Подводный квадрокоптер разработали в Красноярске для поисков затонувших на Енисее судов

Подводный квадрокоптер разработали в Красноярске для поисков затонувших на Енисее судов
Дата публикации
13 Ноября 2018
Источник
ТАСС

Ученые Сибирского государственного университета науки и технологий имени Решетнева (СибГУ) планируют искать затонувшие на реке Енисей, в том числе, в северных широтах, суда с помощью подводного квадрокоптера, обладающего искусственным интеллектом. Испытания прототипа идут сейчас в Красноярске, в первую экспедицию в арктические широты робот может отправиться уже в 2019 году, рассказали ТАСС разработчики.

Историк арктического судоходства Александр Гончаров на протяжение нескольких лет ищет затонувшие на севере Енисея и в Енисейском заливе суда. История многих из них связана с освоением Северного морского пути (СМП).

В 2015 году был найден погибший на Енисее английский пароход "Феникс", в 2016 году - паровая шхуна "Темза", оба судна затонули во второй половине XIX века. Работа Гончарова побудила его коллег из СибГУ к созданию подводного исследователя, который кроме погибших кораблей сможет искать и затонувшие автомобили и другую технику на дне.

"После обнаружения "Темзы" Александр обратился ко мне, ему нужно было посмотреть под водой, что сейчас представляет из себя эта шхуна. С тех пор началась работа. Робот создан по принципу квадрокоптера, у него четыре винта, что позволяет выравнивать его в пространстве и работать даже в районе сильных течений. В следующем году, при удачном стечении обстоятельств, мы возьмем робота в экспедицию", - рассказал директор Института космических исследований и высоких технологий СибГУ Александр Кузнецов.

Прототип из водопроводной трубы

Работы над созданием подводного робота в СибГУ ведут сразу две конструкторские группы, разрабатывающие две разновидности робота. Одна из них, состоящая из студентов вуза, пока на стадии чертежей, работы еще на два года.

Вторая группа - из сотрудников университета - уже испытывает сделанный из водопроводной трубы прототип робота в водоемах. Обрезок трубы оснащен несущими винтами, а внутри разместилась вся электроника.

"Компоновка достаточно уникальная, фактически мы поменяли среду (с воздушной на водную - прим. ТАСС) квадрокоптеру. Зарубежных аналогов пока не встречали. Робот будет обладать системой компьютерного зрения - будут две видеокамеры, и он сможет видеть пол водой. По сути это и есть искусственный интеллект", - сказал Кузнецов.

Подводный аппарат будет способен реагировать на препятствия и различать цвета. Испытания прототипа идет с помощью проводной связи, но в перспективе робот станет автономным - ориентироваться он будет на основе системы меток в памяти устройства. Кроме того, его оснастят системой аварийного всплытия в случае потери связи с оператором на поверхности более чем на 15 минут.

По словам Кузнецова, подводные аппараты западного производства, способные работать в суровых северных условиях, принципиально иной конструкции и стоят 2-3 млн рублей и выше. Себестоимость красноярского подводного робота будет порядка 100-150 тыс. рублей.

Подводный ГИС

Максимальные глубины на севере Енисея в районе Дудинки - 60 метров, впрочем, судоходный фарватер по большей части проходит на глубинах 15-30 метров. Для робота, который сможет спускаться на глубины до ста метров, работа на дне Енисея - вполне доступная задача.

За два последних века, время активного развития судоходства, на сибирской реке произошло множество катастроф. Более ста различных пароходов и теплоходов затонули, были выброшены на берег или сгорели.

Арктические экспедиции Гончарова и занятия подводной археологией вылились в стратегический проект для вуза - "Геоинформационные системы. Енисей - Арктика". В рамках нее и создается подводный робот, финансируемый из средств проекта. Кроме того, собранные во время полевых работ при помощи гидроакустических систем сведения о состояния дна Енисея будут обработаны на мощном сервере и на их основе будет построена единая электронная геоинформационная система (ГИС).

Подобные 3D-модели с самыми мельчайших данными о городах сегодня есть в каждом смартфоне. Существуют 3D-модели памятников поселения Аркаим на Урале и сирийской Пальмиры. Теперь такая будет создана и для дна Енисея в его арктической части.

"С помощью ГИС можно рассмотреть, как лежит [на дне] судно, в какой оно сохранности. Это позволит конкретизировать задачу для робота. Стоит не только научная задача, но и задача популяризации, поэтому ГИС будет для открытого доступа. Любой пользователь сможет зайти и посмотреть, на какой стадии находятся исследования", - рассказал заместитель директора Института космических исследований Юрий Юронен.

Попутно будет решена и практическая задача - ЗD-модель позволит уточнить, как лежат на дне многочисленные автомобили и вездеходы рыбаков, каждый год проваливающиеся под лед. А также понять объемы залежей древесины в Игарской протоке - следов существовавшего здесь в советскую эпоху лесоперерабатывающего производства.

Возврат к списку