Назначение деятельности судостроительной промышленности


Судостроительная промышленность является частью оборонно-промышленного комплекса страны, обеспечивающей создание (исследования, проектирование, строительство, техническое сопровождение, ремонт и утилизацию) кораблей, судов и плавсооружений, приборной техники, изделий судового машиностроения, радиоэлектронного вооружения и вооружения для обеспечения ВМФ, морских частей ФСБ, транспортного морского и речного флотов, рыбопромыслового флота, предприятий топливного комплекса, ведущих добычу углеводородного и другого сырья на морском шельфе, и других сфер морской деятельности Российской Федерации.

Отрасль также является поставщиком техники военного и гражданского назначения на экспорт. Все это в значительной мере определяет экономическую, стратегическую, политическую, транспортную, продовольственную и энергетическую безопасность государства.

Основные направления развития отрасли обозначены в Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2035 года.

Стратегия направлена на создание нового конкурентоспособного облика судостроительной промышленности Российской Федерации на основе развития научно-технического и кадрового потенциала, оптимизации производственных мощностей, их модернизации и технического перевооружения, а также совершенствования нормативно-правовой базы для удовлетворения потребностей государства и иных заказчиков в современной продукции судостроительной отрасли.

Целью стратегии является обеспечение создания современной продукции судостроения за счет достижения к 2035 году 80 процентов загрузки основных производственных фондов организаций отрасли, увеличения в 2,2 раза объема производства при одновременном росте в 2 раза производительности труда и повышения доли стоимости отечественной продукции в стоимости конечной гражданской продукции до 75 процентов.

2.jpg

Достижение указанной цели будет обеспечено за счет решения следующих задач:

обеспечить выполнение 100 процентов заданий государственного оборонного заказа по срокам и стоимости создания кораблей, судов, вооружения и военной специальной техники для Военно-Морского Флота, разработать и внедрить наиболее передовые технологии производства;

занять до 90 процентов внутреннего рынка гражданских судов и морской техники в стоимостном выражении и до 98 процентов в тоннаже, увеличить объем их экспорта до 25 млрд рублей; обеспечить удовлетворение потребности судостроительной промышленности в электронной компонентной базе отечественного производства и достижение доли судового комплектующего оборудования отечественного производства в стоимости конечной продукции до 75 процентов;

обеспечить полное и своевременное финансирование мероприятий по развитию новых технологий, критичных для создания перспективной морской техники, обеспечить загрузку не менее 80 процентов стендовой испытательной базы, внедрение не менее 60 процентов разрабатываемых технологий и оптимизацию структуры научно-исследовательских центров; удвоить количество новых и обновленных судоремонтных мощностей, увеличить объем судоремонта в 2 раза;

повысить эффективность планирования и управления производством в организациях судостроительной промышленности и обеспечить их финансовую устойчивость;

увеличить количество высокопроизводительных рабочих мест, увеличить заработную плату работникам промышленных организаций судостроительной отрасли.

Приоритетами развития судостроительной промышленности Российской Федерации являются:

обеспечение достижения целей и значений ключевых индикаторов, указанных в национальных проектах, актах Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в части, касающейся судостроительной промышленности;

обеспечение безусловного выполнения заданий государственного оборонного заказа в части создания боевых надводных кораблей, подводных Перспективы развития судостроительной отрасли лодок, вооружения, военной и специальной техники для Военно-Морского Флота на уровне лучших мировых образцов;

достижение технологической независимости Российской Федерации в области производства вооружения и военной техники; внедрение передовых цифровых технологий на всех этапах жизненного цикла кораблей, судов и морской техники;

обеспечение максимальной локализации судостроительного производства на территории Российской Федерации; повышение эффективности государственного регулирования в судостроении;

3.jpg

наращивание объемов экспорта военной и гражданской продукции судостроения;

развитие и поддержание научнотехнического, технологического, промышленного и кадрового потенциалов на уровне, обеспечивающем эффективное осуществление морской деятельности и выпуск высокотехнологичной конкурентоспособной продукции военного и гражданского назначения; создание эффективной системы продаж, ремонта и сервисного обслуживания продукции судостроения на мировой рынок; обеспечение инвестиционной привлекательности и достижение устойчивого роста основных показателей финансово-экономической и производственной деятельности организаций судостроительной промышленности;

устранение административных барьеров и совершенствование правового регулирования в судостроительной отрасли.

Перспективы развития судостроительной отрасли

Принимая во внимание географическое положение России, протяженность ее береговых границ и внутренних водных путей, а также объемы запасов углеводородного сырья на континентальном шельфе и необходимость освоения ВБР (водно биологических рессурсов) в исключительных экономических зонах России, перед отечественным судостроением стоят три приоритетные задачи, которые определяют направления его развития на ближайшие десятилетия:

обеспечение эффективной эксплуатации Северного морского пути (далее – СМП), превращение его в национальную и международную транспортную магистраль;

эффективное и безопасное освоение ресурсов Мирового океана, в первую очередь биоресурсов и месторождений углеводородов на российском шельфе, а также глубоководных твердых полезных ископаемых, расположенных в международном районе морского дна;

расширение географии транспортной сети для обеспечения доступности грузовых и пассажирских перевозок, а также продление сезона навигации на внутренних водных путях и в условиях Арктики.

