Бриг "Меркурий"


ЗАМЕСТИТЕЛЬ 

ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА 

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Минкультуры России (В.Р. Мединскому)

Минобороны России (С.К. Шойгу)

Минпромторгу России (Д.В. Мантурову)

Рассмотрите совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями при участии правительства Севастополя вопрос реализации предложений Ассоциации предприятий морской индустрии “Морколлегия информ”.

Краткое описание проекта “Бриг Меркурий”

4. Цель проекта

Производство художественного полнометражного фильма по книге Г. Черкашина “Меркурий” – бриг россиийский” (все права на экранизацию и киносценарий – “Кинокомпания “Парамир”).

Строительство по оригинальным чертежам полноразмерной действующей копии парусного корабля “Бриг Меркурий”, которая после съемок может использоваться, как учебное парусное судно для курсантов Военно-морских училищ.

Создание на базе полномасштабной копии легендарного парусника, с полным вооружением и снаряжением, а также декораций и макетов десятка плавсредств, костюмов и реквизита после съемок фильма уникального исторического комплекса “Бриг Меркурий” с интерактивной экспозицией героического подвига его экипажа.

Ежегодное проведение в Севастополе памятных Культурно-массовых мероприятий с исторической реконструкцией легендарной героической битвы экипажа российского парусника – брига “Меркурий”, Междунородного фестиваля морских фильмов “Памяти “Меркурия”, а также всероссийских чтений “Памяти “Меркурия” и конкурсов сочинений о героических страницах истории Российского Военно-морского флота.


Подвиг, который потряс мир

Бой брига «Меркурий» с турецкими кораблями 1829 года

Капитан-лейтенант А.И. Казарский стал командиром боевого корабля, когда ему исполнилось 28 лет. За плечами было уже 11 лет службы на море. Тем не менее для того времени он был молодым капитаном, что говорило о его незаурядных командирских качествах и о справедливом к нему отношении главного командира Черноморского флота вице-адмирала А.С. Грейга.

Двухмачтовый бриг «Меркурий» был построен в 1820 году в Севастополе по чертежам известного корабельного мастера Ивана Яковлевича Осминина. Вооружение — 18 двадцатичетырехфунтовых карронад с коротким стволом, предназначенных для нанесения неприятелю тяжелых ударов на близкой дистанции. Еще две пушки были дополнительно установлены на носу и на корме.

В апреле 1828 года А. С. Грей отправил А.И. Казарского к Константинопольскому проливу, как говорится в документах, «для обозрения турецкого флота». Десять дней «Меркурий» крейсировал под турецкими берегами. Иногда Казарский входил в зону обстрела турецких батарей, вызывая их огонь, и хладнокровно отмечал расстояние орудий. Один из членов команды Селивестр Дмитриев свидетельствовал, что бесстрашие, с которым Казарский маневрировал под огнем противника, снискали ему большое уважение. Авторитет нового командира укреплялся с каждым днем.

Крейсерство у Босфора под самым носом турецкого флота было нешуточным делом. Чуть ли не ежедневно русским разведчикам приходилось на всех парусах уходить от противника, который бросался вдогонку целой эскадрой.

Первый успех выпал на долю «Меркурия» в начале мая 1829 года, когда от греческих патриотов удалось узнать, что в Пендераклие (город и порт на южном берегу Черного моря, современное название Эреган) достраивается линейный турецкий корабль. Отряд русских кораблей на всех парусах помчался к туркам и потопил 18 судов неприятеля.

А.С. Грейг принял решение усилить разведку у Босфора. Теперь «Меркурий» ходил не одни, а вместе с 44-пушечным фрегатом «Штандарт» и бригом «Орфей». Старшим отряда был назначен командир фрегата Павел Яковлевич Сахновский.

11 мая (по старому стилю) 1829 года у Босфора отряд из трех кораблей разведчиков столкнулся с турецкой эскадрой из 13 боевых кораблей. Сахновский принял решение: разойтись разными курсами и идти поодиночке, чтобы хотя бы один мог дойти до главных сил у Румейских берегов и сообщить о появлении противника. Более быстроходные «Штандарт» и «Орфей» вскоре скрылись за горизонтом. «Меркурия», уходившего на норд-норд-вест, стали настигать два линейных корабля: 110-пушечный «Селимие» под флагом капудан-паши и 74 пушечный «Реал- Бей» (соотношения по орудиям — 184 пушки против 18 (20).

Казарский собрал офицерский совет. По предложению поручика корпуса флотских штурманов Ивана Петровича Прокофьева было решено драться. Последний оставшийся в живых офицер выстрелом из пистолета в крюйт-камеру должен был взорвать бриг. Марос Савельев получил от Казарского приказ стрелять в каждого, кто попытается в знак сдачи в плен спустить флаг. О предстоящем бое Казарский рассуждал примерно так:

У «Меркурия» даже в начале боя будет очень невыгодное положение. Что он может противопоставить мощным пушкам носовых батарей турок? Две маленькие пушечки, что сосредоточат па корме? Значит, нужно маневрировать, все время маневрировать, чтобы могли действовать более мощные карронады с бортов. Меткий огонь по самым уязвимым местам кораблей врага и правильный быстрый маневр должны решить дело.

Вскоре турецкие линкоры подошли на расстояние выстрела и открыли огонь мраморными ядрами. Однако тактика отважного и умелого Казарского была настолько необычна и неожиданна, что турки никак не могли пристреляться. Когда турки наконец заняли желаемую позицию и «Меркурий» оказался под перекрестным огнем, Александр Иванович прошел под форштевнем «Селимие» и вырвался из клещей. Турки в орудийном дыму продолжали палить друг в друга.

