Максим Яковенко: о платформе "Северный полюс"

Максим Яковенко: о платформе "Северный полюс"
Дата публикации
9 Июля 2019
Источник
РИА Новости

В последнее десятилетие в Арктике, в связи с потеплением климата, увеличилась вероятность разрушения льдин, на которых ранее располагались дрейфующие станции. По этой причине потребовалась организация досрочной эвакуации пяти станций "Северный полюс" (СП-32, СП-34, СП-35, СП-37 и СП-40). Мы строим платформу, чтобы не зависеть от проблем с поиском льдины необходимой толщины и угрозой ее разрушения, при этом обеспечиваем безопасность, комфорт работы и жизни персонала в годовом дрейфе.

Cпециально для научных исследований во льдах Северного Ледовитого океана строится ледостойкая самодвижущаяся платформа "Северный полюс", экономичный плавучий объект с уникальной формой корпуса, со встроенным научным оборудованием, лабораториями и средствами приема, обработки, оперативной передачи и обмена данными с научными центрами.

Относительно полярных исследований — главное непрерывность, поэтому я не говорю об уникальности данных, которые мы собираемся получить во время работы платформы, я говорю о возможности проведения регулярных наблюдений для получения непрерывных стандартных рядов данных, которые должны обязательно быть, если мы хотим что-то знать об Арктике.

Строительство платформы обойдется в 6,9 миллиарда рублей, исходя из государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации". Единственный исполнитель работ – АО "Адмиралтейские верфи".

Параметры финансирования проекта прописаны, но я думаю, что в пределах бюджетного кодекса они все-таки поменяются. Причина простая — часть комплектующих иностранная, а курс доллара скачет. Кроме того, в прошлом году проект изменился и габариты платформы увеличились на 10 метров. Во время испытаний макета в ледовом бассейне выяснилось, что судно с первоначальными габаритами дает большую осадку: должно быть восемь метров, а дает девять. Осадка на уровне восьми метров нужна, чтобы мы проходили все проливы, поэтому мы увеличили длину судна и на метр ширину. При этом увеличилось водоизмещение и объем металла, который пойдет на постройку. По закону мы можем изменить финансирование строительства платформы не более чем на десять процентов от стоимости заключенного госконтракта. Пока мы идем по контракту, но понимаем, что сумма может измениться, но в рамках этих десяти процентов.

В апреле на АО "Адмиралтейские верфи" была произведена закладка ледостойкой платформы, сварили и состыковали две секции, сейчас идет изготовление девятой секции всего закладного района. Сборку секций должны закончить в декабре. Еще один момент — изменилась начинка станции. Планировали 12 лабораторий, а сейчас планируем 15. Добавились лаборатории по геофизике, гидрохимии и одна резервная под нужды ведомств, которые могут возникнуть, допустим, рыбаки или биологи.

Возврат к списку