Первый в мире атомный ледокол "Ленин" получил паспорт объекта культурного наследия


Первенец атомного флота, ледокол "Ленин", ставший музеем в Мурманске, получит паспорт объекта культурного наследия федерального значения. Об этом сообщает в четверг пресс-служба регионального правительства.

"19 октября состоится церемония вручения ФГУП "Атомфлот" паспорта атомного ледокола "Ленин" как объекта культурного наследия федерального значения и охранного обязательства в отношении ледокола", - сообщает пресс-служба.

Паспорт и охранное обязательство устанавливают особый режим сохранности атомохода-музея как важного исторического и культурного объекта. Объектом культурного наследия федерального значения атомоход был признан в 2016 году, тогда же был включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Это 18-й подобный объект в Мурманской области.

История создания атомохода

Решение о разработке первого в мире атомного ледокола, предназначенного для использования в Арктике, было принято в 1953 году. Общее научное руководство проектом создания атомного ледокола осуществлял выдающийся физик-ядерщик академик Анатолий Александров, вместе с ним инициатором создания судовой ядерной энергетической установки стал основатель отечественной атомной энергетики академик Игорь Курчатов. Архитектурно-компоновочные решения и дизайн помещений атомного ледокола "Ленин" были выполнены Архитектурно-художественным бюро Министерства транспортного машиностроения СССР.

Атомный ледокол был заложен 17 июля 1956 года на южном стапеле Адмиралтейского завода в Ленинграде. Только на этапах проектирования и строительства судна было внедрено около 500 рационализаторских предложений, разработано 76 новых типов механизмов и опробовано свыше 150 новых образцов судового оборудования. В строительстве ледокола приняли участие более 500 предприятий СССР.

5 декабря 1957 года атомный ледокол был спущен на воду. 3 декабря 1959 года был подписан акт Государственной комиссии о введении нового судна в эксплуатацию. "Ленин" вошел в состав Мурманского морского пароходства с портом приписки в Мурманске.

Покорение Арктики

За тридцать лет работы в Арктике атомный ледокол "Ленин" осуществил проводку 3741 судна, прошел 654,4 тыс. морских миль, из них 560,6 тыс. во льдах, что по расстоянию соответствует тридцати кругосветным плаваниям по экватору. В течение всего срока эксплуатации в 1959-1989 годах он участвовал в 26 навигациях.

С борта ледокола на льдину в Чукотском море был высажен экипаж дрейфующей научно-исследовательской станции с экспедиционным оборудованием "Северный полюс-10". Ледокол совершил рейс в 1970 году вмсте с дизель-электроходом "Гижига" на трассе Мурманск - Дудинка - Мурманск, что положило начало зимней навигацией в Арктике.

"Ленин" первым среди атомных ледоколов достиг годового рубежа непрерывной эксплуатации: 390 суток длился рейс в навигацию 1977-1978 годов. Он стал символом советского превосходства в освоении Арктики и в науке, на его борту побывали большинство знаменитых людей того времени - от космонавтов и артистов до глав зарубежных стран, включая Фиделя Кастро.

"Ленин" был выведен из эксплуатации в 1989 году, тогда же законсервированы его атомные реакторы, демонтированы гребные винты и снят вертолет ледовой разведки. Чтобы сохранить уникальное судно от утилизации, было приложено немало сил.

Первое письмо с призывом сохранить историческое судно было направлено в Президиум Верховного Совета СССР, при областном Фонде культуры была создана рабочая группа по изучению перспектив сохранения атомного ледокола. В конце 1989 года - начале 1990-х годов в адрес руководства страны поступил целый ряд обращений ученых и общественных деятелей, объединенных идеей о необходимости сохранения атомного ледокола.

В 2000 году по инициативе капитана ледокола Бориса Соколова был создан Фонд поддержки атомного ледокола "Ленин", которому удалось скоординировать действия людей, видевших атомоход уникальным музеем. В 2005 году Комитетом по культуре и искусству Мурманской области ледокол поставлен под государственную охрану как объект культурного наследия. Сейчас в нем находится музей и информационный центр Росатома, ледокол ежегодно посещают тысячи туристов из России и из-за рубежа.

Возврат к списку