Ледостойкая самодвижущая платформа для изучения Арктики может быть запущена в 2021 году


Ученые рассчитывают на непрерывные исследования в Арктике на ледостойкой самодвижущейся платформе (ЛСП) "Северный полюс", которая сейчас проектируется на Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге, начиная с 2021 года. Об этом рассказал в петербургском пресс-центре ТАСС директор Арктического и Антарктического НИИ Александр Макаров.

"Сейчас проектируется новое специальное судно - ледостойкая самодвижущая платформа, которую планируется построить на Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге. Она должна продолжить традиции наших высокоширотных исследований в Арктике. Это произойдет, мы надеемся, в 2021 году, может, чуть позже, пока не совсем понятно. Это позволит нам на ежегодной основе проводить дрейфующие исследования", - сказал Макаров.

Он подчеркнул, что ключевое значение данного проекта в том, что это будут не разовые судовые экспедиции, которые имеют огромное значение, но очень сконцентрированы по времени, а это будет возможность работать ежегодно и непрерывно. "Это даст принципиально новые данные о развитии природной среды в высокоширотной Арктике. Надеемся, что такой масштабный проект, а платформа будет работать не один десяток лет, привлечет большое количество молодых исследователей к проблеме изучения природной среды Арктики", - сказал руководитель НИИ.

Помимо этого, отметил Макаров, в 2019 году ожидается старт масштабного международного проекта в рамках "Года полярного прогнозирования" Всемирной метеорологической организации - дрейфующая экспедиция MOSAiC. "Будет вмораживаться ледокол Polarstern. Все страны, которые хоть как-то заинтересованы в арктических исследованиях, будут принимать участие. Главный организатор - немецкий Институт Альфреда Вегенера, и ледокол их. Экспедиция готовится уже лет 10, сложна организационно и финансово, в ней участвуют несколько десятков стран и несколько сотен ученых, от российской стороны часть исследований традиционно будет посвящена изучению свойств льда", - сказал Макаров.

По его словам, на данный же момент главная задача института - предоставление наиболее качественной информации о гидрометеоусловиях в Арктике для судовладельцев с учетом того, насколько активизировалось судоходство в Арктике с развитием Северного морского пути.

По пути дрейфа XIX века

Пресс-конференция была посвящена также выставке "По пути Фрама", которая открылась в пятницу в Российском государственном музее Арктики и Антарктики. Как рассказала директор музея Мария Дукальская, это уже вторая выставка, которая посвящена исследованиям Центрального арктического бассейна. Первая больше года назад показала исследования на дрейфующих льдах Арктики. Нынешняя рассказывает об исследованиях, которые проводились с дрейфующих судов.

"Начинается выставка с двух исторических событий: с дрейфа судна "Фрам" Фритьофа Нансена, которому 125 лет в этом году, и 100-летней экспедиции Амундсена, то есть рассказ идет о норвежских, российских экспедициях, которые положили начало исследованию Арктики. Показан дрейф ледокольного парохода "Георгий Седов" 1937-1940 годов. Заканчиваем выставку современными планами исследований Арктики, экспозицией, рассказывающей о строительстве ледостойкой самодвижущейся платформы "Северный полюс" на предприятии "Адмиралтейские верфи", а главное - исследования продолжаются", - сказала Дукальская.

Директор музея пояснила, что организаторы выставки преследовали цель проследить путь таких экспедиций от начала, более 125 лет назад, когда Нансен придумал такой способ, до современности, когда этот способ собираются использовать в дальнейшем. Среди экспонатов - множество фотографий, приборов, личных вещей участников экспедиций, гравюры, модели "Фрама" и ледостойкой платформы.

Сотрудничество с Норвегией

Исследования Арктики всегда составляли важную часть истории как Норвегии, так и России на протяжении более чем тысячи лет, отметила врио генерального консула Королевства Норвегия в Санкт-Петербурге Катрине Нетланд.

"Сегодня сотрудничество исследователей в Арктике, возможно, играет еще большую роль. Мир очень быстро меняется, а Арктика меняется еще быстрее. Температура в Арктике повышается в два-три раза быстрей, чем по миру, и последствия этого носят довольно драматический характер. Норвегия и Россия - это арктические державы с долгими традициями сотрудничества в области научных исследований и менеджмента ресурсов в Арктике", - сказала Нетланд.

Она подчеркнула, что норвежские и российские ученые долгое время сотрудничают в программах, изучающих климатические процессы в Арктике.

"Эти исследования имеют решающее значение для понимания того, какие изменения происходят в Арктике. По мере отступления льда арктические государства больше не будут ледовыми пустынями, будут соединены океаном. Понятно, что в Арктике содержится значительный потенциал для будущих поколений, однако мы должны уважать пределы прочности хрупкой арктической экосистемы. Для Норвегии океан - это основа экономики, более 80% территории - за полярным кругом, океан - это прошлое Норвегии, ее настоящее и будущее, поэтому мы очень заинтересованы в продвижении устойчивого развития в сфере менеджмента морских ресурсов", - отметила Нетланд.

Выставка продлится до апреля и не исключено, что может потом отправиться в Норвегию, сказала Дукальская.

Возврат к списку