Научно-исследовательские суда для Минобрнауки смогут работать в Арктике

Научно-исследовательские суда для Минобрнауки смогут работать в Арктике
Дата публикации
9 Октября 2020
Источник
ТАСС

Научно-исследовательские суда (проект 123), которые создаются для Министерства науки и высшего образования РФ по нацпроекту "Наука", смогут эффективно работать в Арктике, поскольку имеют ледовый класс. Об этом в четверг сообщил генеральный директор Центрального конструкторского бюро (ЦКБ, Нижний Новгород) "Лазурит" Евгений Апполонов на международном форуме OMR 2020 в Санкт-Петербурге.

Ранее в пресс-службе Минобрнауки сообщили, что проектировщиком нового научно-исследовательского судна (НИС) по нацпроекту "Наука" стало ЦКБ "Лазурит", которое является генеральным проектировщиком всех судов, строящихся в настоящее время на ССК. Позднее в "Роснефти" рассказали, что два таких судна построит судостроительный комплекс "Звезда".

"При проектировании судна решался ряд достаточно сложных проектных и научных задач по обеспечению характеристик судна, минимизации требуемой мощности. Прежде всего это касалось оптимизации улучшения обтекания судна и обеспечения его ледовых качеств, обеспечение эффективной эксплуатации судна во льдах", - сказал Апполонов.

Он напомнил, что проектирование началось в ноябре 2019 года, и сейчас разработка проектной документации полностью закончена. В качестве прототипа для НИС было выбрано немецкое научно-исследовательское судно. При этом удалось решить ряд сложных задач: используя сложные расчеты, связанные с численным моделированием, был получен оптимальной формы корпус и обеспечено хорошее обтекание его носовой конечности, в днище которой встроено высокоточное научное оборудование. Кроме того, большое количество усилий было потрачено на проектирование пропульсивной установки (силовой комплекс судна). Также были приняты меры по успокоению качки на НИС с помощью специального оборудования.

"В результате удалось достичь соответствия судна самым высоким требованиям, международным требованиям. Если сопоставлять результаты нашего проектирования с прототипом, то фактически в тех же главных измерениях и водоизмещении нам удалось разместить гораздо больше научного оборудования и обеспечить дополнительные [качества]. К этим дополнительным качествам по сравнению с прототипом относится наличие ледового класса", - отметил Апполонов.

По его словам, судно проектировалось так, чтобы максимально повысить долю отечественного оборудования при создании. Принятие решения о начале строительства НИС ожидается в ближайшее время.

Возможности НИС

По словам Апполонова, при проектировке на корабле удалось разместить большое количество научных лабораторий и оборудования.

"На судне размещены средства палубной механизации, которые обеспечат успешную работу экипажа по проведению научных исследований. Вертолетная площадка обеспечивает прием всех существующих типов гражданских вертолетов. На судне размещается экипаж в количестве 35 человек и спецперсонал 45 человек, и всем будущим участникам работы на этом судне обеспечены комфортные условия проживания. Достаточно большой состав научных лабораторий", - сообщил Апполонов.

Он добавил, что проект получил одобрение всех надзорных органов, проведен аудит и дано положительное заключение для проекта.

"Научно-исследовательское судно проекта 123 - это новейшее многофункциональное исследовательское судно, которое позволит обеспечить выполнение всего комплекса океанологических исследований на самом высоком уровне в любом районе мирового океана. Строительство судов проекта 123 существенно повысит возможности отечественного научно-исследовательского флота в части фундаментальных и прикладных исследований и позволит достичь традиционного для России лидерства в различных направлениях в морских исследований", - отметил Апполонов.

Кроме того, он пояснил, что в рамках общего проекта по развитию передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок по нацпроекту предполагается модернизация еще четырех действующих научно-исследовательских судов.

Согласно целям нацпроекта "Наука", в 2024 году Россия должна войти в пятерку ведущих стран мира, осуществляющих научные исследования и разработки в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития. Должны быть созданы привлекательные условия для работы российских и зарубежных ведущих ученых, а также перспективных молодых исследователей, увеличены внутренние затраты на научные исследования и разработки.

ЦКБ "Лазурит"

Центральное конструкторское бюро "Лазурит" более шестидесяти пяти лет проектирует корабли, суда, а также ведет разработку глубоководной спасательной техники. Для выполнения проектно-конструкторских работ используются программные комплексы 3D-моделирования и PLM-системы. ЦКБ "Лазурит" является единственным поставщиком для Дальневосточного судостроительного кластера ПАО "НК "Роснефть".

Возврат к списку