Межведомственная комиссия по морскому культурному и историческому наследию Морской коллегии предлагает создать концепцию сохранения арктических маяков

Межведомственная комиссия по морскому культурному и историческому наследию Морской коллегии предлагает создать концепцию сохранения арктических маяков
Дата публикации
19 Октября 2018
Источник
ТАСС

Архангельская область предлагает создать концепцию сохранения маяков побережья Арктической зоны России. Это предложение было поддержано межведомственной комиссией по морскому культурному и историческому наследию Морской коллегии при правительстве РФ в пятницу в Архангельске.

"[Предлагается] разработка концепции сохранения маяков, имеющих историко-культурную ценность, которые находятся на прибрежной территории Арктической зоны РФ. Этот вопрос интересен не только для нас, но и для Карелии, для Дальнего Востока, в дальнейшем для регионов, которые ближе к Балтике <...> Государственная политика по дальнейшему использованию неэксплуатируемых маяков отсутствует, а их историко-культурное значение растет", - сказала в своем выступлении на комиссии руководитель инспекции по охране объектов культурного наследия Архангельской области Анна Ивченко.

Она отметила, что в регионе три маяка являются объектами культурного наследия, которые приняты на государственную охрану. Еще четыре сооружения включены в перечень выявленных объектов культурного наследия: маяки на мысе Желания (Новая Земля), Жигинский, Летнеорловский и Чесменский маяки на Белом море. По словам Ивченко, существуют большие сложности при проведении государственной историко-культурной экспертизы маяков. "Территории маячных городков Жижгинского, Летнеорловского и Чесменского маяков являются режимными объектами", - отметила она.

Памятник культуры и навигационный объект

По данным Ивченко, 90% маяков на территории РФ в собственности Министерства обороны, остальные - Минтранса и других собственников. "Маяк для собственника - это средство навигационного оборудования в виде капитального сооружения, и на этом основании мы получали мотивированные отказы в продолжении исследовательской деятельности и сбора материалов для экспертизы", - сказала она.

По ее словам, постановка на государственную охрану маяков вызывает опасения из-за необходимости в дальнейшем согласования работ на маяке. "Определенные опасения у собственников маяков вызывает необходимость согласования действий с нами, как региональным органом охраны, по ремонту маяков, в данном случае это переходит в разряд ремонтно-реставрационных", - уточнила она.

По словам Ивченко, собственники не рассматривают историко-культурное значение маяков "Их облик подвергается изменению, маяки обшиваются сайдингом, старые маячные оптические системы демонтируются и не сохраняются, с появлением новых оптических средств старые маяки и вовсе упраздняются", - заметила Ивченко, дополнив, что в решении вопроса требуется межведомственное взаимодействие, и концепция по сохранению маяков могла бы в этом помочь.

Как сказал ТАСС ответственный секретарь межведомственной комиссии по морскому культурному и историческому наследию Морской коллегии при Правительстве РФ Павел Филин, проблему сохранения арктических маяков необходимо решать между министерством обороны и министерством культуры, а для этого должна быть сформирована программа. "Я разговаривал с департаментом министерства обороны, они говорят, что должна быть какая-то программа. Вопрос тяжелый, это вопрос межведомственного взаимодействия между минобороны и минкультуры, но с маяками надо что-то делать, чтобы достичь баланса между объектом как памятником и как действующим маяком", - сказал собеседник агентства.

Возврат к списку