Специалисты и технические компетенции для постройки авианосца существуют


14 июля в Санкт-Петербурге завершил работу IX Международный военно-морской салон (МВМС-2019). По оценке экспертов, он является одной из ведущих мировых выставок в области кораблестроения, морского вооружения и судостроения. Как подтверждение этому – результаты МВМС-2019, которые свидетельствуют о его высокой востребованности со стороны предприятий морской отрасли.

Организатором мероприятия выступило Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

Салон проводился при участии Минобороны России, Министерства иностранных дел РФ, Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, правительства Санкт-Петербурга и АО «Рособоронэкспорт».

Организационный комитет по подготовке и проведению МВМС-2019 возглавляет заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, председатель Морской коллегии при Правительстве РФ Юрий Борисов.

«Плодотворной деятельности и взаимополезного общения»

10 июля Президент Российской Федерации Владимир Путин направил приветствие участникам, организаторам и гостям IX Международного военно-морского салона. В частности, глава государства отметил, что «эта масштабная выставка, представляющая на своих площадках новейшие образцы вооружения и военно-морской техники, передовые разработки и технологии, традиционно проходит в Санкт-Петербурге».

«Наша Северная столица заслуженно пользуется авторитетом одного из признанных центров кораблестроения. Здесь сосредоточены профильные вузы, научно-исследовательские и конструкторские организации, расположены мощные верфи, на которых создаются корабли и суда многоцелевого назначения», - подчеркнул Владимир Путин.

В завершение приветствия Президент России пожелал салону «успешной, плодотворной деятельности, а его гостям – успехов и взаимополезного общения».

От имени Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации к участникам МВМС-2019 обратилась Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. В своём приветствии она, в частности, выразила уверенность, что «его (МВМС-2019 – прим. автора) уникальная экспозиция и насыщенная деловая программа будут способствовать развитию российского судостроения, повышению его инвестиционной привлекательности, расширению военно-технического, информационного и научного сотрудничества».

Масштабный формат

В этом году участниками МВМС-2019 стали 353 предприятия из 29 стран, из них 28 – иностранные компании. В его работе приняли участие свыше 46 тысяч специалистов.

Участниками МВМС-2019 стали ОСК, Ростех, концерн «ЦНИИ «Электроприбор», концерн «НПО «Аврора», Центр технологии судостроения и судоремонта, судостроительная фирма «Алмаз», судостроительный завод «Вымпел», Ярославский судостроительный завод, концерн «Океанприбор», Зеленодольский завод имени А. М. Горького, корпорация «Тактическое ракетное вооружение», концерн «Морское подводное оружие – Гидроприбор», ЦНИИ конструкционных материалов «Прометей», машиностроительный завод «Армалит», концерн ВКО «Алмаз – Антей», АО «Акционерный Банк «Россия», Промсвязьбанк, концерн «Моринформсистема-Агат», Крыловский государственный научный центр и многие другие ведущие предприятия отечественной морской отрасли.

Экспозиция салона разместилась на 15 тысяч м² выставочной площади в павильонах, а также на открытых выставочных площадях, у причалов комплекса «Морской вокзал» и на акватории, прилегающей к выставочному комплексу.

Значительные площади в «Ленэкспо» занимали производители судового комплектующего оборудования, приборов, электронных компонентов, информационных технологий и продукции двойного назначения. Масштабный формат МВМС-2019 позволил представить продукцию предприятий на стендах и в виде натурных образцов у причалов, на открытых площадях и прилегающей акватории. В демонстрационном разделе у причалов Морского вокзала и на прилегающей акватории были представлены более 30 кораблей, катеров и судов из состава ВМФ, Пограничной службы ФСБ России и предприятий-участников салона. В их числе – новейший фрегат проекта 22350 «Адмирал флота Касатонов», которым командует капитан 1 ранга Иван Рогатин. Корабли данного класса предназначены для борьбы с надводными и подводными целями, способны наносить удар высокоточным ракетным оружием по суше и эффективно противостоять авиации.

Также участники и гости салона посетили корвет «Стойкий» проекта 20380, малый ракетный корабль «Мытищи» проекта 22800, малый ракетный корабль «Серпухов» проекта 21631, малый десантный корабль на воздушной подушке «Евгений Кочешков» проекта 12322, пограничный патрульный корабль 2 ранга «Камчатка» проекта 22120 и многие другие.

Помимо этого, у причалов выставочного комплекса были ошвартованы 22 катера предприятий-участников экспозиции.

