен быть сохранен достигнутый высокий уровень применения отечественного программного обеспечения для управления производством (MRP-II) и предприятием (ERP).

Диверсификация производства оборонно-промышленного комплекса на предприятиях судостроительной отрасли - это долгосрочный, поэтапный, сложный в реализации процесс. Какой Вы видите его реализацию?

Можете ли привести примеры с привязкой к конкретным предприятиям? Наиболее значительное влияние на развитие диверсификации на предприятиях ОПК оказывает реализация программы строительства промысловых судов, с использованием «квот под киль» (постановления Правительства Российской Федерации от 25.05.2017 № 632 и 633 и от 29.05.2017 № 648) и субсидий российским организациям на строительство судов рыбопромыслового флота на верфях Дальневосточного ФО (постановление Правительства Российской Федерации от 29.07.2020 № 1138).

Учитывая, что существующие меры, которые способствуют развитию производства высокотехнологичной и высокомаржинальной продукции судостроительной отрасли, постоянно расширяются, актуализируются и совершенствуются, к настоящему времени была проделана следующая работа по нормативно-правовому регулированию:

- подготовлен проект постановления Правительства РФ «Об утверждении правил предоставления субсидий российским организациям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и в государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» в 2018 - 2023 годах, а также на уплату лизинговых платежей по договорам лизинга, заключенным в 2018 - 2023 годах с российскими лизинговыми компаниями на приобретение гражданских крупнотоннажных судов»;
- постановлением Правительства РФ от 27.02.2021 № 289 внесены изменения в правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на финансовое обеспечение части затрат, связанных со строительством судов крупнотоннажных судов».

В реализации конкретных проектов по производству высокотехнологичной продукцией гражданского и двойного назначения судостроительной отрасли, можно выделить события, связанные с началом строительства следующих судов в рамках реализации плана:

- головной и первый серийный арктический СПГ-танкер для проекта «Арктик СПГ 2» (вместимостью 172,6 тыс. куб. м, дедвейтом 81 тыс. т) типа Yamalmax на ООО «ССК «Звезда»;
- два серийных танкера на СПГ (MR дедвейтом 51 тыс. т) для транспортировки ГК и нефтепродуктов на ООО «ССК «Звезда»;
- головной танкер-челнок (дедвейтом 69 тыс. т) проекта AST69K на ООО «ССК «Звезда»;
- два серийных танкера на СПГ (Aframax дедвейтом 114 тыс. т) проекта 114К на ООО «ССК «Звезда»; в том числе, в рамках диверсификации производства предприятий ОПК:
- последний в серии (пятый) атомный ледокол проекта 22220 на АО «Балтийский завод»;
- серийный большой морозильный траулер-процессор проекта ST-192RFC на АО «Адмиралтейские верфи»;
- два серийных средних морозильных траулеров-процессоров проекта 170701 на ПАО «СЗ «Северная верфь»;
- серийный средний морозильный траулер проекта ST-116XL (КМТ02.2) на ПАО «Выборгский ССЗ».

Кроме того, в 2020 году сдан заказчику головной атомный ледокол проекта 22220 «Арктика».

В чем Вы видите актуальность импортозамещения судового оборудования и возможные пути решения этой задачи?

В целях обеспечения импортозамещения судового комплектующего оборудования и локализации его производства на территории Российской Федерации Минпромторгом России разработаны следующие проекты актов:

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.05.2021 № 758 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 № 719», которым предусматривается, в том числе установление механизма подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации путем перехода на балльную систему оценки критериев уровня локализации, что создаст более благоприятные условия для развития производства судов и оборудования на российских предприятиях, стимулирует спрос на СКО и локализацию передовых технических решений в отрасли судостроения.

Справочно: Согласно постановлению в рамках балльной системы предлагается присваивать каждой категории СКО определенное количество баллов, а сумма баллов по использованному оборудованию покажет уровень фактической локализации каждого конкретного проекта судна. Для признания судна российским в соответствии с постановлением судостроительному предприятию необходимо набрать определенное количество баллов, а перечень технологических операций и комплектующих изделий единый для всех категории судов. Принцип поэтапной локализации с постепенным повышением требований остался неизменным, а общее количество баллов и критерии локализации устанавливаются с учетом конъюнктуры рынка.

2. Федеральный закон от 26 мая 2021 № 142-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации», в соответствии с которым будут определены виды деятельности, осуществление которых возможно только с использование судов, построенных в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 № 719.

Справочно: Минпромторгом России разработан проект постановления «Об определении отдельных видов деятельности, предусмотренных пунктами 1 и 3 статьи 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, которые осуществляются с использованием судов, построенных на территории Российской Федерации и соответствующих установленным в Российской Федерации требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации», в соответствии с которым к указанным видам деятельности предлагается отнести каботаж, ледокольную проводку, гидротехнические, подводно-технические и другие подобные работы во внутренних морских водах и (или) в территориальном море Российской Федерации, лоцманскую проводку, санитарный, карантинный и другой контроль, защиту и сохранение морской среды во внутренних морских водах и (или) в территориальном море Российской Федерации, а также ледокольную проводку и ледовую лоцманскую проводку в акватории Северного морского пути и другие виды работ.

3. Приказ Минпромторга России от 21.01.2021 г. № 103 «Об утверждении типовых условий контракта на выполнение работ по постройке судна, платформы плавучей или погружной и инфраструктуры, и информационной карты типовых условий контракта», направленный на определение типовых условий контрактов по постройке судна в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 17.07.2015 № 719., зарегистрирован Минюстом России от 11.05.2021 г. № 63370.

