Судоверфь "Звезда" получит 22 млрд рублей субсидий на строительство танкеров

Судоверфь "Звезда" получит 22 млрд рублей субсидий на строительство танкеров
Дата публикации
13 Декабря 2019
Источник
Интерфакс

Правительство РФ утвердило правила, согласно которым ООО "Судостроительный комплекс "Звезда" (ССК, создается на базе Дальневосточного завода "Звезда" в Приморском крае) получит 22 млрд рублей субсидий. Об этом сообщает газета "Коммерсантъ" в четверг со ссылкой на постановление, подписанное премьер-министром Дмитрием Медведевым 4 декабря.

Верфь будет получать компенсацию разницы в цене СПГ-танкеров для проектов "НОВАТЭКа" российской постройки по сравнению с верфями Китая и Южной Кореи. Субсидия нужна для того, чтобы "Звезда" могла освоить создание газовозов, которые никогда не строились в РФ, а "НОВАТЭК" получил для своих проектов суда по рыночной цене.

Предельный размер субсидии для газовозов Arc7 составит 20% от стоимости, но цифра может быть скорректирована для первых пяти судов, отмечает издание.

Также планируется субсидировать строительство трех танкеров-продуктовозов класса MR (до 25%). При этом фактический расчет размера субсидии на каждое судно будет производиться на основе представленных судостроителем документов после завершения строительства и передачи заказчику. Однако он не может превышать предельный размер субсидии на единицу произведенной техники, сообщает газета со ссылкой на Минпромторг РФ.

Издание подсчитало, что заложенные в бюджете 22 млрд рублей не покроют даже первые пять газовозов. Так, в 2020 году на эту меру господдержки предусмотрено 4,9 млрд рублей, в 2021 году - 7,2 млрд рублей, в 2022 году - 9,9 млрд рублей. При этом головной газовоз, заказанный "Совкомфлотом", должен быть сдан во второй половине 2022 года, а танкеры MR - в конце 2022 года и в 2023 году. Контракт на еще четыре газовоза пока не подписан, ориентировочные сроки их сдачи - 2023-2024 годы.

Кроме того, "Звезда" может направить средства субсидии на оплату договоров подряда, но возмещение таких работ не может превышать 80% всех затрат на пилотное судно и 70% для серийных судов.

При этом постановление правительства содержит жесткие требования по повышению локализации газовозов на верфи. Так, по первым пяти судам разрешается выполнять на иностранных верфях резку стали, изготовление плоскостных и криволинейных секций, а также секций надстройки. Кроме того, иностранная верфь может выполнять насыщение секций, в том числе монтаж элементов трубопроводных систем. Установку грузовой системы СПГ "Звезда" должна в любом случае выполнять сама. Для следующих пяти судов остается возможность заказать за рубежом только резку стали и изготовление секций. Последние пять судов должны полностью строиться в РФ.

"Субсидии будут перечисляться на основании соглашений отдельно по каждому судну, график их выдачи зависит от выполнения определенных технологических операций (закладка, стыковка блоков корпуса и т. д.). Правительство может потребовать вернуть субсидию, если срок сдачи судна сорвется по вине "Звезды". На "Звезде" "Коммерсанту" сообщили, что верфь принимала участие в подготовке и разработке постановления и ее устраивают разработанные компенсационные меры", - отмечает издание.

В сентябре сообщалось, что Минпромторг разработал и направил на рассмотрение в правительство РФ проект постановления, который утверждает правила субсидирования затрат, связанных со строительством крупнотоннажных судов. Предполагалось, что субсидирование коснется строительства на ССК только крупнотоннажных судов, которые ранее в России не строились из-за отсутствия необходимых спусковых и гидротехнических сооружений, недостаточного опыта их строительства. Так, под субсидирование подпадают заказанные "Звезде" "НОВАТЭКом" 15 газовозов и заказанные "Совкомфлотом" 3 танкера-продуктовоза на газомоторном топливе. Минпромторг запрашивал у Минфина РФ на эти цели 24,3 млрд рублей. Объем субсидирования в целом по 15 газовозам оценивается в 45 млрд рублей. Затем верфь может выйти на конкурентную себестоимость строительства, отмечал глава министерства промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.

Затем со ссылкой на разработанный проект госпрограммы "Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений" сообщалось, что ССК "Звезда" может получить 28,71 млрд рублей субсидий, в том числе 22,01 млрд рублей в качестве компенсации разницы между рыночной ценой судов и стоимостью их строительства на верфи. При этом речь шла о 2020-2030 годах.

Кроме того, в 2020-2024 годах верфь может получить 6,7 млрд рублей на возмещение процентов по кредитам. Кредит "Звезде" предоставил Газпромбанк.

Строительство ССК "Звезда" ведется консорциумом "Современные технологии судостроения" (СТС, 89% у "Роснефтегаза", по 5,5% у "РН-Транс" и у "ГПБ-Промышленные инвестиции"). Проект комплекса предполагает строительство тяжелого достроечного стапеля, сухого дока, производственных цехов полного цикла, а также цехов для строительства морской техники. Судостроительный комплекс "Звезда" будет выпускать крупнотоннажные суда, элементы морских платформ, суда ледового класса, специальные суда и другие виды морской техники.

Возврат к списку