Рост грузопотока по Севморпути требует развития океанографических наблюдений

Рост грузопотока по Севморпути требует развития океанографических наблюдений
Дата публикации
22 Ноября 2018
Источник
ТАСС

Быстрое увеличение объема перевозок по Северному морскому пути требует не только новых видов ледоколов, транспортных судов, строительства портов, но и существенного развития наблюдений за погодой, ледовой обстановкой, подготовки специалистов в этих областях. Такое мнение выразили эксперты в ходе конференции "Анализ гидрометеорологических процессов в арктических морях и гидрометеорологическое обеспечение морских операций в Арктике", проходившей в среду в петербургском Арктическом и Антарктическом НИИ (ААНИИ).

"Роль системы гидрометеорологического обеспечения (ГМО) растет, потому что судов становится много, они имеют возможность круглогодичного самостоятельного плавания. Строительство новых ледоколов значительно отстает от ввода в эксплуатацию новых судов. Поэтому, чтобы выполнить планы по вывозу углеводородов Северным морским путем, нужно больше уделять внимания именно развитию системы гидрометеорологического обеспечения, которая становится ключевым фактором развития Севморпути. В том числе необходимо больше говорить об этом в СМИ" - сказал в ходе конференции начальник Центра ледовой и гидрометеорологической информации (центра "Север") ААНИИ Сергей Бресткин.

Система подготовки специалистов

Капитан судна, обратившись за данными о ледовых условиях по маршруту, в течение двух часов после приема спутникового снимка должен получить информацию. Исходные данные собираются в аналитическом центре, обрабатываются, и полученные данные оперативно передаются на капитанский мостик с рекомендациями по выбору оптимальных вариантов маршрутов плавания. Однако, по словам Бресткина, используемое для этого программное обеспечение морально устарело и требует замены. Отдельной проблемой является подготовка квалифицированных специалистов.

"Система подготовки кадров - очень важна, потому что подготовка эксперта занимает пять-семь лет. Поскольку спрос на информационный сервис быстро увеличивается, мы уделяем этому большое внимание", - отметил в своем докладе Бресткин, подчеркнув, что необходимо как можно скорее начать реализацию проекта модернизации системы гидрометеорологического обеспечения движения судов, включенного в госпрограмму социально-экономического развития Арктики.

Расширение системы наблюдения

По словам руководителя отдела ледового режима и прогнозов Евгения Миронова, особого внимания требует восточный сектор Арктики, информации о котором пока недостаточною. "Сейчас новый вызов - круглогодичное плавание на восток, в Юго-Восточную Азию, а в восточных морях не хватает как непосредственно данных наблюдений, так и прогностических технологий, которые бы закрывали зимний период", - отметил ученый.

Среди названных им предложений по увеличению объема данных - обязанность для судов, следующих по Севморпути, вести гидрометеорологические наблюдения и передавать их результаты в центр обработки данных. Также много информации могла бы принести расстановка буев с датчиками и радиопередатчиками на дрейфующих льдинах.

Замеры глубин

Еще одной важной проблемой является актуализация данных по состоянию дна на трассе Северного морского пути. Как пояснил в ходе своего доклада замдиректора учебно-тренажерного центра "Совкомфлота" Юрий Могилюк, такие исследования надо проводить как по основным трассам Севморпути, так и за их пределами. Это связано с тем, что суда из-за ледовой обстановки могут корректировать курс и отсутствие достоверных данных о глубинах за пределами изученной трассы может привести к нештатной ситуации.

"[Необходимо] обеспечение актуального промера глубин, которое на настоящий момент на многих акваториях устарело, потому что они делались в прошлом веке, в 60-90-х годах. Кроме того, отдельные замеры тогда делались на больших расстояниях друг от друга - 300-500 метров, в результате сейчас точность этих данных уже недостаточна", - сказал Могилюк.

Ранее были объявлены планы по интенсификации грузоперевозок по Северному Морскому пути. В частности, Минтранс подготовил проект плана мероприятий по развитию СМП во исполнение указа президента России Владимира Путина по увеличению грузопотока по маршруту до 80 млн тонн к 2024 году.

Возврат к списку