Расширение номенклатуры и географии поставок

В Санкт-Петербург на салон приехали 50 официальных делегаций из 36 государств: собственно, в «Ленэкспо» были представлены практически все страны мира, которые занимаются производством и эксплуатацией морской техники.

В своём приветствии МВМС-2019 Президент России Владимир Путин также сделал акцент на убеждённости, что «богатая и насыщенная программа нынешнего, IX Международного военно-морского салона вызовет широкий интерес специалистов, будет содействовать наращиванию военно-технического сотрудничества и международной кооперации, продвижению российской продукции военного назначения на внешние рынки».

В итоге именно так всё и вышло: внимание зарубежных экспертов и специалистов к отечественным достижениям в области военного кораблестроения и гражданского судостроения, а также в области науки и разработок военной морской техники было большим и пристальным.

Так, АО «Рособоронэкспорт» (входит в Ростех) представило иностранным заказчикам новые образцы российской техники для военно-морского флота. В интервью «Вестнику МВМС» генеральный директор Рособоронэкспорта Александр Михеев, в частности, сказал, что «сегодня Россия присутствует практически во всех сегментах мирового рынка продукции для ВМФ, и мы способны обеспечить потребности любого заказчика. Рособоронэкспорт поставляет корабли различных классов, начиная с кораблей океанской зоны действия до патрульных катеров и десантно-штурмовых лодок, а также полный набор вооружения и техники для них». Как отметил глава компании, «кроме того, мы готовы к трансферу технологий в данной области и имеем компетенции в строительстве и оснащении береговых инфраструктурных объектов». По словам Михеева, «портфель заказов Рособоронэкспорта в части продукции для ВМС превышает 5 млрд долларов, что на несколько лет вперёд обеспечивает загрузку предприятий, которые в рамках импортозамещения добились возможности строить корабли полностью из российских комплектующих». В качестве примера – успехи двигателестроительной компании «ОДК-Сатурн» (г. Рыбинск, Ярославская область), наладившей выпуск газотурбинных двигателей, в том числе для экспортируемой техники.

«Мы постоянно работаем над расширением номенклатуры и географии поставок продукции для военно-морских сил, - отметил генеральный директор Ростеха Сергей Чемезов. – Сегодня наибольший интерес к нашей технике и технологическим решениям проявляют государства Юго-Восточной Азии. Безусловно, активно ведётся работа с нашими традиционными партнёрами – Индией и Китаем».

На МВМС-2019 представителям иностранных заказчиков продемонстрировали ряд интересных разработок: натурные образцы берегового ракетного комплекса «Рубеж-МЭ», 57-мм автоматической облегчённой артиллерийской установки АУ-220М, различных кораблей российского производства, в том числе МРК проекта 22800Э «Каракурт-Э».

Кроме того, в дни салона для иностранных делегаций провели презентации наиболее востребованных на рынке образцов, в том числе фрегата (на базе сторожевого корабля) проекта 11661 «Гепард-3.9» и малого сторожевого корабля проекта 20382 «Тигр» в новом экспортном облике, противоминного корабля базовой зоны проекта 12701Э, патрульного корабля проекта 22160, скоростного патрульного катера проекта 12150 «Мангуст», транспортно-десантного катера БК-16, а также подводных лодок проекта 636 и «Амур-1650», оснащаемых ракетными системами Club-S.

Атомный «Ламантин» и другие новинки

Большое внимание практически всех участников и гостей МВМС все дни работы салона было приковано к макету новейшего атомного авианосца проекта 11430Э «Ламантин».Его проект разработан Невским проектно-конструкторским бюро.

Водоизмещение корабля с атомной энергетической установкой составит 80–90 тысяч тонн, максимальная длина – 350 м, автономность – около 120 суток, скорость полного хода – около 30 узлов. Экипаж – 2800 человек.

В составе авиагруппы – до 60 летательных аппаратов, в числе которых тяжёлые и легкие истребители палубного базирования, корабельные вертолёты и самолёты ДРЛО. Предусмотрено также базирование до десяти беспилотников. Корабль может быть оснащён несколькими типами разгонных устройств для действий палубной авиации, в том числе трамплином, двумя электромагнитными катапультами и четырьмя аэрофинишёрами.

По мнению главнокомандующего ВМФ адмирала Николая Евменова, которое приводит ТАСС, за авианосцами будущее, Россия будет развивать их строительство, исходя из имеющихся возможностей.