Указанные задачи определяют количественные и качественные параметры существующего и перспективного спроса на продукцию гражданского судостроения в России, а это значит, что потребность отечественного внутреннего рынка, главным образом, ориентирована на суда для обновления устаревшего речного грузового и пассажирского флотов, суда для добычи водных биоресурсов, морскую технику для изучения и освоения нефтегазового потенциала континентального шельфа России и твердых полезных ископаемых в международных районах морского дна, суда вспомогательного и технического флотов (атомные и дизельные ледоколы, земснаряды, буксиры и пр.) морские пассажирские и грузопассажирские паромы, принципиально новые крупнотоннажные транспортные суда усиленного ледового класса – танкеры для перевозки нефтепродуктов и газовозы-СПГ, а также суда научно-исследовательского флота, в том числе для выполнения работ в области гидрометеорологии и мониторинга состояния окружающей среды, суда экологического и гидрологического контроля.

Все перечисленные категории морской техники в той или иной мере могут быть определены, как высокотехнологичные изделия с большой долей добавленной стоимости. В целом такая ситуация соответствует тренду развития судостроения в странах Европы, однако отличается значительной национальной спецификой, обусловленной уникальным сочетанием условий, возможностей и компетенций.

4.jpg

Роль России в освоении арктического шельфа, задачи обеспечения экономической безопасности государства, международные обязательства в рамках экспортных контрактов диктуют необходимость создания мощного ледокольного флота для проводки транспортных судов в условиях Северного морского пути и арктических рек. В целях решения данных задач на отечественных верфях до 2027 г. должно быть завершено строительство: головного атомного ледокола проекта 10510 мощностью 120 МВт, 4 универсальных атомных ледокола проекта 22220 мощностью 60 МВт, 2 дизельных ледокола проекта 21900М2 мощностью 16 МВт. Кроме того, к 2024 г. должны быть построены еще 4 ледокольных судна, 2 из которых будут обладать гибридной ЭУ. В период 2025-2028 гг. будут построены 4 мелкосидящих ледокола проекта 22470 и 2 портовых ледокола мощностью 6-8 МВт. На повестке также стоит проблематика обновления вспомогательного и технического флотов для эксплуатации в условиях СМП. Для указанных целей осуществляется или запланировано строительство противопожарных буксиров, лоцмейстерских судов, гидрографических судов и катеров, различных аварийно- спасательных судов, портовых буксиров, а также иных судов портофлота.

С вводом в эксплуатацию мощностей ССК «Звезда» на территории России возобновилось создание морского транспортного флота для организации перевозок коммерческих грузов по СМП. Портфель заказов предприятия (с учетом опционов) уже насчитывает 42 различных морских транспортных судна, в том числе: 12 танкеров с гибридной ЭУ проекта 114К типа Aframax дедвейтом 114 тыс. т. и 15 арктических СПГ-танкеров с гибридной ЭУ вместимостью 172 тыс. м3 для проекта «Арктик СПГ 2».

В последние годы в России активно развивается направление морских пассажирских и грузопассажирских перевозок на социально значимых маршрутах. До 2022 г. должны быть построены 8 паромов для эксплуатации на Дальнем Востоке страны и в Северо-Западном регионе.

За счет изменения принципов распределения квот на вылов водных биоресурсов наблюдается экстраординарное оживление в сегменте строительства рыбопромыслового флота. Так, уже в период 2015-2020 гг. были заключены контракты и договора о намерениях на строительство 98 различных рыбопромысловых судов общей стоимостью свыше 260 млрд руб. (траулеров, сейнеров, судов ярусного лова и судов-краболовов).

Серьезный импульс к обновлению в настоящее время получит отечественный научно-исследовательский флот. К 2022 г. будет завершено строительство ледостойкой самодвижущейся платформы для исследования Арктики проекта 00903. К 2024 г. будут построены 2 многофункциональных НИС для фундаментальных исследований Мирового океана. Ожидается строительство головного и первого серийного среднетоннажных рыбопромысловых НИС проекта 17050. Всего должно быть построено 5 подобных судов. Кроме того, разработана проектная документация на морское крупнотоннажное НИС проекта 23460, предназначенное для комплексных океанографических и рыбохозяйственных исследований. Ожидается, что после выделения необходимого финансирования со стороны государства по проекту будет построено 3 судна.

Принимая во внимания высокий средний возраст речного пассажирского флота (боле 37 лет), одной из приоритетных задач судостроительной отрасли в перспективе остается строительство современных скоростных, прогулочных и круизных пассажирских судов. Кроме того, в интересах развития речного грузового флота до 2022 г. запланировано строительство порядка 50 различных самоходных и несамоходных, сухогрузных и нефтеналивных судов смешанного «рекаморе» плавания.

Затрагивая тематику континентального шельфа, необходимо отметить, что до 2024 г. будет завершено строительство ледостойкой стационарной платформы для обустройства газового месторождения Каменномысское-море в акватории Обской губы. Также на сегодняшний день законтрактовано 10 различных судов обеспечения шельфа.

Материал предоставлен Департаментом судостроительной промышленности и морской техники

Возврат к списку