Петербургские инженеры представили макет уникального авианосца


Еще один проект, который уже можно назвать прорывом. Его представили президенту Владимиру Путину в Севастополе во время совместных учений Черноморского и Северного флотов. 

Это макет тяжелого авианесущего комплекса типа «Ламантин», разработанного в Невском проектно-конструкторском бюро. На данный момент по размерам и боевым возможностями ничего подобного в стране нет. 

Какие верфи готовы взяться за воплощение этого проекта в жизнь, узнал корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Евгений Соловьев.

Крылья с доставкой. Тяжелая фигура внешне-политической партии и 100 тысяч тон чистой дипломатии. Все это — авианосцы. Идущая по волнам крепость у далеких берегов может в одиночку вести боевые действия против крупного войскового соединения. И победить. 

Так получилось, что Россия с начала 90-х свои ключевые фигуры виртуального морского боя показательно жертвовала. Лишь макеты в музее напоминают сегодня о грозной серии 11-43 Невского проектно-конструкторского бюро. 

Краснознаменный авианесущий крейсер «Киев» продан в Китай, где сегодня работает полумузеем, полуразвлекательным центром. «Новороссийск» ушел на слом в Южную Корею. Почти достроенный первый атомный авианосец «Ульяновск» распилили на иголки прямо на Николаевских стапелях. Украине после «развода» с Советским Союзом он оказался не нужен. 

Пожалуй, только модернизированный «Адмирал Горшков» по-прежнему в строю. Правда, в строю индийского ВМФ и под именем «Викрамадитья». 

Справедливости ради надо сказать, что именно эта сделка позволила петербургскому ПКБ пережить тяжелые времена. А сам процесс переоборудования «Горшкова» заметно встряхнул российский военно-промышленный комплекс: пришлось выстраивать новые связи взамен утраченных после распада СССР. 

АЛЕКСАНДР ТОПОРИКОВ,инженер-конструктор Невского ПКБ:
«Если в постройке «Киева» принимало участие около трехсот заводов со всего Союза, то здесь уже контрагентов было 600-800. Короче говоря, такой корабль может строить только большая, могучая страна».

Но у могучей страны беды не закончились. Последний из могикан, тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Кузнецов», совершив боевой переход к берегам Сирии, отстрелялся по боевикам и ушел на капремонт. Да так неудачно, что ряд экспертов теперь не верит в его возвращение. 

Вопрос встал ребром: потеря авианесущих кораблей — серьезный удар по обороноспособности при любой военной доктрине. Решение нашлось в Петербурге и, что естественно, в Невском ПКБ, входящем в состав ОСК. 

Проект был готов давно и просто ждал своего часа. В основу легли наработки того самого «Ульяновска». Перспективный корабль назвали «Ламантин». 

Символизм заключается в том, что эти животные еще недавно тоже были под угрозой исчезновения, но сумели пережить тяжелые времена. Российские военные и конструкторы тоже верят в лучшее. 

АЛЕКСЕЙ ЗАХАРОВ,заместитель главного конструктора Невского ПКБ:
«Всегда перед ВМФ стояла задача развития и наращивания численного состава кораблей дальней морской зоны, среди которых создание корабля такого водоизмещения — выдающаяся задача. И по организации это достаточно сложный процесс, требующий вовлечения ресурсов всей страны. Командование ВМФ выразило заинтересованность, поставило совершенно конкретные задачи в части характеристик и требований, которые должны быть».

Расчетные ТТХ «Ламантина» впечатляют: длина 350 метров и водоизмещение до 90 тысяч тонн. Полетная палуба получает носовой трамплин с двумя стартовыми позициями. Последние планируется оснастить электромагнитными катапультами. 

Численность экипажа корабля достигнет 2800 человек, авиагруппа — 60 единиц и еще 800 человек. Автономность по запасам — 120 суток. Дальность плавания фактически не ограничена за счет ядерной энергоустановки. Начать реализовывать проект готовы по первому сигналу. 

АЛЕКСЕЙ ЮХНИН,заместитель генерального директора Невского ПКБ:
«Мы всегда специализировались на больших кораблях. Таких, как универсальные десантные корабли, авианосцы, большие десантные корабли. Большие корабли — это наша специфика. Мы это делать умеем, у нас есть опыт и мы готовы к этой работе».

Учитывая прежний опыт и реально оценивая возможности отечественного судостроения, корабелы говорят о десятилетнем периоде реализации проекта «под ключ». И многое здесь зависит от того, кому будет поручено масштабное строительство.

Совершенно очевидно, что справиться с задачей могут далеко не все. Прежде всего в силу гигантских размеров «Ламантина». Подходящих для него верфей в стране немного: северодвинский «Севмаш», «Залив» в Крыму, и, конечно, «Звезда» во Владивостоке. 

ЕВГЕНИЙ СОЛОВЬЕВ,корреспондент:
«Построить авианосец вполне могли бы и в Петербурге. Тому же самому «Балтийскому заводу» эта задача точно по силам. Есть опыт строительства морских гигантов, тем более ледового класса, да еще и с атомной энергетической установкой. И тем самым Петербург может и должен стать местом рождения первой страницы новейшей истории авианесущего флота России, которая, конечно, хотела бы продолжать играть первую скрипку на внешне-политической сцене». 

Возврат к списку