Вскоре канонир «Меркурия» Лысенко сбил грот-мачту «Селимие», вынудив его лечь в дрейф. Матрос Щербаков грудью заслонил командира от смертельной пули. Подойдя на пистолетный выстрел к «Реал-бею», канониры брига перебили ему фор-марса-рей (вторая от палубы поперечная перекладина носовой мачты). Так как все паруса фок-мачты рухнули на палубу продолжать преследование «Реал-бей» уже не мог.

Это произошло спустя четыре часа после начала боя. Ни разу в ходе боя турецкие линкоры не отважились подходить вплотную к русскому бригу, и на то были свои причины. Когда 18 мая 1788 года корабль капитана 2-го ранга Иоганна Рейнгольд Сакена настигли одиннадцать быстроходных турецких кораблей у устья Буга, он принял решение взорвать свой корабль, но не сдаваться врагу. Вместе с русским кораблем взлетели на воздух и четыре турецких. Перед этим такой подвиг совершил командир бота Донской флотилии капитан Дефремерн. Турки стали избегать абордажных схваток с русскими кораблями.

Повреждения лишили турок возможности продолжать преследование, и бой прекратился. Уходившие корабли «Штандарт» и «Орфей» СТИХШУЮ канонаду восприняли как гибель «Меркурия» и приспустили в знак траура по нему свои флаги.

Поединок наблюдал экипаж фрегата «Рафаил», за три дня до этого без боя спустивший флаг и находившийся в плену на турецком флагмане. Турецкий офицер с флагманского корабля писал: «Ежели в великих деяниях древних и наших времен находятся подвиги храбрости, то сей поступок должен все оные помрачить и имя сего героя должно быть начертано золотыми литерами на храме славы. Он называется капитан-лейтенант Казарский, а бриг — «Меркурий».

Из 114 человек экипажа «Меркурия» погибло 4 и ранено 6 матросов. А. И. Казарский получил контузию в левой части головы. Корпус брига получил 22 пробоины, 16 повреждений в рангоуте, 133 — в парусах и 148 — в такелаже. Заделав повреждения и откачав воду, корабль пошел на соединение с главными силами флота.

Командир Черноморского флота вице- адмирал А. С. Грейг, восхищенный мужеством А. И. Казарского, в донесении писал: «...храбрость и твердость духа командира судна и всех чинов оного, обрекших себя на смерть для спасения чести флага им носимого, превышает всякую обыкновенную меру награды, какую я могу назначить сим людям».

Экипаж «Меркурия» был щедро награж-ден. А. И. Казарский и И. И. Прокофьев по-лучили по Георгию IV степени, остальные офицеры - ордена Владимира IV степени с бантом, все матросы — Знак отличия Военного ордена. Офицеров произвели в сле-дующие чины, а Казарский получил еще и звание флигель-адъютанта императора. Всем офицерам и матросам была назначена пожизненная пенсия в размере двойного жалования. В дворянские гербы офицеров Департамент Геральдики Сената внес изображение тульского пистолета, что лежал на шпиле брига и должен был сыграть решающую роль в уничтожении корабля. «Меркурий» получил Георгиевский флаг и вымпел.


В Севастополе восстановят легендарный парусник начала XIX века


В Севастополе планируют построить копию легендарного брига "Меркурий", который в 1829 году одержал победу в неравном бою с двумя турецкими линейными кораблями. Как рассказал РИА Новости Крым член рабочей группы по воссозданию судна Валерий Медведев, в ближайшее время специалисты верфи "Полтава" (Санкт-Петербург) передадут в Севастополь эскизы героического парусника. 

По словам Медведева, идея возродить "Меркурий" родилась 10 лет назад, но после вхождения Севастополя в состав России она получила новый толчок.  

"Еще полгода назад при общественной палате и губернаторе Севастополя была создана рабочая группа, которая приступила к работе по воссозданию брига "Меркурия". В начале августа ездили в Санкт-Петербург на судоверфь "Полтава", которая возрождает парусный линейный корабль "Полтава", и буквально на этой неделе нам привезут эскизы брига "Меркурий" – сделают подарок от Санкт-Петербурга", — сказал он.

Проект воссоздания двухмачтового парусника поддержало и правительство РФ, которое поручило рассмотреть вопрос реализации инициативы ассоциации "Морколлегия информ", в том числе о работе над созданием художественного фильма "Бриг "Меркурий" с целью популяризации беспримерного подвига экипажа брига, а также восстановления полноразмерной копии героического парусника. 

По словам Медведева, корабль сохранит все особенности первоначального брига, но при этом получит современную силовую установку.  

"Парусник будет и музеем, и действующим судном, где смогут проходить практику кадеты и курсанты, принимать участие в парадах, и уходить в морские походы", — отметил член рабочей группы. 

По мнению Медведева, корабль может быть восстановлен на площадке Севморзавода.  

В мае 2020 года исполняется 200 лет со дня спуска на воду брига "Меркурий". Во время русско-турецкой войны в мае 1829 года бриг под командованием капитан-лейтенанта Александра Казарского одержал блистательную победу в неравном бою с двумя турецкими линейными кораблями. Самоотверженным подвигом экипаж увековечил свои имена: указом Императора Николая I корабль награжден кормовым Георгиевским флагом. Три военных корабля Черноморского флота поочередно носили название "Память Меркурия": корвет (1865 года) и два крейсера (1883 года и 1907 года).

Возврат к списку