Минтранс прорабатывает меры для увеличения внешнеторговых перевозок судами под флагом РФ

Минтранс прорабатывает меры для увеличения внешнеторговых перевозок судами под флагом РФ
Дата публикации
29 Января 2019
Источник
ТАСС

Министерство транспорта РФ считает необходимым наращивать перевозки внешнеторговых грузов судами под российским флагом и прорабатывает меры для стимулирования привлечения таких судов к перевозкам.

Об этом сообщил журналистам замминистра транспорта Юрий Цветков по итогам заседания Морской коллегии при правительстве РФ.

По его словам, сейчас, несмотря на рост дедвейта и количества судов под российским флагом, доля РФ в перевозках внешнеторговых грузов остается незначительной - около 2%.

"Из 816,5 млн тонн (грузооборот портов РФ в 2018 году - прим. ТАСС) - только 12-14 млн тонн перевозится судами под российским флагом, меньше чем 2%. Мы это видим как потенциальную грузовую базу, мы это видим как экспорт услуг, мы видим, как снизить риски зависимости от внешних судовладельцев", - отметил замминистра.

"Что мы здесь предложили: возможно, тем компаниям, которые получают преференции, льготы, либо субсидирование из федерального бюджета, дополнительно дать как домашнее задание - на рыночных условиях привлекать суда под российским флагом. Второе мероприятие мы рассматриваем и еще должны дополнительно поработать с министерствами и ведомствами, это по судам (судовладельцам - прим. ТАСС), в которых контрольный пакет акций принадлежит государству. Там мы тоже предложили как-то вовлекать российское судостроение и суда под российским флагом в перевозку внешнеторговых грузов".

"Имея в виду, что у нас экспорт составляет более 80% в грузообороте портов, мы считаем, что тут, особенно в части энергоносителей, должны присутствовать российские компании, поскольку это отражается на экономической безопасности государства", - подчеркнул Цветков.

Предложения по поддержке

По его словам, предложения стимулировать за счет господдержки использование судов под российским флагом поступали и от Российской палаты судоходства.

"Мне кажется, это справедливо, когда компания получает поддержку из бюджета, мы платим налоги и хотели бы, чтобы государство создало нам условия рыночные, чтобы мы могли быть привлечены к перевозке внешнеторговых грузов", - сказал замминистра. Он напомнил, что для строительства флота важнейшим вопросом является финансирование, и, например, банки обращают внимание на наличие у судовладельца долгосрочных (чартерных) контрактов на перевозку грузов и известным грузовладельцем.

Ранее во вторник вице-премьер Юрий Борисов на заседании Морской коллегии заявил, что морской флот под флагом России увеличился на 30% за последние пять лет. По его словам, таких показателей удалось достичь благодаря мерам господдержки судовладельцев и совершенствованием законодательства.

Вице-премьер пояснил, что субсидии направлены на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и лизинговым платежам и на возмещение части затрат на приобретение новых гражданских судов взамен судов, сданных на утилизацию (так называемый "утилизационный грант"). Также часть субсидий идет на осуществление морских скоростных пассажирских перевозок в Азовском и Черном морях.

Совместить субсидии и утильгрант

Минтранс считает возможным объединить такие меры поддержки судостроения, как утилизационный грант и субсидирование процентных ставок по кредитам и лизинговым платежам, а также продлить срок действия этих мер, сообщил Цветков.

Утилизационный грант - это единовременная выплата, которая компенсирует часть затрат на строительство новых судов гражданского назначения в случае сдачи на утилизацию прослуживших более 30 лет судов. При строительстве пассажирских судов возмещается 15% от стоимости нового судна, при строительстве других судов - 10%, на рыболовецкие суда и суда технического флота предоставляется субсидия в размере до 70 млн рублей.

"Мы говорили о возможных мерах экономической поддержки. Это, в частности, 383-е постановление [правительства] о субсидировании процентных ставок и 502-е постановление - утилизационный грант, возможности их пролонгации на более длительный период, поскольку в настоящее время они ограничены бюджетным циклом на три года, а по факту окупаемость цикла и кредиты превышают 7-10 лет, - сказал Цветков. - То есть у судовладельца создаются условия неопределенности для будущих поступлений средств из федерального бюджета".

Также, по его словам, Минтранс предложил рассмотреть вопрос о совмещении утилизационного гранта и субсидирования процентных ставок. Кроме того, считает замминистра, следует увеличить использование этих инструментов при строительстве морских судов, что, однако, потребует дополнительного финансирования в силу капиталоемкости и стоимости таких судов.

"Как нам доложили судостроители, рубль в поддержку буквально через 4-5 лет обернется двумя рублями прибыли, которые придут в бюджет. Мы их в этом отношении поддерживаем", - резюмировал Цветков.

Возврат к списку