«Строить мы их будем, но, наверное, сейчас время не пришло. Время пришло восстановить техническую готовность того, что у нас есть, и дать задел на будущее. Атомный авианосец, конечно, будет, но не в ближайшей перспективе», - сказал он.

Что касается готовности кораблестроителей, то, как отметил глава ОСК Алексей Рахманов, «специалисты и технические компетенции для постройки авианосца тех размерений, о которых мы говорили, существуют. Как только будет сигнал «на старт», тут же приступим к этой работе».

Ещё одна новинка МВМС-2019 – необитаемый подводный аппарат «Александрит-ИСПУМ-Э», предназначенный для оснащения кораблей противоминной обороны проекта 12700 (шифр «Александрит»). Согласно данным разработчика, АО «ГНПП «Регион», новая интегрированная система поиска и уничтожения мин предназначена для борьбы с морскими минами на глубинах до 300 м. Может применяться при волнении моря до трёх баллов. Скорость – порядка 3–6 м/с в зависимости от режима работы.

Холдинг «Росэлектроника» (входит в Ростех) представил интегрированный комплекс связи с искусственным интеллектом. Система управления сама настраивает аппаратуру для работы в требуемой радиосети и переходит на другой род связи при необходимости. Комплекс связи позволяет обеспечить радиосвязь между надводными кораблями ВМФ любого ранга и командными пунктами, другими надводными кораблями, подводными лодками, авиацией. Отмечается, что в ближайшие десятилетия он станет основой систем связи ВМФ. На сегодняшний день им уже оснащён ряд кораблей различных проектов, а также заключены контракты на будущие поставки.

Невское проектно-конструкторское бюро (входит в ОСК) представило БДК обновлённого проекта 11711Э «Кайман» с увеличенным водоизмещением и десантовместимостью. По данным производителя, полное водоизмещение этого корабля составит около 8 тысяч тонн, максимальная длина – 150 м, автономность – около 120 суток, скорость полного хода – около 18 узлов. Экипаж корабля – порядка 120 человек. Он сможет нести на борту до двух транспортно-десантных или поисково-спасательных вертолётов, а также от шести до десяти штурмовых катеров, размещённых на шлюпбалках.

Строго по-деловому

За время салона было проведено более 130 официальных переговоров с участием главнокомандующего ВМФ адмирала Николая Евменова, должностных лиц ФСВТС России, представителей Рособоронэкспорта, Объединённой судостроительной корпорации и других ведущих компаний.

В рамках МВМС-2019 также был подписан ряд соглашений. В частности, Промсвязьбанк провёл ключевые переговоры с крупнейшими предприятиями судостроения, в числе которых НИПТБ «Онега», Центр судоремонта «Звёздочка», Балтийский завод, Институт сетевых технологий. Было подписано несколько кредитных договоров, в том числе по ставке 6,5%, в рамках начавшейся программы льготного кредитования предприятий оборонно-промышленного комплекса.

АО «Акционерный Банк «Россия», Объединённая судостроительная корпорация и АО «Машпромлизинг», входящее в ОСК, подписали меморандум о взаимодействии сторон в реализации программы по аренде судов. Кроме того, Банк «Россия» подписал соглашение о сотрудничестве с Санкт-Петербургским морским бюро машиностроения «Малахит», судостроительным заводом «Море», Центром технологии судостроения и судоремонта (АО «ЦТСС»), машиностроительным предприятием «Винета», машиностроительным заводом «Армалит», судостроительной корпорацией «Ак Барс» и концерном «Моринформсистема-Агат».

Ярославский судостроительный завод подписал контракт с ООО «Механика-Р» на поставку винто-рулевых колонок мощностью 2,5 МВт для морских буксиров проекта 23470.

Конечно же, это далеко не полный перечень подписанных соглашений, проведённых переговоров и рабочих встреч.

Например, активное участие в IX Международном военно-морском салоне приняли представители Ассоциации предприятий морской индустрии «Морколлегия информ».

Так, президент Ассоциации предприятий морской индустрии «Морколлегия информ» адмирал Владимир Комоедов провёл на полях МВМС-2019 встречи с руководителями ряда отечественных судостроительных и судоремонтных предприятий. В ходе бесед были затронуты вопросы, касающиеся профильной деятельности предприятий, повышения эффективности их производств, а также импортозамещения. Обсуждались возможности реализации в рамках Ассоциации новых производственных проектов.