Справочно: Дополнительными нормативными правовыми актами, которые дополняют постановление № 719 по развитию приоритетности закупки отечественной продукции судостроения являются постановление Правительства Российской Федерации № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства» (постановление № 616) и приказ Минпромторга России от 21 января 2021 г. № 103 «Об утверждении типовых условий контракта на выполнение работ по постройке судна, платформы плавучей или погружной и инфраструктуры, и информационной карты типовых условий контракта» (приказ Минпромторга России № 103).

Устанавливаемые требования будут использоваться для подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, а также для автоматического представления заказчику по результатам выполненных работ по контракту заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выданного в соответствии с Правилами выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением № 719.

4. Во исполнение поручения Министра промышленности и торговли Российской Федерации Д.В. Мантурова от 21.05.2020 № МД-53 Департаментом судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России подготовлен проект приказа об утверждении нового актуализированного «Плана мероприятий по импортозамещению в судостроительной отрасли Российской Федерации», который отражает реальную потребность промышленности в продукции, материалах, комплектующих изделиях, наиболее критичных с точки зрения импортозамещения, в том числе специальное оборудование для судов-газовозов, строительство которых запланировано на судостроительном комплексе «Звезда».

Каким образом это отразится на обеспечении электронной компонентной базы, используемой при производстве отечественной морской техники?

В целях обеспечения импортозамещения электронной компонентной базы, используемой при производстве морской техники в рамках госпрограммы «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности» планируется предоставлять субсидию на финансовое обеспечение части затрат на создание научно-технического задела на создание электронной компонентной базы и модулей.

Также Минпромторгом России совместно с АО «Корпорация морского приборостроения» осуществляется формирование комплексных проектов в области судового приборостроения на 2021-2035 годы в обеспечение безусловного внедрения отечественных разработок. Ключевыми комплексами проектов являются:

- Радиосвязь и навигация;
- Интегрированная система автоматизации;
- Интегрированный контур управления техническими средствами судна;
- Рыбопромысловое оборудование;
- Оборудование разведки и добычи ПИ;
- Морская робототехника.

Способствовало ли создание центра компетенций судового комплектующего оборудования применению перспективных технологий в судостроительной промышленности?

На базе АО «ЦНИИ «Курс» создан Центр Судового Комплектующего Оборудования. В настоящее время на базе Центра СКО ведется работа по созданию единой централизованной системы, обеспечивающей повышение конкурентоспособности и качества судовых комплектующих изделий (далее – база данных СКО) в открытом доступе в сети интернет. База данных СКО может использоваться при подготовке аналитической информации по основным направлениям развития производства конкурентоспособного оборудования на предприятиях судостроительной отрасли заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Уверен, что основными пользователями базы данных СКО будут являться:

- Службы проектирования и закупки судостроительных и судоремонтных предприятий, проектных организаций.
- Судовладельцы.
- Производители комплектующих изделий и материалов.

Информационный портал, размещен в открытом доступе в сети Интернет и предоставляет доступ к разным базам данных.

Вашим департаментом проведена большая правовая работа по разрешению налоговой ситуации в сфере судоремонта. На каком этапе сейчас этот процесс?

Минпромторгом России в качестве одной из мер развития отечественного судоремонта разработан проект федерального закона «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части установления налоговой ставки 0 процентов при реализации работ по судоремонту» (далее – законопроект).

Законопроектом предусматривается установление нулевой ставки налога на добавленную стоимость в отношении операций по реализации работ (услуг) по техническому обслуживанию и всем видам ремонта, модернизации, реконструкции, переоборудования российских судов всех типов независимо от их местонахождения.

Применение нулевой налоговой ставки положительно скажется на экономическом положении предприятий судоремонта, а также повысит их конкурентоспособность. При этом выпадающие доходы федерального бюджета от НДС будут компенсированы увеличением доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, что приведет к дополнительному финансированию регионов и стимулированию их развития.

Особенно это важно для г. СанктПетербурга, Калининградской, Мурманской, Архангельской областей и Дальневосточного региона, где сосредоточена значительная часть предприятий судостроительной и, соответственно, судоремонтной отрасли, а также предприятий, выполняющих (оказывающих) сопутствующие работы (услуги).

В настоящее время продолжается работа по согласованию данного законопроекта с Минфином России.

Для подготовки предложений по снижению ставок ввозной таможенной пошлины в отношении судового комплектующего оборудования Минпромторгом России проведен комплексный анализ размеров ставок ввозных таможенных пошлин по полной номенклатуре судового комплектующего оборудования и компонентов для его изготовления, в том числе судовых двигателей мощностью до 10 000 кВт. По результатам анализа сформированы предложения по изменению таможенных пошлин, проведено согласование с отраслевыми предприятиями, институтами и конструкторскими бюро.

В настоящее время готовится обращение в Евразийскую экономическую комиссию.

В завершении нашей беседы скажите пожалуйста в чем Вы видите особенности реализации Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2035 года и её отличие от предыдущей стратегии.

На примере показателей, характеризующих деятельность судостроительной промышленности в 2020 году мы видим, что из представленного перечня индикаторов в 2020 году: 5 – перевыполнено, 2 – достигнуто, 2 – не достигнуто. Таким образом, около 80 % перечисленных индикаторов достигнуты и перевыполнены.

В 2020 году на достижение плановых значений индикаторов реализации Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2035 года негативно повлияли плановое сокращение гособоронзаказа, а также ограничения, связанные с пандемией коронавирусной инфекции - сложности с поставками СКО, приостановление работ на производствах и т.п.

В этой связи нам приходится подстраиваться под реалии сегодняшней ситуации с учетом факторов внешней и внутренней среды и выстраивать соответствующую работу, которая в ближайшей перспективе должна быть отражена в успешной реализации тех мероприятий, которые мы заложили в Стратегию развития отрасли.