На салоне также состоялась рабочая встреча адмирала Владимира Комоедова и ректора Федерального государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Петербургский энергетический институт повышения квалификации» (ФГАОУ ДПО «ПЭИПК») Министерства энергетики РФ доктора технических наук, профессора Александра Назарычева.

В ходе переговоров была достигнута договорённость о том, что ФГАОУ ДПО «ПЭИПК» становится базовой площадкой по реализации совместно с представительством Ассоциации предприятий морской индустрии «Морколлегия информ» в Северо-Западном федеральном округе, которое возглавляет Константин Лысов, уникального кадрового проекта «Энергия флота».

Научные конференции и парусная регата

На МВМС-2019 в рамках конгрессно-делового раздела салона были проведены 13 мероприятий (семинары, презентации и т. д.), в том числе – четыре научные конференции.

Так, организаторами XМеждународной конференции «Военно-морской флот и судостроение в современных условиях» NSN’2019 выступили Комитет по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга и ФГУП «Крыловский государственный научный центр».

На судостроительном заводе «Северная верфь» в партнёрстве с информационным центром «Маринконф» прошла XX Международная научно-практическая конференция МОРИНТЕХ-ПРАКТИК «Информационные технологии в судостроении – 2019».

PLM-ФОРУМ-2019 «Управление жизненным циклом изделий судостроения. Информационная поддержка» провели Комитет по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга и информационный центр «Маринконф».

Инициаторами проведения V Международной научно-практической конференции «Имитационное и комплексное моделирование морской техники и морских транспортных систем» (ИКМ МТМТС-2019) стали также Комитет по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга и Центр технологии судостроения и судоремонта.

При поддержке парусного союза Санкт-Петербурга прошла ставшая традиционной парусная регата на приз МВМС-2019.

В целом, по мнению экспертов, итоги IX Международного военно-морского салона свидетельствуют, что российские и зарубежные предприятия ведут активную маркетинговую политику, направленную на расширение своего участия в международной кооперации, которая связана с разработкой и производством таких сложных технических систем как боевые корабли. Какими станут результаты этого, уверен, мы узнаем и увидим уже через два года: на юбилейном XМеждународном военно-морском салоне МВМС-2021.

Подготовил Сергей Васильев, 

редакция журнала 

«Морская политика России»

Фото автора

  • Специалисты и технические компетенции для постройки авианосца существуют
  • Специалисты и технические компетенции для постройки авианосца существуют
  • Специалисты и технические компетенции для постройки авианосца существуют
  • Специалисты и технические компетенции для постройки авианосца существуют
  • Специалисты и технические компетенции для постройки авианосца существуют
  • Специалисты и технические компетенции для постройки авианосца существуют
  • Специалисты и технические компетенции для постройки авианосца существуют
  • Специалисты и технические компетенции для постройки авианосца существуют
  • Специалисты и технические компетенции для постройки авианосца существуют
  • Специалисты и технические компетенции для постройки авианосца существуют
  • Специалисты и технические компетенции для постройки авианосца существуют
  • Специалисты и технические компетенции для постройки авианосца существуют
  • Специалисты и технические компетенции для постройки авианосца существуют
  • Специалисты и технические компетенции для постройки авианосца существуют
  • Специалисты и технические компетенции для постройки авианосца существуют
  • Специалисты и технические компетенции для постройки авианосца существуют
  • Специалисты и технические компетенции для постройки авианосца существуют
  • Специалисты и технические компетенции для постройки авианосца существуют
  • Специалисты и технические компетенции для постройки авианосца существуют
  • Специалисты и технические компетенции для постройки авианосца существуют
  • Специалисты и технические компетенции для постройки авианосца существуют
  • Специалисты и технические компетенции для постройки авианосца существуют
  • Специалисты и технические компетенции для постройки авианосца существуют
  • Специалисты и технические компетенции для постройки авианосца существуют
  • Специалисты и технические компетенции для постройки авианосца существуют
  • Специалисты и технические компетенции для постройки авианосца существуют
  • Специалисты и технические компетенции для постройки авианосца существуют
  • Специалисты и технические компетенции для постройки авианосца существуют
  • Специалисты и технические компетенции для постройки авианосца существуют
  • Специалисты и технические компетенции для постройки авианосца существуют
  • Специалисты и технические компетенции для постройки авианосца существуют
  • Специалисты и технические компетенции для постройки авианосца существуют

Возврат к списку